Лариса Минина
Конспект экскурсии в памятник природы «Заливной луг». «Пробуждение природы» (ранняя весна)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Формировать представления детей о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой и живой природе: появление проталин, ледоход на реке, прилёт птиц, цветение ивы. Развивать у детей внимание, мыслительные процессы и операции. Воспитывать интерес к миру природы.
Публикация «Конспект экскурсии в памятник природы „Заливной луг“, „Пробуждение природы“ (ранняя весна)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии детей к памятникам войны
- Темочки
Предварительная работа: подбор художественного слова, чтение художественной литературы: В. Бианки «Март», Г. Скребицкий «Прощай зима», Ф. Абрамов «На мартовском солнышке», М. Пришвин «Земля показалась»; беседы: «Что происходит в жизни птиц весной?», «Чем опасен весенний лёд?», рассматривание иллюстраций и картин художников о весне.
Последующая работа: составление книжки-самоделки «Весна на заливном лугу».
Ход экскурсии.
Станция «Панорама». - Ребята, посмотрите вокруг. Море света! Весь заливной луг чётко виден «как на ладони».
- Такое бывает на границе зимы и весны.
Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина
«Прозрачный - бледный, как весной, Слезится снег недавней стужи.
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск золотой.»
- Скажите, как называют такую весеннюю пору?
- А кто из вас заметил, изменились ли краски природы?
- Какой цвет является преобладающим ранней весной?
- Изменился ли белый цвет весной? - Какие цвета и оттенки появились еще? - Давайте возьмем в руки наши бинокли, еще раз внимательно посмотрим. Самые наблюдательные из вас наверняка заметили и другие краски. Какие?
Станция «Низина».
Далеко еще до мая,
Но, проталина видна.
И уж сердце понимает
Приближается весна.
- Ребята, кто из вас знает, почему в народе март назван протальником?
- Я предлагаю вам походить по лугу и поискать первые проталины. - Как вы думаете, почему в одних местах снег тает быстрее, а в других - медленнее? - Ровная ли поверхность почвы на заливном лугу? Что мы на ней видим?
- Воспитатель предлагает детям рассмотреть почву через лупу. - Из чего она состоит?
- Почвы заливного луга очень плодородны. На таких почвах произрастают разные виды растений.
Воспитатель обращает внимание детей на реку Сатис.
- Скажите, ребята, какие изменения произошли на реке с приходом весны? - Что происходит со льдом?
- Как вы думаете, можно ли выходить на лёд весной? Почему?
Станция «Деревья».
- Ребята, расскажите, что происходит с деревьями весной?
Чтение стихотворения Т. А. Шорыгина «Золотые барашки».
Лесам, лугам,рубашки
Лишь ива распустила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам
Весёлые, живые,
Как маленькие детки.
- О каком дереве я прочла стихотворение?
- Где чаще всего растут ивы?
- Попробуйте отыскать это дерево на заливном лугу.
- Как выглядит ива ранней весной?
- Какого цвета? Какой формы? Величины?
- Осторожно потрогайте, погладьте их пальчиками. Какие они на ощупь?
- Чем покрыты цветки вербы?
- Какие разновидности ивы вы знаете?
Люди ценят иву за душистый ивовый мёд, цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов. Гибкие ивовые ветви являются прекрасным материалом для плетения корзин и коробов.
Станция «Птицы».
Воспитатель предлагает детям прислушаться к весёлому пению птиц.
- Ребята, как вы думаете, о чём поют птицы?
- Почему у птиц весной очень много дел?
- Для чего птицам нужны гнёзда?
Воспитатель загадывает детям загадки о перелётных птицах:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его (Скворец)
Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди - белое полотенце. (Ласточка).
С детьми организуется подвижная игра «Птицы в гнёздах».
В конце экскурсии дети прощаются с заливным лугом, возвращаются в детский сад.