Ефименко Наталия
Экспериментальная деятельность «Исследование воды»
Конспект занятия
по экспериментальной деятельности
Подготовила: воспитатель МКДОУ «ЦРР – Пригородный д/с
Ефименко Н. Е.
Цель: Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека.
Обучать навыкам проведения лабораторных опытов, умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности, знакомить со свойствами воды : без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
Публикация «Экспериментальная деятельность „Исследование воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Развивать: познавательную активность в процессе экспериментирования, самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выдвижение предположений, отборов способов проверки и достижения результата.
Воспитывать: у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире, бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Материал для занятия: на каждого ребенка прозрачные стаканчики, чашечки, соломка, сахар, лимон, чеснок, ароматическое масло, фасоль, масло, молоко, сода, марганцовка.
Ход занятия.
Действие происходит на ковре.
Организационный момент: Давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз: «С голубого ручейка начинается река, а занятие начинается - с улыбки».
Воспитатель: Ребята я вам принесла макет Земли.
Земля какая?
(ЗЕМЛЯ КРУГЛАЯ, НА НЕЙ ЕСТЬ МОРЯ, ОКЕАНЫ, РЕКИ, СУША И Т. Д.)
ПОЧЕМУ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ОЧЕНЬ МНОГО СИНЕГО ЦВЕТА? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).
ЕСЛИ НА ПЛАНЕТУ НАМ ПОСМОТРЕТЬ,
ЗЕМЛИ НА ЗЕМЛЕ ВСЕГО ОДНА ТРЕТЬ.
НО СТРАННЫЙ ВОПРОС ВОЗНИКАЕТ ТОГДА.
ПЛАНЕТА ДОЛЖНА НАЗЫВАТЬСЯ ВОДА?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, А ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ СТОЛЬКО воды?
Вы слыхали о воде? говорят она везде!
В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, на плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить без неё нам не прожить.
Воспитатель: Ребята Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию нам надо отгадать загадку.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды).
А прежде чем попасть в лабораторию нужно знать правила. Не шуметь, без разрешения не к чему не прикасаться.
Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.
Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Для чего нужна человеку вода (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Сначала проведем разминку: подвинем к себе чашечки, возьмем трубочки и подуем в воду. Что у нас получилось?
Вывод: в воду попадает воздух, и происходит бурление.
Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из чашечки, какая она на вкус (ответы детей)
А теперь добавьте в чашечку с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 2 «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей).
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».
Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода?
- Кто скажет вывод, что мы узнали?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим фасоль. В каком стакане мы видим фасоль? (ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
3. Опыт № 4." Одни вещества вода растворяет, а другие нет. "
В один стаканчик положите ложечку соли, а в другой ложечку речного песка. Что получается соль растворилась в воде, а речной песок нет.
Вывод: Одни вещества вода растворяет, а другие нет.
Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультминутка «Как живешь?».
-Как живешь?
-Вот так!
-А плывешь?
-Вот так!
-Как бежишь?
-Вот так!
-В даль глядишь?
-Вот так!
-Ждешь обед?
-Вот так!
-Машешь вслед?
-Вот так!
-Утром спишь?
-Вот так!
-А шалишь?
-Вот так!
Продолжим проводить Опыты в нашей лаборатории.
Опыт № 5.
Ребята закройте глаза.
Воспитатель по руке каждого ребенка проводит кусочком льда.
Что вы почувствовали? (холод)
Как вы думаете чем я прикоснулась к вашей руке?
(Чем-то мокрым, холодным, льдом) возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
(Лед начинает таять)
Так что же такое лед? (Лед- это та же вода только в твердом состоянии)
В каком состоянии может быть вода (жидком и твердом).
Возьмите салфеточки и протрите руки.
Далее опыты проводит и показывает воспитатель, а дети смотрят.
Воспитатель показывает две колбочки, где налита прозрачная жидкость в одной вода, а в другой уксус. По цвету они одинаковы прозрачные, по запаху нет. В одной колбочке вода, а в другой уксус.
Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости. Результаты сравнить с записью у эксперта.
Еще раз повторим.
Вывод: вода не имеет запаха.
Воспитатель берет различного вида емкости и переливает воду.
Вывод, вода текучая и не имеет формы.
Итог занятия: спросить у детей чем они сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли им занятие, и что понравилось больше всего?
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Воспитатель: Закончить занятие хочу стихотворением:
Всем нужна водичка
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И котятам, и тигрятам,
Даже маленьким ребятам.
Везде и всегда
Помогает нам ВОДА.
Правильно, сегодня на занятии мы узнаем о свойствах воды.
- Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза уже
существует. От загрязнения воды страдает всё живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.
– Запасов воды достаточно много на земле, но можем ли мы расходовать её без ограничений. (Ответы детей.)
Как вы думаете, почему вода не исчезает с нашей планеты? Откуда она берётся? Что с ней происходит?
Это круговорот воды в природе. (смотрим презентацию «Круговорот воды в природе»)
- Дети, посмотрите, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом- дождя, зимой- снега. Так происходит круговорот воды в природе.
А что вы знаете о воде? Какая она? (ответы детей)
– Я думаю, что вы должны соблюдать правила и одно из них звучит так:
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
– Что следует из этого правила?
Дети: Берегите воду.