Татьяна Евстигнеева
Сценарий досуга для детей с ТНР «Экскурсия на болото»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
:
Стимулировать познавательную активность детей с ТНР.
Коррекционно-образовательные задачи:
Активизация и актуализация словаря по теме «Болото»;
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, формирование навыков словообразования и словоизменения, развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
Воспитание любви и бережного отношения к природе, активности, инициативности, самостоятельности.
Здоровьесберегающие технологии:
Пальчиковая гимнастика;
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2022
Физические упражнения.
Конспект к досугу «Экскурсия на болото»
Оборудование:
Кукла Кикимора: (может заменить живым персонажем);
Иллюстрации: болота, клюквы на болоте, цветущей клюквы, болота, сфагнума, морошки, голубики, брусники, реки Волги, цапли, лягушки, гадюки, ужа, журавля;
Заготовки для коллективной работы: лист формата А3 с нарисованным озером, клей, влажные салфетки, листочки из бумаги, стволы деревьев из бумаги, мох из бумаги или пряжи, красные бусины или комочки бумаги, бумажные фигурки лягушки, цапли, ужа, схема реки, гимнастические палки и обручи.
Логопед:
Здравствуйте, ребята!
Отгадайте, пожалуйста, мою загадку:
Там детям нельзя находится,
Там мох и гнилая водица,
Там царство лягушек и змей,
Там страшно ночами, поверь!
Лишь цаплям не страшно ни капли,
Поэтому ходят там цапли,
Ещё ходят там журавли,
Но сам ты туда не ходи!
Лишь взрослым, которым охота,
Могут пойти на (болото)
Логопед:
Болото — это удивительное место!
А вы знаете, что можно увидеть на болоте? Ответы детей.
А вы знаете, кого можно увидеть на болоте? Ответы детей.
А в сказках, что за существо живет на болоте? Ответы детей.
В этом году часто идут дожди, и на болотах много воды.
Вылезает Кикимора:
Да, очень много воды. А я к вам в гости пришла! А вы знаете, как меня зовут? Ответы детей.
Я - Кикимора Болотная! болото охраняю, чужих сюда я не пускаю! А если уж чужие ко мне пожалуют, то я их по болоту кругами вожу, вожу, вожу… Могу целый день водить, могу и дольше! Люди так устают, что больше ко мне и не захаживают!
Логопед: а вы, ребята, знаете, зачем люди на болото ходят? Ответы детей.
Кикимора: Да, люди ко мне приходят за гостинцами: голубикой, морошкой, клюквой, брусникой.
Гостинцы-то у меня не сладкие, но очень полезные. А вы знаете, чем они полезны?
Ответы детей.
Кикимора: а как вы думаете, почему клюк-клюк- клюкву «клюквой» называют? Кикимора показывает, как щепоткой собирают клюкву.
Ответы детей.
Да, от слова «клюв», «клевать». Клюкву так и собирают щепоточкой, как клювом. Покажите! А если перевести с английского, то это - «Журавль-ягода». Вот так-то!
Логопед: И правда, если присмотреться, то кажется, что это маленькие журавлики с длинными клювами на кочке сидят. Логопед демонстрирует картинку.
А ещё ягоды клюквы на бусы похожи:
-Как будто бусы красные рассыпались по кочке,
-Мы собираем старательно всю клюкву в кузовочки.
- А ещё есть ягода брусника. Её рядом с болотом собирают.
Логопед: А вы знаете, что можно из ягод приготовить варенье, а можно приготовить морс. А как они называются вы мне скажите:
Если сварить варенье из клюквы, то получится … (клюквенное варенье).
Если приготовить варенье из брусники, то получится (брусничное варенье).
Если из клюквы приготовить морс, то получится (клюквенный морс).
Если из брусники приготовить морс, то получится (брусничный морс).
Кикимора: А вот еще одна ягодка - морошка! На какую лесную ягоду она похожа по форме?
Дети : На малину!
Кикимора: Дети, а вы знаете, как мое болото появилось?
Дети: Нет!
Кикимора: Я могу вам рассказать историю про своё болото, только с одним условием, вы мне должны помочь! Поможете?
Дети: Да!
Тогда собирайтесь в кружок вокруг стола, слушайте и всё выполняйте.
Кикимора: Эту историю я узнала от своей бабушки. Произошла она очень-очень-очень давно.
Выполнение коллективной работы. Вокруг стола стоят дети, на столе лист формата А3, на котором голубой краской нарисовано озеро.
Кикимора рассказывает, а дети выполняют инструкции и упражнения.
Когда-то на месте моего болота было лесное озеро. Солнышко очень любило гулять над озером и любоваться своим отражением в прозрачной воде. (Дети поднимают соединённые руки с растопыренными пальцам вверх, улыбаются, а деревья тихонько покачивались (дети стоят, покачиваясь с поднятыми руками) и глядели на свое отражение (дети наклоняют головы вперёд) , над озером летали птички и бабочки (дети изображают руками летающих птиц и бабочек, а в озере плавали серебристые рыбки (дети прижимают одну ладонь к другой и изображают плавающих рыбок). Но вот солнышко скрылось, небо затянулось черными тучами, завыл сильный ветер и начался дождь (дети указательным пальцем правой руки начинают медленно стучать по левой ладони, постепенно добавлять по одному пальцу и ускоряя темп, в конце дети быстро стучат всеми пальцами правой руки по ладони левой руки). Со всех сторон побежали в озеро ручейки, они были такими сильными, что смывали в озеро землю мох, ветки. Ветер становился все сильнее и сильнее, деревья склонялись все ниже и ниже к озеру. Несколько деревьев упало в воду. (Дети приклеивают к поверхности озера листочки, веточки, несколько стволов деревьев.) Потом ветер стих. Дождь прекратился. Так проходили годы. Деревья старели и падали в озеро, на них вырастал мох. (Дети постепенно приклеивают на поверхность озера деревья, листья, сверху приклеивают «мох»). Озеро за сотни лет превратилось в болото. Посмотрите, какой интересный мох растет на болоте, он называется сфагнум. (Кикимора показывает картинку или сам мох). Он все время растет вверх, а нижняя часть его отмирает. А ещё он обладает лекарственными свойствами. Если вы поранились в лесу, то можно приложить сфагнум к ране, и она быстрее заживет. А ещё, сфагнум раскладывают между бревнами, когда строят дома, и в доме будет сохраняться тепло. Посмотрите, озеро превратилось в болото! Появилось много лягушек и змей, стали прилетать цапли, на кочках появились ягоды клюквы. (Дети приклеивают клюкву, лягушек, змею, цаплю.)
Логопед: Благодарим тебя, Кикимора за такую замечательную историю. В память о ней у нас останется картина-аппликация с твоим болотом.
А сейчас, ребята, давайте поиграем с вами в игру «Ручеёк», а потом я вам расскажу ещё одну удивительную историю.
Дети играют в «Ручеёк».
Логопед: Послушайте ещё одну историю. В таком болоте родился маленький ручеёк. Сперва он был совсем узенький, и его можно было перепрыгнуть. Потом он встретился еще с одним ручейком и получился ручеёк по шире, он бежал дальше и собирал своих друзей, пока не превратился в речку. (Логопед показывает схему реки.)
Наша великая река Волга вытекает маленьким ручейком из лесного болота, а потом наполняется водами других ручейков и речек и течет по России, радуя людей. (Показывает фотографии.)
Кикимора: Я хочу проверить, запомнили вы обитателей моего болота!
Давайте, поиграем в игру «Море волнуется»:
- Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Фигура лягушки (дерева, змеи, цапли) на месте замри!
Кикимора: Ох, как интересно мне с вами!
Логопед: Ребята, вы, наверное, поняли, что болото очень опасное место. Детям туда ходить нельзя, а как взрослые должны подготовиться к походу на болото, давайте покажем.
Встаньте, пожалуйста, в круг.
Логопед вместе с детьми показывает движения.
Потянулись, мы с вами выросли, повзрослели, и собираемся на болото за клюквой. Надеваем куртки, надеваем кепки, обуваем резиновые сапоги, Сбрызгиваем одежду средством от комаров и клещей, берем палку. А как вы думаете, зачем мы берем палку?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, палка нужна для того, чтобы прощупать место, куда мы хотим наступить.
А теперь берём и корзину.
Идем по болоту: проверяем палкой место, на которое надо наступить.
Дети проходят по
"болоту" с палками с кочки на кочку. (Кочки-обручи)
Логопед:Ой, смотрите, там змея! Что будем делать?
Ответы детей.
Логопед:: Змея почувствовала наши шаги и старается быстро уползти, мы должны остановиться и подождать пока она уползет. Её ни в коем случае нельзя трогать, она может бросится в вашу сторону и укусить. Идем дальше, а вот и клюква, давайте постучим палкой, чтобы спугнуть змей, если они находятся поблизости!
Змей нет! Собираем клюкву! Быстро собираем! На болоте лучше очень долго не находиться, болото выделяет газ, от которого может разболеться голова, а ещё на болоте растет трава багульник, от неё тоже может болеть голова.
По болоту мы походили, клюкву пособирали, пора домой возвращаться. Теперь присядьте! А теперь вы снова дети! А детям находиться на болоте нельзя.
Кикимора: Я лучше сама буду к вам в гости заходить, гостинцы приносить! А когда будете взрослыми, то милости прошу! Поделюсь с вами моими ягодами.
А сейчас, угощайтесь, это я для вас припасла. (Кикимора даёт детям коробочку клюквы в сахаре.)
Логопед: Ребята, поблагодарим Кикимору. Нам было очень интересно сегодня.