Татьяна Иваницкая
Эмоциональное благополучие детей младенческого и раннего возраста в доме ребенка
Ребенок с раннего возраста как «губка» впитывает в себя эмоционально-нравственный опыт семьи : убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности, которые, впоследствии, переносит на отношения с окружающими его детьми и взрослыми [1]. В нашем случае семья для воспитанников дома ребенка – это сотрудники группы, которые являются близкими и значимыми взрослыми для них.
Публикация «Эмоциональное благополучие детей младенческого и раннего возраста в доме ребенка» размещена в разделах
Входя в новую «семью», наши дети проходят адаптацию. А что такое адаптация в нашем случае? Это вхождение ребенка в новую среду и приспособление к условиям этой среды. Поэтому нам, как близким взрослым, необходимо создать такую среду для ребенка, чтобы она была естественной и комфортной.
С 2015 года наше учреждение работает по проекту «Как дома». Каждая группа – это семья. Воспитывая наших деток, мы следуем принципам «Забота с уважением», которые помогают выстроить правильное взаимодействие взрослого и ребенка во всех видах деятельности в режиме дня с учетом их индивидуальных особенностей: свобода движения, игры; безопасность пространства; предсказуемость поведения и действий взрослого; предоставление ребенку времени; бережное отношение к его телу.
Что подразумевается под эмоциональным благополучием детей? Можно назвать ряд условий, которые и будут составлять эмоциональное благополучие : это правильно организованные режим дня, предметно-развивающая среда, взаимодействие с взрослыми, основанное на сотрудничестве.
Для маленького ребенка очень важно чувствовать безопасность окружающего его быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность [1]. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, что положительно влияет на процессы роста и развития организма.
На мой взгляд, одним из самых важных условий эмоционального благополучия малыша является общение и тактильная терапия: поглаживания, объятия, игры на коленках, пальчиковые игры, игры-забавы и др.
Существует давняя традиция - сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувства безопасности и комфорта. Тем более, что и сами действия, которые осуществляет взрослый, ухаживая за ребенком (покачивания, поглаживания, тетешкания) также ритмичны и потому очень нужны малышу. Этот телесный контакт помогает устанавливать связь между взрослым и ребенком. Ребенок младенческого возраста именно через свое тело получает информацию об окружающем мире – то, как взрослый будет относиться к телу ребенка, сформирует общие представления ребенка. Если взрослый будет прикасаться к ребенку бережно, деликатно, уважительно, тогда и ребенок научится себя уважать, почувствует свою значимость.
Во втором полугодии первого года жизни эмоциональные игры взрослого с ребенком очень быстро усваиваются малышом и легко переносятся на игру. Эмоциональные игры с взрослым имеют самостоятельную ценность в воспитании ребенка младенческого и раннего возраста, они дают ему чувство радости от общения с близким взрослым и создают условия для обучения и воспитания малыша. Именно в них складывается основа для развития всех сторон деятельности и психики ребенка младенческого и раннего возраста [2]. Это такие игры как «Ладушки», «Сорока, сорока», «Идет коза рогатая», «Игры с пальчиками», «Игры в прятки» и т. п.
Особенно яркое эмоциональное воздействие оказывает на ребенка раннего возраста музыка. На первом году жизни можно научить ребенка слушать музыку, и даже классическую. Наши детки с удовольствием слушают музыку, успокаиваются, радуются. Звучащие предметы вызывают собственную звуковую активность младенца, и потому, как только смолкает звук, малыш сам начинает издавать звуки, совершать характерные движения тельцем и искать глазами близкого взрослого для того, чтобы разделить с ним свою радость.
Ребенок конца первого – начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок, любит «танцевать» под музыку и веселиться.
Мы систематически поем песенки, прослушиваем их в записи, учим двигаться под музыку, играть и воображать. Включение музыки в жизнь ребенка первых трех лет жизни очень важно для его эмоционального состояния.
В раннем возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого влияет на активную деятельность ребенка. Ребенок развивается в процессе общения с взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество [2]. Сотрудничество взрослого и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку определенные знания, умения и навыки, но и ребенок должен хотеть их взять, «присвоить».
Особая чувствительность взрослого к ребенку делает его совершенно неосознанно талантливым педагогом – взрослый подхватывает каждое новое достижение малыша и, как бы подражая ему, использует новый звук, возглас и даже движение [1]. Особенно важно, чтобы этот отклик близкого взрослого был адресован малышу в самые первые дни, часы, месяцы его жизни. В первом полугодии жизни игра в «гляделки» становится одной из самых важных в общении двух партнеров - младенца и близкого взрослого. Голосом, позой, интонацией, нежными прикосновениями близкий взрослый выражает ребенку свою любовь. Мы стремимся разделить с малышом многие эмоциональные состояния и избавить его от отрицательных эмоций.
Таким образом, мы создаем положительный эмоциональный фон в группе, тем самым, помогая нашим детям расти веселыми, жизнерадостными, активными, чувствовать свою значимость и принадлежность к сообществу других детей и близких взрослых в «семейной» группе. Все это способствует гармоничному развитию личности.
Литература
1. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец : психологическое взаимодействие. - СПб., 2014г. – 288с.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб. : Изд-во «Речь». 2015. – 176с.