Елена Пангаева
Экспериментирование с природным материалом «Тайна камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперементирование с природным материалом "Тайна камней" в подготовительной группе
Подготовила: воспитатель Пангаева Е. А. ГБОУ Школа 1279 "Эврика"
Воспитатель:
-Ребята, вы помните ёжика и медвежонка, которые летали в страну «Трямдию» на одуванчиках, а ещё как они праздновали новый год и ёжик был новогодней ёлкой, и как ёжик однажды потерялся в тумане? (Да)
Публикация «Экспериментирование с природным материалом „Тайна камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Темочки
-Так вот однажды ёжик и медвежонок бродили по лесу, собирая природный материал для различных поделок, вышли к берегу реки и увидели там много различных камней. Ёжик стал их собирать в коробочку и так заинтересовался их происхождением, что решил собрать целую коллекцию камней и узнать их тайну : откуда они берутся и почему они все такие разные.
-А вы, хотели бы разгадать тайну камней? (Да)
-Тогда предлагаю присесть за столы нашей лаборатории и изучить тайну камней.
-У вас у всех на столах лежит коробочка с камнями и лупа. Рассмотрите камни через лупу и скажите, что вы заметили? (Все камни разные : разной формы, цвета, имеют крапинки и полоски)
А знаете почему камни разноцветные?
Эксперимент 1 “ПОЧЕМУ КАМНИ БЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫМИ”
Материал : несколько кусочков цветного пластилина.
-Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставьте шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавите ладошкой на верхний шарик.
Движения сопровождаются комментарием:
-“ Когда зародилась наша планета, недра земли состояли из слоёв разных каменных пород. Проходило время. Миллионы лет. Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один. ”
-Теперь попробуйте стекой разрезать пластилин и полюбуйтесь полосатыми срезами. Найдите на столе камни образовавшиеся подобным способом.
Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.
Материал : несколько кусочков цветного пластилина.
-А теперь побываем в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней - самоцветов. Каждый берёт 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета и смешивает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. Далее разрезают комочки стекой и могут полюбоваться удивительными узорами. Узоры получаются разные, но это не значит, что кто - то не справился с заданием. Так, по- разному, бывает и в природе. Где - то подземные процессы идут сильнее, а где - то - слабее.
Эксперимент 2 “ЧТО ТЯЖЕЛЕЕ?”
Материал : Камень, песок, баночка с водой.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое песок и откуда он появился? (Песок это мельчайшие кусочки камней, которые образовались под разрушительной силой дождя и ветра)
-Подвиньте к себе контейнеры с песком и рассмотрите его в лупу. Что вы видите? (Маленькие песчинки) Как вы думаете, что тяжелее песок или камни? (Ответы детей)
-Сейчас мы это выясним.
Дети в банку с водой опускает одновременно камень и песок, и наблюдают за оседанием природных объектов на дно.
Вывод: Как видите, камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче.
Эксперимент 3 «ИСЧЕЗАЮЩИЙ МЕЛОК»
Цель: познакомить со свойством мела.
Материал : небольшой кусочек мела, уксус, стакан.
Воспитатель: Ребята, а где чаще всего встречаются камни? (В горах) А знаете ли вы, что мел, которым мы рисуем, тоже осадочная горная порода? То есть камень. В природе мел имеет белый цвет, мягкий и рассыпчатый, нерастворимый в воде, впрочем как и все камни. Но всё же он может раствориться, несмотря на то, что это камень. И сейчас мы это увидим.
- Положите в стакан кусочек мела. Я вам налью в стакан уксус и вы увидите что произойдёт. (Уксус в стакане начинает бурлить от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела.
Постепенно от него отваливаются мелкие кусочки, в конце концов, он полностью распадается.)
Вывод: мел – это известняк. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
Точно также, но гораздо медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях дождя.
Рефлексия:
-Сегодня мы с вами познали некоторые тайны камней. Вам было интересно? (Да)
-Что нового вы узнали о камнях? (ответы детей)
-В следующий раз мы продолжим изучать не только камни, но и другие предметы и явления которые нас окружают.