Ольга Мехоношина
Методика и практика проведения НОД по экспериментированию в средней группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение НОД по экспериментированию в средней группе ДОУ.
На примере опытной деятельности с водой.
Цель: формировать умение получать исходные сведения об объекте исследования в процессе его практического преобразования. Способствовать формированию у детей умения выполнять действия в определённом порядке, понимать и использовать в деятельности простые модели, предложенные взрослым.
Публикация «Методика и практика проведения НОД по экспериментированию в средней группе ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материалы: стаканы с водой, краски, кисточки, кусочки льда, камешки, жёлуди, соль, сахар, ложки, картинки с изображением воды – реки, моря, водопады и т. д.
Оборудование: музыкальный центр.
1 этап – вводная часть, информационный блок.
Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека. Вода - среда обитания, без воды растения засыхают и гибнут. Люди используют воду для поддержания чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д. Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе - снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т. д.
Для этого используем загадки, стихи о воде и показываем картинки.
Например, загадки.
1) Если б не было её, мама б не стирала,
Пол бы папа не помыл, а кораблик не поплыл.
2) Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.
Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.
3) Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
4) Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
5) В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Стихи.
1) Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкий речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вода? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
2) Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
3) Нам всем интересно: откуда вода?
Из снега берется, иль может из льда?
Хотя, и подземным ручьем вода бьет,
Так, может, она там начало берет?
Вопрос интересный, и чтоб разузнать
Откуда вода, надо книжки читать!
Ответы узнаем из умных мы книг
И все вокруг тайны откроются вмиг!
2 этап – основная часть, действенно-мыслительный блок.
Создаём условия для использования практических действий, при которых выявляются свойства воды. Воспитатель способствует установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Даёт представление о том, что некоторые вещества (соль, сахар) растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).
Опыт 1. Вода – прозрачная жидкость.
Ставим на стол стакан с водой. Просим одного ребёнка опустить в стакан, тяжёлый предмет, например камешек, жёлудь и т. д. Спросить детей, что они видят и попросить их объяснить, почему мы видим эти предметы. Делаем вывод: «Вода бесцветная и прозрачная жидкость».
Опыт 2. Воду можно окрасить.
Ставим на стол два стакана с водой и краски с кисточками. Приглашаем двух детей к столу и просим, одного ребёнка смешать воду с синей краской, а другого – с красной.
Спрашиваем у детей, что у нас получилось и объясняем, что воду можно окрасить в любой цвет. Затем просим детей добавить ещё краски в воду и наблюдаем, что происходит. Спрашиваем, как изменился цвет воды, и подводим детей к выводу: «Чем больше краски добавить в воду, тем ярче её цвет. Вода принимает цвет той краски, которую в неё добавили».
Опыт 3. Вода растворяет некоторые вещества, например соль и сахар.
Ставим на стол два стакана с водой и одну баночку с солью, а другую – с сахаром. Просим подойти двух детей и добавить в один стакан соль, в другой – сахар. Показать детям, что в воде видны кристаллики этих веществ. Попросить размешать их ложкой.
Спросить, что произошло. Обратить внимание, что кристаллов больше не видно, а значит, они растворились в воде. Так как дети не умеют читать, можно дать попробовать детям эту воду и определить, где какая вода (очень яркий и запоминающийся момент). Делаем вывод: «В воде можно растворить соль и сахар, при этом вода на вкус будет или сладкая, или солёная».
Опыт 4. Вода холодная и горячая.
Ставим на стол два стакана – один с холодной водой, а другой с тёплой. Приглашаем к столу ребёнка. Можно дать ему потрогать оба стакана и спросить, что он чувствует.
Затем показываем детям кусочек льда. Необходимо рассказать им, что лёд это тоже вода. Вода становится льдом при низкой температуре, она замерзает.
Просим ребёнка опустить в каждый стакан по кусочку льда. Наблюдаем, что происходит. Спрашиваем детей, что они увидели и как можно объяснить, что в одном стакане лёд растворился быстрее, чем во втором. Выслушиваем детей и напоминаем им, что в одном стакане вода теплее, чем в другом. С помощью наводящих вопросов подводим детей к ответу: «Чем выше температура воды, тем быстрее в ней растворяются вещества».
Опыт 5. Какая форма у воды?
Ставим на стол пустые ёмкости разной формы – стакан, тарелку, поварёшку, ложку и большой таз с водой или большую бутылку. Попросить одного из детей налить в каждую ёмкость воду. Спросить у детей, что они видят, и какой вывод можно сделать. С помощью наводящих вопросов подвести их к пониманию того, что вода принимает форму той емкости, куда её наливают.
Опыт 6. Звучит ли вода? Можно ли услышать воду?
Спросить детей, как они думают, есть ли звук у воды и можно ли её услышать. Выслушав ответы детей, дать послушать им аудио записи шума воды – водопад, дождь, шум моря, звук воды, которая капает из крана. Попросить детей отгадать, какой шум они слышат, потом попросить сравнить эти звуки и ответить на вопрос: «Почему эти звуки воды отличаются?». Подвести детей к пониманию того, что вода тоже звучит и громкость этого звука зависит от количества воды. Чем больше воды, тем сильнее и громче звук.
3 этап – заключительная часть, рефлексия, блок преобразования. В конце НОД необходимо подвести итог. Спросить детей, какие опыты делали и что нового они узнали о воде. Можно дать всем желающим повторить понравившиеся опыты.
Необходимо создать условия для самостоятельного преобразования воды: изменения цвета, формы, состояния. Для этого в уголке природы можно поставить ёмкость с водой и положить камушки или жёлуди. В художественном уголке поставить стаканчики с водой, кисточки и краски.
Дать задание совместно с родителями провести преобразование воды.
Например, взять формочку и налить в неё окрашенную в любой цвет воду. Затем поставить её в морозилку вечером, а утром достать и посмотреть, что получится. Обязательно поинтересоваться, кто провёл дома опыт, и попросить рассказать о нём.
Я считаю, что для наибольшего эффекта повышения интереса детей к окружающему миру и для создания позитивного эмоционального состояния, необходимо создать уголок экспериментирования. В этом уголке могут находиться предметы для проведения опытов. Воспитатель должен периодически менять и пополнять исследуемые объекты, а также обеспечить безопасность детей, при проведении исследований.