Ия Барышева
Занятие-экскурсия в музей народного быта
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции
культурно-исторического значения.
2. Дать представления о предметах быта и их назначении.
Учить понимать взаимосвязь назначения предмета и!материала, из которого он изготовлен.
3. Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки народных ремесел.
4. Упражнять в связной речи, точном использовании слов.
5. Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.
Публикация «Занятие-экскурсия в музей народного быта» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Словарная работа:
1. Объяснить значение слов: экскурсия, экскурсовод.
2. Тренировать в словообразовании.
Предварительная работа:
Знакомство с понятием музей. Чтение русских народных
сказок. Отгадывание загадок.
Материал:
Экспонаты музея. Шкатулка с загадками. Корзинки с
баранками. Тесто соленое. Дощечки и лоточки для лепки.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, куда вы пришли? (В музей.) Как называется наш музей? (Музей русского народного
быта.) Как называются предметы в музее? (Экспонаты.)
Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.
Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии? Кто рассказывает об экспонатах музея? (Экскурсовод.)
Правильно. Хотите, я для вас сегодня проведу экскурсию по музею. Тогда я буду экскурсоводом и расскажу вам об
экспонатах нашего музея. А поможет мне в этом волшебная
шкатулочка с загадками.
Вот первая загадка: (загадка про печку: мать толста, дочь красна, сын-бес долетел до небес).
Конечно, это печка. Печь занимает почти пол избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят.
Люди считали, что за печкой живет хозяин дома домовой, которого люди старались задобрить, чтобы в доме всегда был
достаток и порядок. Вот и за нашей печкой живут: Старик
Домовик, Тетушка Хлопотунья, Домовичка Помощница.
Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок.
А, вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках?
Вот другая загадка: (загадка про пилу: зубов много, а ничего не ест).
Да, ребята печку в те времена топили дровами.
Заготавливали их с помощью пилы и ее помощника (загадка про топор: кланяется, кланяется, придет домой-растянется).
Для приготовления пищи использовали чугунки и
различные горшочки. В печь их ставили с помощью ухвата.
Посуду делали сами из дерева и глины. Как вы думаете, какие из представленных экспонатов из чего сделаны?
Горшок, крынка сделаны из глины. Холодную, сырую скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина
разогревалась, становилась пластичной, податливой, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их
обжигали в печке. Некоторые гончары, так называли людей
работающих с глиной, на сырой глиняный горшок острой
деревянной палочкой наносили узор.
Из дерева русские люди делали не только дома-избы и мебель, но и посуду. Потому что жили среди лесов.
Посмотрите, какую делали красивую посуду. Ее украшали
различными узорами, использовали всевозможные краски, и у каждого был свой секрет, который передавался от старших
младшим.
А вот следующая загадка: (загадка про ложку: сама не ем, а всех кормлю).
Семьи были большими, и у каяадого была своя ложка,
Которая отличалась размером и рисунком. Ели из одной
большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди. А те, кто
баловался за столом получали от старшего ложкой по лбу.
А как вы думаете, что делали этим предметом?
Тогда я вам помогу. Спросим у нашей шкатулочки:
(загадка про утюг: в Полотняной стране по реке Простыне плывет пароход то назад, то вперед, а за ним такая гладь - ни морщинки не видать).
Это первый утюг. Называется он рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие
утюги.
Дерево часто использовали как материал для поделок и игрушек.
Но дерево быстро разрушается, легко горит, лесов становится все меньше и меньше. Их надо беречь, охранить
лесных жителей.
Из чего сделан туесок? (Из бересты.)
Весной со ствола срубленной березы снимали кору, надрезав ее по кругу. Кусок бересты — это корпус туеска.
Сбоку шов заплетали «в замок». Затем вставляли выструганное по размеру деревянное дно и крышку с ручкой в
форме дужки. Туесок не пропускал воду.
И еще одна загадка из шкатулочки: (загадка про лапти: из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет).
Из чего плела лапти? (Из корней дерева и лыка.) Лыко — верхний слой древесины липы, сдиравшийся вместе с корой со срубленных молодых деревьев.
Лапти носили люди, которые жили в деревнях.
Для хранения вещей и одежды, богатств использовали сундуки. Они были большие и маленькие, простые и
украшенные драгоценностями, деревянные и железные.
И в нашем сундучке хранятся богатства наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, с какой любовью вышиты и связаны
эти изделия. Долгими зимними вечерами любили заниматься
рукоделием.
В нашей группе ребята тоже очень любят делать игрушки, вышивать, делать бисерные украшения.
Мы с вами уже говорили о том, что люди спали на печи. А вот для маленьких детей делали вот такие,. правильно, колыбельки. Малыша в ней качали, пели ему колыбельные песни. Давайте, и мы для нашего малыша споем колыбельную песенку. (Дети поют колыбельную песенку).
Для детей делали игрушки. Как вы думаете, из каких материалов они сделаны? Эти из дерева, они. деревянные.
Эти их глины, они. глиняные. Эти из ткани, они. тканевые. Эти их ниток, они. нитевые. Эта из соломы, она. соломенная.
А еще этих кукол различают по способу изготовления: стригушки, потому что их. стригли; закрутки, потому что их. закручивали.
Ребята, вам понравились экспонаты нашего музея? А что вам больше всего понравилось? Чем бы вы хотели поиграть?
А сейчас я вам расскажу еще об одной традиции русского народа (достает хлеб-соль).
Посмотрите, какой мягкий каравай!
Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра.
Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как
величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и
съедает. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьезны. Лишь
позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такова старинная традиция русского народа.
И сегодня мы вручим хлеб-соль нашим гостям.
А вот еще одна загадка просится из шкатулки выйти (загадка про баранку: маленькое, сдобное колесо съедобное).
Я приготовила для вас угощение. Посмотрите, чем отличаются эти сдобные колесики? Вы правы размером, а еще тестом и названием. Все это баранки, традиционные русские изделия из теста. Это колесико-баранка, его, как и в старые времена, пекут из сдобного крутого теста. Это большое колесико-бублик, его пекут из сдобного некрутого, то есть мягкого теста. Это сушеная баранка, которая называется. сушкой. А вот витая баранка, напоминающая по форме восьмерку, называется кренделем.
Хотите, я вас научу делать крендели?
Проходите за стол. Это соленое тесто, из которого можно
делать различные поделки для игры, например в магазин. Для
того чтобы сделать крендель, нужно взять небольшой кусочек
теста, скатать из него жгутик, а затем свернуть колесиком и перекрутить восьмеркой. Давайте их сложим на лоточки, а
когда они высохнут, вы сможете ими играть.
До свидания! Буду рада новой встрече с вами в нашем музее.