Анна
Экскурсия с детьми дошкольного возраста в краеведческий музей школы
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила руководитель музея, воспитатель 1 квалификационной категории: Марченко А. В.
Когда к истории хотим мы прикоснуться,
Иль в мир прекрасный охота окунуться
В музей идем, по залам ходим,
И для себя мы много интересного находим.
Цели:
- дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;
материальной и духовной культуры нашего села;
- познакомить детей с жизнью наших предков;
- воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить
и приумножать его историю.
Публикация «Экскурсия с детьми дошкольного возраста в краеведческий музей школы» размещена в разделах
Ход экскурсии
Ребята, сегодня вы пришли на экскурсию в школьный краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.
А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя надо тихо). В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.
Руководитель музея дополняет и уточняет ответы детей.
Дети начинают осмотр экспозиции»Жизнь и быт крестьян села Пены»
Ребята, представьте, мы пришли с вами в крестьянскую избу.
Отгадайте загадку.
В избе —
Изба,
На избе —
Труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
Правильно – это печь, главное в крестьянской избе. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Печь – это тепло, это место для приготовления пищи, место, где спали.
Найдём незаменимый помощник для топки печей. Этот инструмент помогает перекладывать перемещать дрова в печи, выгребать угли.
Железная нога — это … Ответ: Кочерга
Помогает управится
У печи красавица:
Снять колечки с плиты,
Чтоб чугунок поставил ты.
- Какую же посуду использовали раньше? Отгадаем загадку и узнаем.
Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале.
Молод был – сто голов кормил;
Сделался стар - пеленаться стал. (Горшок)
Жители села Пены посуду использовали глиняную.
Ребята, чугунок ставили очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособление. Отгадайте загадку и попробуйте найти этот предмет и показать.
Рогат, да не бык
Хватает, да не сыт
Людям отдаёт, сам на отдых не идёт. (Ухват)
- Маша, попробуй достать чугунок из печки, используя ухват.
У каждого в доме есть водопровод, открыл кран, и вода сама потекла. А крестьянкам, воду надо было принести из колодца. Что для этого нужно было женщинам?
Двое купаются,
Третий валяется;
Двое вышло,
Третье повисло.
Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло.
- Даша, попробуй повесь коромысло на плечи.
- Отгадайте загадку.
Я — услужливый пузан.
Всех охотно угощаю.
То молчу, как истукан.
А то песни распеваю. (Самовар)
Самовар – это устройство для кипячения воды и приготовления чая.
Как в наше время мы можем приготовить чай? Что мы используем для этого?
- Ребята, что вашим мамам помогает гладить бельё? Отгадаем загадку.
В полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Утюг стоил дорого, имелся не у всех, и поэтому являлся признаком достатка. Во-вторых, изготавливали его из чугуна, и весил он от 2,5 до 5 и даже 12 кг!
Принцип работы такого утюга очень прост - в корпус закладывали раскалённые угли и закрывали крышкой. Что бы попадал внутрь кислород, в боках прорезаны отверстия. При глажении таким утюгом следовало размахивать им.
А до этого бельё, считай, и не гладили – его разминали до тех пор, пока оно не становилось мягким.
Процесс «раскатки» белья проводился с помощью рубеля и обычной скалки. Рубель – это доска из твёрдых пород дерева прямоугольной вытянутой формы с рукояткой на конце. На одной его стороне находились поперечные зазубрины, а другая украшалась резьбой или орнаментами.
Бельё складывалось несколько раз узкой полосой и наматывалось на скалку. Намотка должна была быть очень плотной и без складок. Затем хозяйка катала этот свёрток по столу, с силой прижимая его рубелем. Зазубрины на рубеле разминали ткань, и из неё выходила последняя грязь. Раскатанное таким способом бельё становилось мягким и белоснежным.
Правда, чтобы довести ткань до такого состояния, нужно было приложить много-много усилий. Раскатка – дело не для слабых и изнеженных барышень!
А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали - носки, шарфы, варежки.
А вот это ткацкий станок, на нем наши крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка находится у нас в музее.
Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец.
Лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. Но жители нашего села Пены не носили лаптей, так как село было богатым и крестьяне носили кожаные сапоги.
По окончании экскурсии руководитель музея спрашивает :
- Как называется музей?
- Что вы видели в музее?
Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего села, приняли участие в создании музея : приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего села, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.
На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.