Оксана Нефёдова
Экспериментирование — увлекательный мир для дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Нефёдова Оксана Геннадьевна, воспитатель МАДОУ МО
г. Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 208 «Солнышко»
Детское экспериментирование – способ развития, включающий в себя наблюдение, опыты, проводимые ребёнком. Информация запоминается прочно и надолго, когда ребёнок активный участник процесса.
Экспериментальная деятельность, как и социально – коммуникативное развитие детей тесно связаны со всеми образовательными областями и решают общие задачи. Экспериментирование позволяет познавать целостную картину окружающего мира, вступать в диалог и ясно выражать свои мысли, задавать вопросы, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Экспериментирование — увлекательный мир для дошкольника» размещена в разделах
Главное достоинство экспериментов, опытов которые проводим с детьми в том, что они позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Эксперименты построены так, что они начинаются с более простых, плавно перетекая к головоломным, по мере формирования интереса и багажа знаний у детей. В старшей группе - «Чистота снега», «Куда исчезает снег», в подготовительной – «Проверяем температуру снега», «Незамерзающая вода» и др.
На прогулке с детьми наблюдаем за зимующими птицами, которые прилетают к нам на кормушку. С помощью условных мерок, согласно таблице необходимого корма в день для различных птиц, рассчитали, сколько надо пшена и овса, чтобы накормить птиц. Данный эксперимент закрепил знания детей по теме «Измерение» в образовательной области «Математика».
Развитие речи также связано с исследовательской деятельностью: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение правильно выражать свою мысль облегчает проведение опыта. Эксперимент «Определи на вкус» развивает речевую активность детей. Необходимо правильно подобрать слова, выражающие вкусовые ощущения, эмоциональное состояние.
Во время занятия по теме "Хлеб - всему голова ребенок знакомится с техникой, которая обрабатывает землю (обогащение словаря, проводит опыты с зерном, с разными сортами хлеба. Полученные в ходе экспериментов сведения обобщают в небольшом рассказе. У детей формируется представления о структуре рассказа: начало - середина - конец.
Исследовательская деятельность, экспериментирование, наблюдение, опыты помогают ребятам в изобразительной деятельности. В ходе эксперимента «Волшебные краски» дети не только видят, какие цвета можно получить, если смешивать краски, но и знакомятся с их названиями: охра, васильковый, бирюза, фуксия.
Чем лучше ребёнок изучит объект, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Изучив строение цветка, бабочки, муравья, правильно изображают это в ходе рисования, лепки, конструирования из бумаги.
Сегодня мы не можем представить себе наше существование без мыла. Дети моют руки перед едой, после прогулки, после работы с пластилином, красками. У ребят возник вопрос, а почему мыло разное по цвету, запаху и форме. Чтобы узнать ответы на эти вопросы, провели эксперимент. Взяли кофе, ванилин, пищевые красители, отруби, мыльную основу, формы для будущего мыла и получили уникальный продукт.
И пусть результаты работы просты и незамысловаты, но важны не они, а сам опыт, который вызывает у ребенка большой интерес, способствует развитию самостоятельности и формированию трудовых навыков.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»