Татьяна Петухова
«Вода, свойства воды». Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе. Работа в научных лабораториях.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вода, свойства воды».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
1. Углублять представления детей о свойствах и состояниях воды.
2. Подвести к пониманию того, что вода в зависимости от условий может быть жидкостью, твердым телом или газом.
3. Расширять представления о круговороте воды в природе, экологии воды.
4. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.
Публикация «„Вода, свойства воды“, Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе, Работа в научных лабораториях,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
5. Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
6. Воспитывать произвольное поведение.
7. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
8. Прививать бережное отношение к воде.
Обогатить словарный запас детей словами и словосочетаниями: макет (модель) планеты Земля, континент, суша, грунтовые воды.
Индивидуальная работа : оказать помощь в работе со схемами.
Оборудование: пластиковые стаканчики разной величины, две деревянные матрешки, воронка, кувшины, пластмассовые кубик и шарик небольшого размера, гуашь любого цвета, кисточка, соль, сахар, бутылочка аптечной мяты, стаканчики для пробы воды, широкий таз, салфетки, таблички с надписью «Лаборатория №…», бейджики.
Ход:
Загадка:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус).
Вопросы:
Что такое глобус? (Это макет, модель нашей планеты Земля).
Как вы понимаете словосочетание «макет (модель) Земли»? (Высказывания детей).
Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Что можно узнать о нашей планете Земля, посмотрев на ее модель, то есть на глобус? (Высказывания детей).
Верно. Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки.
Как вы думаете, почему на глобусе очень много синего цвета? (Высказывания детей)
Стихотворение:
Если на глобус нам посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть!
Но странный вопрос возникает тогда:
«Планета должна называться Вода?»
Вопросы:
Вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему? (Оъяснения детей).
Что вы знаете о воде? Кому нужна вода и для чего? (Высказывания детей).
Звучит запись журчания ручья, ребенок читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде –
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране!
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит!
Рассказ воспитателя:
Да, для жизни человека вода имеет важное значение! Хотьна нашей планете очень много воды, не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Нам нужна пресная вода! Какая это вода – пресная? Что вы о ней знаете? (Ответы детей).
Верно. Пресная вода – это вода без солей, а, как известно, в морях и океанах вода соленая, жить в такой воде и питаться могут только морские обитатели. Нашему организму такая вода вредна, поэтому люди берут воду из рек и подземных источников. Вначале вода поступает на специальные предприятия, где ее очищают от вредных примесей. Только после этого очищенная вода поступает по трубам в дома и квартиры. Питьевую воду нужно беречь, как вы думаете, почему? (Высказывания детей). А еще необходимо беречь питьевую воду потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается из - за плохой экологической обстановки: иногда люди берут из водоемов воду для фабрик и заводов, а обратно выливают воду загрязненную, испорченную. А иногда, люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают в реку или озеро остатки пищи, бумагу, осколки стекла, банки из – под консервов, пластиковые бутылки. Все это сильно вредит водоемам, они начинают болеть и вода в них становится грязной, отравленной. Даже купаться в такой воде нельзя! Так люди вредят сами себе. Поэтому нам особенно надо ценить и беречь чистую воду и всегда выполнять правила поведения во время отдыха у водоемов!
Как вода поступает в реку? (Ответы детей).
Кто может объяснить понятие «круговорот воды в природе»? (Высказывания детей).
Рассказ ребенка о круговороте воды в природе с использованием методического плаката.
Физкультурная пауза:
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре – (хлопки в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем, как дельфин. (извилистые движения двумя руками вперед)
Вышли на берег крутой и отправились домой. (шагаем на месте)
О чем сегодня мы ведем разговор? (ответы детей).
Чтобы уточнить и понять некоторые свойства воды, я приглашаю вас поиграть и посетить наши лаборатории. Что вы знаете о лаборатории, что там происходит и кто там работает? (ответы детей). Сейчас все превращаются в ученых для проведения опытов и экспериментов с водой. (пристегиваем «бейджики» с именем, можно шапочки «магистров»).
Предлагаю детям самим выбрать лабораторию, в которой они хотят провести экспериментирование с водой.
Инструкция:Вначале нужно провести эксперимент, затем подобрать его схематическую модель и выставить на мольберт.
Лаборатория №1. «Какой формы вода?».
На столе маленькие кубик и шарик, большой стакан, узкая и широкая емкости, кувшин с водой.
Какой формы эти предметы? Изменят ли они форму, если их переложить в стакан? Почему? А если воду из кувшина перелить в другой сосуд (емкость, что с ней случится? Почему вода каждый раз меняет форму?
Что мы хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что получилось?
Вывод: вода – жидкость, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Выбираем схематическую модель эксперимента.
Лаборатория №2. «Какого цвета вода?».
На столе один стакан с молоком, два стакана с водой, две игрушки, гуашь любого цвета, кисточка.
Как вы думаете, какого цвета вода? Как доказать, что вода не имеет цвета, она прозрачна?
Ставим игрушки сзади стаканов с водой и молоком.
Что получилось?
Вывод: через воду игрушка видна, через молоко – нет, значит, вода – прозрачная жидкость, она не имеет цвета.
Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?
А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной? Какими способами?
Используем один из способов – добавим краску.
Что получилось?
Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?
Вывод: вода – прозрачная жидкость, но ее можно сделать не прозрачной, если растворить в ней разные вещества.
Выбираем схематическую модель эксперимента.
Лаборатория №3. «Есть ли у воды вкус?».
На столе кувшин с водой, два больших стакана, стаканчики, сахар комочком, соль, две ложки.
Предлагаем попробовать воду. Что можно сказать о вкусе воды?
Каким способом можно придать вкус воде?
Растворяем сахар, соль.
Пробуем. Что теперь можно сказать о вкусе воды?
Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?
Вывод: вода не имеет своего вкуса; она получает вкус от веществ, которые растворяет.
Выбираем схематическую модель эксперимента.
Лаборатория №4. «Вода не имеет собственного запаха».
На столе стакан с водой, бутылочка аптечной мяты.
Предложить понюхать воду.
Есть ли у воды запах?
Добавляем капли аптечной мяты.
Предлагаем понюхать.
Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?
Вывод: вода не имеет собственного запаха.
Выбираем схематическую модель эксперимента.
Лаборатория № 5. «Вода способна отражать предметы».
На полу таз с водой.
Что случится, если заглянуть в таз с водой?
Все заглядывают в него.
Что увидели в воде?
Где еще можно увидеть свое отражение?
Что делали? Что узнали?
Вывод: вода отражает все, как зеркало.
Выбираем схематическую модель эксперимента.
Рефлексия: Расскажите свои впечатления, когда работали «учеными» в лабораториях. Предлагаю продолжить изучение свойств воды на улице во время прогулки.
Стихотворение:
Наша планета – Земля
Очень щедра и богата!
Горы, леса и моря –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Так сохраним же, друзья, родную планету - Земля!