Ирина Самбурова
Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ.
1. Ввидение.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
2. Цель Экспериментально - Исследовательской деятельности.
Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
3. Задачи Экспериментально – Исследовательской деятельности.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1) Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
2) Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
3) Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий.
4) Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире, формировать у детей знания об окружающем мире.
5) Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
6) Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
7) Обогатить активный словарь.
4. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.)
3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
5. Проведение наблюдений и экспериментов делятся на 3 основных вида:
1) Случайные наблюдения и эксперименты - не требуют специальной подготовки. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке.
2) Плановые наблюдения и эксперименты
подготовка к проведению запланированных наблюдений и
экспериментов начинается с определения педагогом текущих
дидактических задач. Затем выбирается объект. Предлагая
детям поставить опыт, сообщается цель или задача, которая
должна быть решена, даётся время на обдумывание и затем
привлекаются дети к обсуждению хода эксперимента. В
процессе работы поощряем детей, ищущих собственные
способы решения задачи.
1) Эксперименты как ответ на детские вопросы
Помимо запланированных и случайных экспериментов,
существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на
вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается
либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.
Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует
ребенку самому установить истину, проведя несложное
наблюдение: Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а
я считаю, что есть. Как это можно узнать? В дальнейшем,
проводится работа как случайный эксперимент.
6. При организации опытно-экспериментальной деятельности мы используем следующие формы работы с детьми:
Занятия, беседы познавательного характера, дидактические и развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, эксперименты и опыты, рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, экскурсии и целевые прогулки, работа в уголках природы, праздники и развлечения; театрализованная деятельность, диагностика.
7. Для качественной и продуктивной работы в данном направлении была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений и экспериментов.
Экспериментальный уголок : «Кузина избушка»
8. Заключение
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал.