наталья неупокоева
Экспериментирование посредством худодожественно-этического творчества в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд “Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
(Конфуций)
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Особый интерес представляет использование нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования.
2 слайд
Публикация «Экспериментирование посредством худодожественно-этического творчества в ДОУ» размещена в разделах
Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является художественно-продуктивная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина, глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным и эффективным способом освоения окружающего мира.
3 слайд
В ходе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщение; развитие речи при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов.
Ребёнок учится высказывать свою точку зрения, рассуждать, доказывать, спорить, делать выводы, ставить вопросы и находить на них ответы, уметь видеть предметы с новой необычной и неожиданной стороны. Ребенок не получает готовых ответов, готовых шаблонов, а учится рассуждать. Здесь нет места страху, неуверенности, тревоге, подавленности.
4 слайд
Использование художественного экспериментирования с нетрадиционными материалами способствует развитию у ребё нка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги;
- глазомера и зрительного восприятия;
Слайд 5
- внимания, усидчивости и наблюдательности;
- эстетического восприятия;
- эмоциональной отзывчивости;
- познавательной активности в целом.
6 Слайд Экспериментирование с цветом. Дети активно смешивают цвета, высветляют, затемняют исходный цвет для получения нужного оттенка. Особый интерес вызывает смешение цветов пластилина. В результате дети приходят к пониманию механизмов получения нужного цвета, кроме того, получают представления о цветовой гармонии;
7 слайд
- экспериментирование с материалами, их свойствами: традиционные- гуашь, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон;
нетрадиционные- солёное тесто (поделки можно украсить бусами, семенами, перьями, жатая бумага, ткань, нитки, проволока, коктейльные трубочки, ватные палочки, листья, зубная щётка, вата, бросовый и природный материал.
Техники рисования:
8 Слайд
- рисовать можно не только карандашом и кистью, но и пальчиком, ладошкой;
9 Слайд
-печать листьев, наносится краска на лист и отпечатывается на листе бумаги;
10 Слайд
- кляксография, на листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу;
11 Слайд
-набрызгивание, понадобится зубная щетка. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем, проводя пальцем по ворсе щётки. Либо, набираем краску на кисть и постукиваем по ней, краска разбрызгивается;
12 Слайд
-рисование ватными палочками и втулкой;
13 Слайд
-рисование отпечатками, это может быть вика, слабо надутый воздушный шар
14 Слайд
- либо отпечаток жатой бумаги;
15 слайд
-монотипия, рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток. После этого изображение можно дорисовать или украсить;
16 Слайд
-ниткография, опускаем нить в краску, помещаем между сложенным пополам листом бумаги и, прижав ладонью бумагу вынимаем нить.
17 слайд
-рисование свечой, на плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель будут выступать восковые изображения.
18 Слайд
В процессе разработки НОД с художественным экспериментированием стоит придерживаться алгоритма организации ситуаций проблемного взаимодействия взрослого и детей.
Во вводной части важно создать положительную эмоциональную атмосферу, используя социоигры - подари хорошее настроение, улыбку,
-сюрпризный момент, приходит герой из сказки, мультфильма, предлагает отправиться в путешествие; нравственный аспект-просьба о помощи,
-формулирование проблемных вопросов (Куда-то исчезли все карандаши и кисти… Чем же мы будем теперь рисовать). Как получилось пушистое облако? Как можно придать объём листочку) и т. д.
2. Основная часть – совместное обсуждение проблемы, поиск решения (при помощи каких инструментов и техник можно решить поставленную задачу, проблему)
3. Заключительная часть. Подводя итог, обсуждаем, что получилось легко, а в чем были затруднения, отмечаем наиболее удачные решения. Повторяем основное правило экспериментирования : неудачное решение – это тоже положительный опыт. На этом же этапе мы организуем выставку готовых работ.
7 слайд
В заключении хочу прочитать вам слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок!».