Ирина Руденко
Конспект НОД «Экскурсия в историко — краеведческий городской музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип НОД: усвоение новых знаний.
Форма организации: экскурсия.
Основная образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Публикация «Конспект НОД „Экскурсия в историко — краеведческий городской музей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии в краеведческий музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Цель: Познакомить детей с историей своего родного города, что представлял собой Хасавюрт несколько сотен лет назад, какие великие достижения были в эту эпоху. Что произошло в нынешнем веке, как преобразовался город. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.
Предварительная беседа в группе
- Ребята, как называется город, в котором мы живем? А в какой республике он находится?
В нашей республике много небольших городов - это Махачкала, Кизляр, Кизилюрт, Дагестанские Огни, Избербаш и другие.
Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник и что в нем происходило до нашего времени. С этой целью мы отправимся в- историко - краеведческий музей, который расположен на улице Муса Ясула. Вести себя в музее нужно очень тихо и спокойно. Слушать экскурсовода - это человек, который будет рассказывать о нашем городе.
Ход экскурсии
1. Вводная часть.
Дети вышли из детского сада строем. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.
Повторение правил поведения в маршрутном такси.
Заходить в маршрутное такси, держась за поручень. Сесть и не вставать до конца поездки. Во время движения транспортного средства, не вставать, не ходить по салону, не открывать окна, не высовываться из окон, не шуметь. После остановки, необходимо, чтобы взрослые открыли дверь, и выходить по одному, держась за поручень.
2. Основной этап.
Воспитатель: вот мы и приехали к культурно-досуговому центру, давайте с вами вспомним правила поведения в общественных местах.
Дети:
- надо внимательно слушать
- разговаривать можно только шепотом
- если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку
- экспонаты трогать руками нельзя.
Экскурсию проводила заслуженный учитель смотритель музей Шахмурзаева Зульфия Шахмурзаевна.
Рассказ экскурсовода
- Ребята, мы находимся в краеведческом музее, где познакомимся с историей нашего края и города. Вы все прекрасно знаете, что наш город называется Хасавюрт. А вы знаете откуда это название получил наш город. Город назван именем кумыкского князя Хасава, уроженца села Костек, переводится с кумыкского как «селение Хасава». 4 июня 1826 года по указанию генерала А. П. Ермолова главному кумыкскому приставу полковнику Мусе Хасаву было приказано возвести на реке Ярыксу поселение с размещением в нём воинского гарнизона в целях защиты селений Кумыкской плоскости от набегов чеченцев. Муса Хасав организовал переселение в новое селение по 100 семейств из Андрейаула и Костека. К началу зимы 1826—1827 гг. приказ Ермолова был выполнен. Наличие множества плодородных земель привлекло большое количество переселенцев из разных губерний России, которые в 1914 г. составляли 25,3 % всего населения, из которых: русские - 19, 1 %, немцы - 6,2 %.
К 1917 г. русские переселенцы составили в округе 25 тыс. человек.
Слобода славилась богатыми ярмарками, которые проводились каждую субботу и на которых русские переселенцы и крестьяне, приезжавшие со всех округов Дагестана, продавали сельхозпродукты и предметы домашнего обихода.
Из округа ежегодно вывозилось до 500 тыс. пудов пшеницы, почти столько же ячменя, кукурузы и овса, более 1,5 млн. пудов прессованного сена, большое количество скота, фруктов и овощей.
.
В годы гражданской войны на территории округа происходили жестокие бои, особенно в 1918 г. с имамовцами, бичераховцами, а в 1919 г. с деникинцами. В этих боях особенно сыграли большую роль как организаторы и руководители З. Н. Батырмурзаев и С. -С. Казбеков. Героями гражданской войны стали хасавюртовцы полковник С. С. Шевелёв и И. Т. Есипенко, позднее генерал-майор, Герой Социалистического Труда. В 1918 г. Хасавюрт был разграблен и сожжён имамовцами, та же участь постигла и многие селения округа.
28 марта 1920 г. Хасавюрт был освобождён от деникинцев 28-ой краснознамённой дивизией им. Азина XI Армии.
Несмотря на разруху, жизнь в Хасавюрте постепенно стала налаживаться с 1922г. : заново строятся дома, оживает торговля, возрождается сельское хозяйство. В августе 1924 г. восстановлен завод по производству солодкового корня и кирпичное производство.
На строительство домов было разобрано укрепление, а в 1928 г. на строительство консервного завода - полковая церковь и в этом же году был пущен в строй в составе засолочного консервный и томатный цеха. Уже в разгар сезона завод работал в три смены: сырья было более чем достаточно. В это же время вступил в строй хлопкоочистительный завод, затем по переработке винограда, мясоубойный цех и другие.
В 1928 г. Хасавюртовский округ был преобразован в район и из него выделились Бабаюртовский район, а в 1929 г. - Казбековский кантон, преобразованный в район.
Жизнь в городе налаживалась. Строились школы, заводы, больницы.
Сейчас город обновляется и продолжает расти и расцветать. Дети познакомились с экспонатами первого выставочного зала. Затем детям было предложено перейти во второй зал экспозиции. Здесь были представлены одежда, предметы быта того времени.
В третьем зале были выставлены экспонаты Второй мировой войны. Фотографии наших земляков, которые сражались за Родину и принесли долгожданную победу.
Дети с интересом рассматривали все музейные экспонаты.
Воспитатель. Вот и закончилась наша экскурсия. Что нужно сказать за интересный рассказ?
Дети. Спасибо.