Ирина Катищина
Экспериментальная деятельность в средней группе «Путешествие Карандашевича и Гвоздевича»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие Карандашевича и Гвоздевича
Цель: познакомить со свойствами и качествами дерева и металла.
Программные задачи:
1. Формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки и свойства материала.
2. Развивать мышление, логику, внимание.
3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Ход занятия.
Воспитатель сообщает, что в гости к детям пришли 2 друга.
- Кто эти 2 друга вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно:
1 загадка: Серый Ивашка-деревянная рубашка,
Публикация «Экспериментальная деятельность в средней группе „Путешествие Карандашевича и Гвоздевича“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Где носом проведет, там след кладет.
(карандаш)
2 загадка: Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
(гвоздь)
• Отметить детей, кто правильно ответил.
Воспитатель. Молодцы! Отгадали. Знакомьтесь - это Карандашович и Гвоздович, они пришли с непустыми руками, а принесли 2 посылки. А, что же в посылках?
• Дети размышляют.
Воспитатель. Как можно определить. Что находиться в посылках?
• Возможные ответы детей: по звуку, посмотреть, по запаху, на ощупь.
Воспитатель. Вы много назвали способов. Давайте проверим, как можно узнать по звуку.
• Возможные ответы детей.
Воспитатель. Кто попробует?
• Несколько детей пробуют потрясти посылки.
Воспитатель. Определили? А сейчас, предлагаю понюхать.
• Несколько других детей нюхают.
Воспитатель. Ну, как определили?
• Если нет, предложить незадействованным детям определить на ощупь. Затем предложить посмотреть.
Воспитатель. Вот мы и узнали, что в посылках - гвоздь и карандаш. Молодцы! Какими органами чувств вы воспользовались для этого?
• Ответы детей: зрение, обоняние, слух, осязание (похвалить за правильные ответы).
Воспитатель. Карандашович и Гвоздович столкнулись с вопросом: какими свойствами обладают металлический гвоздь и деревянный карандаш? Давайте поможем им. Подойдем к столам.
• На столах у детей лежат: металлические пластины, деревянные бруски, деревянные палочки, гвозди.
Воспитатель. Гвоздович предлагает погладить металлические пластины.
• Самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Воспитатель. Какая поверхность у металлической пластины? Расскажите Гвоздовичу.
• Ответы детей: гладкая. При правильных ответах давать положительную оценку, если ответы другие - подвести к понятию «гладкая».
Воспитатель. Гвоздович предлагает взять гвоздь в руки и попробовать согнуть его.
• Самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Воспитатель. Ну, что не получается? Значит он какой? Расскажите Гвоздовичу.
• Ответы детей: прочный.
Воспитатель. Давайте сделаем выводы, для Гвоздовича : какими качествами обладает металл.
• Ответы детей: у металла поверхность гладкая и он прочный. (повторить 2 раза)
Воспитатель. Сейчас Карандашович просит вас взять деревянный брусок и потрогать его.
• Самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Воспитатель. Какая поверхность у деревянного бруска? Расскажите Карандашовичу.
• Ответы детей: шероховатая.
Воспитатель. Карандашович предлагает исследовать дальше - возьмем деревянные палочки и попробуем сломать их.
• Самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Воспитатель. Я вижу, что палочки сломались у всех. О каком свойстве дерева это говорит?
• Ответы детей: дерево непрочное.
Воспитатель. Сделаем вывод для Карандашовича : у дерева поверхность шероховатая и оно непрочное. (повторить 2 раза)
Гвоздович и Карандашович предлагают еще провести опыты. Подходите к моему столу (перед столом очерчен мелом полукруг-для лучшего обзора детей).
• На столе лежат: гвоздь, деревянный брусок, металлические пластины, таз с водой, молоток, пинцет, тарелка с горячей водой.
Воспитатель. Гвоздович предлагает вбить гвоздь в деревянный брусок и металлическую пластину. Я вам покажу, а вы внимательно смотрите.
• Воспитатель вбивает гвоздь сначала в металлическую пластину, а затем в деревянный брусок.
Воспитатель. Что произошло? Почему? Сделаем выводы.
• Вывод детей: дерево мягкое - гвоздь забился, а металл твердый – гвоздь не вошел.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что тяжелее дерево или металл?
• Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель. Я предлагаю, опустить деревянный брусок и металлическую пластину в таз с водой. (задание пассивным, на занятии, детям)
Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? Что мы узнали о весе металла и дерева?
• Вывод детей: металл тяжелее, чем дерево, а дерево легче металла. (повторить вывод со всеми детьми)
Воспитатель. Сейчас будьте осторожны! У меня на столе тарелка с горячей водой! Я опущу туда деревянную и металлическую ложки. Как вы думаете, что произойдет?
• Выслушать ответы детей.
Воспитатель. Давайте проверим верны ли ваши предположения. Как будем доставать ложки из горячей воды? (предложить пинцет)
А почему нельзя руками?
• Ответы детей: потому что вода горячая и можно получить ожог.
• Действие воспитателя.
Воспитатель. Я предлагаю потрогать ложки. (предложить неактивным детям)
Деревянная ложка какая? (теплая, металлическая какая? (горячая)
Это свойство металла называется теплопроводимостью, то есть проводит и сохраняет тепло. (повторить со всеми детьми)
Чтобы Карандашович и Гвоздович запомнили свойства металла и дерева, поиграем в игру «Наоборот». (в кругу с мячом, ведущий называет свойство предмета, игрок – противоположное свойство).
Еще Карандашович и Гвоздович хотят узнать, знаете ли вы, из чего сделаны предметы. Игра «Третий лишний». (на столах 3 карточки с изображением предметов - одну лишнюю убрать, обосновать ответ)
• Выполнение заданий детьми.
Итог занятия.
Что нового узнали? А что хотели бы еще узнать? Какие задания были трудными? Какие интересными? Гвоздовичу и Карандашовичу пора уходить, им очень понравилось проводить с вами опыты. Они оставляют вам на память подарки. (деревянные фишки, металлические монетки).