Мария Черница
Экспериментально-исследовательский мини-проект «Утилизация бумаги» в рамках тематической недели «Неделя Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально-исследовательский мини- проект «Утилизация бумаги», в рамках тематической недели «Неделя Земли»
Автор: Черница Мария Борисовна Управление дошкольных подразделений филиала ООО «Газпром добыча Уренгой», детский сад «Родничок»
Вид проекта: срочный, экспериментально – исследовательский, групповой.
Продолжительность: с 18.04.2022-22.04.2022
Участники: дети, воспитатели, родители средней группы «Солнышко»
Актуальность проекта.
Публикация «Экспериментально-исследовательский мини-проект „Утилизация бумаги“ в рамках тематической недели „Неделя Земли“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. Также важным моментом является воспитание бережного отношения к природным ресурсам, привлечение внимания детей, к рациональному использованию бумаги и воды. Бумага и вода - доступные для ребенка и универсальные материалы для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Поэтому, учитывая интерес детей к экспериментированию, и актуальность темы утилизации отходов, выбрала проект «Утилизация бумаги».
Цель: Формирование у детей элементарных представлений об экологии, необходимости беречь окружающую среду от трудно разлагающихся отходов.
Задачи:
Познавательное развитие – расширить представления детей о бумаге. Дать представление, что бумага бывает разной плотностью, качества (картон). Познакомить с современными разработками утилизации бумаги.
Социально-коммуникативное развитие – воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Речевое развитие – развивать связную речь, закреплять в речи детей новые слова, формировать умение детей делать выводы.
Художественное эстетическое развитие - развивать воображение и фантазию детей.
Ожидаемый результат:
Систематизация знаний детей о бумаге, картоне, об их использовании в различных сферах деятельности человека, утилизации.
Сформированные навык самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
Развитие сенсорно - аналитической деятельности детей.
Повышение уровня экологической культуры.
Улучшение показателей познавательного и речевого развития.
Формирование предпосылок учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.
Предполагаемый продукт проекта: досуг «Куда исчезла бумага»
Технологическая карта проекта.
Название проекта «Утилизация бумаги»
Тип проекта Экспериментально – исследовательский, групповой.
Возраст детей Средняя группа (4 – 5 лет)
Продолжительность
проектной деятельности срочный
Раздел программы
• Коммуникация
• Познание
• Художественное творчество
• Труд
• Безопасность
• Чтение художественной литературы
Цель Формирование у детей элементарных представлений об экологии, необходимости беречь окружающую среду от трудно разлагающихся отходов.
Этапы
Подготовительный этап:
1. Подбор материала, методической литература, интернет ресурсов;
2. Составление плана реализации основного этапа проекты (первичный анализ задачи, создание педагогами мотивации принятия задачи детьми);
3. Информирование родителей об актуальности, целях и задачах проекта;
4. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых игр.
Основной этап:
1. Проведение бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, презентаций;
2. Чтение художественной литературы и заучивание стихов и загадок по данной теме;
3. Просмотр мультфильмов по теме проекта;
4. Образовательная деятельность: познавательные занятия, работа детей в центрах группы по данной теме.
Заключительный этап:
• Изготовление игры «Рассортируй мусор-помогай Земле»
• Изготовление игры-пазла «Земля счастливая»
• Досуг-игра «Куда исчезла бумага»
• Подведение итогов и оформление фото – отчёта для родителей о реализации проекта;
Ожидаемый результат
• Усиление инициативности детей во взаимоотношениях со взрослыми;
• Сформированы умения перерабатывать полученную информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Ресурсы
втулки (трубки) от туалетной бумаги двух видов: водорастворимые и из обычного картона ёмкость с водой, шпатели, индивидуальная салфетка на каждого, сюжетные картинки по экологической теме.
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности:
Технологическая компетентность :
Ребенок научится:
• ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;
• понимать и выполнять алгоритм действий;
• устанавливать простые причинно-следственные связи;
• выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
• понимать и принимать задание и предложение взрослого;
• применять знания в тех или иных ситуациях;
• доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Информационная компетентность
Ребенок научится:
• получать информацию, используя некоторые источники;
• задавать вопросы на интересующую тему;
• делать выводы из полученной информации;
• понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
• оценивать социальные привычки, связанные с экологической культурой.
Используемая литература Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
Основные мероприятия проекта
Вид деятельности Название Программные задачи
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие Беседа: «Мусор Земле не к лицу»: «Откуда берется и куда девается мусор?». Игра настольная магнитная "Учимся сортировать мусор" Рассматривание «Красная книга». Беседа: «Что мы знаем о воде?». «Лесные правила». Наблюдение в уголке природы. «Что изменилось?» Воспитывать культуру поведения в окружающем мире, формировать бережное отношение к окружающей природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Художественно-эстетическое развитие Рисование. "Дом, в котором мы живём" «Планета наш дом», «Мир».
Чтение А. Усачева «Мусорная фантазия», «Северные сказки», заучивание стихотворение Н. Григорьевой «Песня дождя» Формировать чувство бережного отношения к природе, любви к родной земле. Пробудить в детях чувство родства с природой, умение восхищаться окружающим миром. Сформировать интерес к окружающему миру, книгам о природе. Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы
Экспериментальная деятельность Экспериментирование «Веселый кораблик», КГН «Волшебное свойство воды», Игра – экспериментирование «Грязные и чистые руки». Экспериментирование «Куда исчезла бумага?» Показать детям способность воды держать на поверхности легкие предметы, например, бумажный кораблик, закрепить представление о том, что вода и мыло очищают. Показать разные способы утилизации бумаги.
Вид игры Название Цель
Физминутки «Тихо плещется вода», «Речка» Развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Подвижные игры «Зелёные карты» «Прогулка в лес»- сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.
Дидактическая игра Игра «Солнышко», "Учимся сортировать мусор", «Весёлая Земля», "Что изменилось?" Закрепить представления детей о характерных явлениях в живой и неживой природе в разные сезоны, их взаимосвязи и взаимозависимости.
Вывод. Проведенная работа помогла расширить представления детей о бумаге, дала представление о видах бумаги (картон); расширила знания детей об утилизации бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сфoрмировала чувствo сoпричастнoсти к oкружающему рукoтворному миру. В ходе исследовательской работы дети проявили свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, смогли практически выявить свойства изучаемого материала, узнали о новых способах утилизации материалов.
Новые знания окажут в дальнейшем влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру.