Елена Ратегова
Экскурсия-путешествие в зону пустыни
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование у детей познавательного интереса к природной зоне – пустыня.
Задачи.
Развивающие: развивать представления о пустыне, умение сравнивать, логически мыслить, объяснять некоторые особенности природно- климатической зоны пустыня, в ходе экспериментальной деятельности, развивать любознательность и внимание.
Обучающие: познакомить детей с некоторыми природными явлениями пустыни, с растительным и животным миром пустыни, обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к природным зонам России.
Публикация «Экскурсия-путешествие в зону пустыни» размещена в разделах
Материал и оборудование. Макет пустыни, изображения представителей животного и растительного мира пустыни. Песочные макеты, трубочки, маленькие игрушки – животных, насекомых пустыни.
Содержание организованной деятельности.
-Двери музея сегодня открыты,
Природные зоны вы посетите,
Приглашаем всех гостей
В наш мини-музей.
Посетители садятся на стулья.
- Как вы уже знаете, на территории нашей страны несколько природных зон.
Назовите их. (Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей).
-Правильно. Отгадайте загадку:
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан,
Тут без дождика тоска
Всюду горы из песка.
Как называется эта зона? (Пустыня)
-Правильно. Сегодня мы совершим экскурсию – путешествие в зону пустынь.
-Днем безоблачное небо и жаркое палящее солнце, песок раскаляется так, что можно обжечь ноги, на раскаленных камнях можно поджарить яичницу. Здесь дует обжигающей ветер – суховей. Он переносит песок с одного места на другое, так образуются песчаные холмы – они называются барханы. (Показ изображения бархана). В пустыне часто бывают песчаные бури, дожди бывают очень редко.
-Растительность в пустыне очень бедная, здесь нет высокой сочной травы, как в зоне лесов. В пустыне растениям приходится приспосабливаться к жаре и засухе. Отгадайте загадку.
Стран тропических жилец,
Иглокожий огурец.
(Показ изображения кактуса)
-Кактус удивительное растение пустыни. У нас в музее комнатный маленький кактус. В пустыне кактусы высокие. Посмотрите на кактус и скажите, чем отличается кактус от других растений. (Посетители говорят, что у кактуса есть иголки.) У кактуса есть иголки-колючки. Колючки – это листья кактуса, в них сохраняется влага. Корни у кактуса проникают глубоко в песок, на глубину десять метров, потому что там на глубине есть вода. Так они приспосабливаются к жаркому климату пустыни. Отгадайте еще одну загадку:
Раз в пустыне нет травы,
Значит, нет прополки.
Кустик есть, но без листвы,
На ветвях иголки.
Он растет неприхотливо
без ухода и полива.
(Показ изображения верблюжьей колючки).
Верблюжья колючка является кормом для некоторых животных пустыни и корни у верблюжьей колючки тоже длинные, они проникают глубоко в песок, чтобы добыть воду.
Кроме растительности в пустыне есть животные, птицы, насекомые, пауки, змеи, ящерицы, черепахи. Они тоже приспособились к жаркому климату пустыни. Некоторые животные, насекомые и пауки прячутся днем от жары в песчаных норках, а с наступлением вечера выползают из норок и у них начинается полноценная жизнь. Отгадайте загадки.
-Колючка вкуснее, чем множество блюд,
Ее обожает двухгорбый. (верблюд)
(Показ изображения верблюда и музейного экспоната верблюда)
- Верблюд- это корабль пустыни.
-Следующая загадка:
Я ползу неторопливо
В толстом панцире с отливом.
Мне среди пустынь бугристых
Не за чем спешить.
Двести лет и даже триста, я могу прожить.
(Показ изображения черепахи)
-Еще одна загадка:
У меня сухая шкурка,
Греет жаркий лучик,
Я в песках шныряю юрко
Около колючек.
Извиваюсь, но не змейка.
Отгадай сумей-ка.
(Показ изображения ящерицы и музейного экспоната ящерицы)
-Следующая загадка:
Суслик, убей скорей,
Ведь опасность рядом.
Нападет на зверей
Кто-то с сильным дом.
Посреди песков шипит
И добычу просит.
(Показ изображения змеи и музейного экспоната змеи)
- Животный мир пустыни тоже не богат. Крупные животные – это верблюд, сайгак. Очень много грызунов, песчанок, тушканчиков.
(Показ изображений песчанок и тушканчиков).
- Птицы пустыни – это дрофа, стрепет и жаворонок.
(Показ изображений птиц).
- В пустыне очень много пауков. Среди них есть ядовитые. Это скорпионы, тарантулы. (Показ изображений скорпиона, тарантула). В нашем музее есть коллекция насекомых. Давайте подойдем поближе и заодно проведем физ. минутку.
Физ. минутка.
По пустыне мы гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И лучи нас всех согрели.
-Предлагаю рассмотреть коллекцию пауков и насекомых. Чем отличаются насекомые от пауков? У насекомых шесть лапок, а у паков восемь. (Посетители рассматривают коллекцию пауков)
-А сейчас пройдите к песочным макетам и нарисуйте паука. (Посетители рисуют).
- Посмотрите какого цвета песок? Какой песок на ощупь? Возьмите в руки лупы и рассмотрите песок. Из чего он состоит? ( Посетители отвечают: из песчинок). Песчинки твердые или мягкие?
-А сейчас с помощью трубочек, мы увидим, как получаются барханы. Барханы –это песчаные холмы. Ветер переносит песчинки с одного места на другое, так и получаются барханы. Возьмите трубочки и подуйте в них на песок.
- Предлагаю поиграть в игру «Найди обитателей пустыни». Пройдите к следующим песочным макетам. Как вы уже знаете, в пустыне очень жарко –многие насекомые и животные прячутся в норках днем, а когда наступает вечер они выползают. Давайте поищем кто же спрятался в песке Посетители ищут в песке животных пустыни).
- Эти игрушки вы можете взять на память о нашей экскурсии.
Рефлексия:
- В какой природной зоне вы сегодня побывали? Что нового вы узнали?
(Ответы посетителей)
- Музей открыл нам много новых знаний,
Мы от души музей благодарим
И говорим, пустыне : До свиданья!
Еще не раз музей мы посетим.