МААМ-картинки

Экономическое воспитание как актуальное направление в современной дошкольной педагогике. Из опыта работы

Лилия Бубнова
Экономическое воспитание как актуальное направление в современной дошкольной педагогике. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

Экономическое воспитание как актуальное направление

в современной дошкольной педагогике

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Публикация «Экономическое воспитание как актуальное направление в современной дошкольной педагогике, Из опыта работы» размещена в разделах

Сегодня мы постараемся представить опыт по формированию экономических умений, развитию экономического образа мышления, воспитанию ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, который позволяет педагогам успешно решить задачу формирования финансовой и функциональной грамотности в соответствии с положениями и содержанием ФОП ДО И ФГОС ДО.

Финансовая грамотность — это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или опекуны).

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи :

Сталкиваются с многочисленной рекламой,

Пользуются деньгами,

Ходят с родителями в магазин

Овладевают, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Взрослые нередко озадачивают ребенка фразой: «Сейчас нет денег!». Дети, а в особенности дошкольники, еще не знакомы с финансовыми отношениями во взрослой жизни, поэтому проблема отсутствия или наличия финансов им непонятна. Зачастую родители вообще считают, что «дети и деньги» понятия несовместимые.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты формирования финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

И чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Наблюдая игровую деятельность дошкольников, анализируя задаваемые вопросы, выясняется, что их интересуют очень серьезные проблемы, связанные с экономическим содержанием.

Самыми распространенными среди них являются:

стоимость товара

потребности и их удовлетворение

почему цены на одни и те же товары различные

возникновение товаров, денег

почему все получают разную зарплату

все ли можно купить за деньги

что делать, когда нет денег

почему мама не покупает игрушки как у других детей

где производят товары

можно ли из одних материалов сделать другие и т. д.

В качестве предпосылок экономического воспитания и образования можно выделить ранее полученные знания из области экономики, любознательность и живой интерес, наличие кругозора, высокий уровень понятийного мышления, характеризуют готовность ребенка к овладению экономическими знаниями.

Последние должны быть не только доступны детям, но и отвечать их интересам и уровню мышления, качествам личности, необходимым в той или иной экономической деятельности и проявляющих себя в игровой и трудовой деятельности дошкольников.

Дошкольники должны знать все о труде и обо всем что с ним связано: производстве,

средствах производства,

средствах обращения,

простейших технологиях приготовления пищи,

изготовления игрушек,

денежных единицах и их назначении,

стоимости и себестоимости товаров,

прибыли и убытках,

страховании и налогах,

профессиях предпринимателя, маркетолога, рекламного агента, менеджера, страхового агента и др.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга.

Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения - могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений, а значит следует6:

• формировать правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию ;

• с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

• объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

• формировать правильное отношение к рекламе, разбираться в ней;

• вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Как сказал А. Прево

«Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

Задачи формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности: состоят в следующем

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением).

3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5. Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

Для того чтобы формирование основ финансовой грамотности приближающее детей к реальной жизни и способствующее пробуждению экономического мышления состоялось, необходимы определё нные условия: первое - компетентность педагогов в данном направлении – это самообразование (вебинары, семинары, публикации на сайтах профессиональных сообществ - словом транслирование педагогического опыта своей профессиональной деятельности:

Проведение мастер-классов, открытых занятий, участие в конференциях, пилотные площадки, - словом все время находимся в поиске новых форм организации образовательной деятельности и игрового пространства группы.

Именно этой цели т. е. поиску новых форм организации образовательной деятельности для повышения ее эффективности и послужила пилотная площадка 2019-20г тема которой «Развитие математических способностей и финансовой грамотности».,

и14 февраля 2020-2021 РМО – «финансовая грамотность дошкольников»,); оснащение и наполнение РППС дидактическими игровыми и наглядными материалами (настольные игры -бродилки, сюжетно-ролевые игры, тематические блокноты, раскраски, лепбук и пр.);

Многие считают, что разговоры о деньгах могут вызвать у дошкольников нездоровый интерес - такое мнение было особенно популярным в обществе до 90-х годов ХХ столетия.

Почему в настоящее время широко обсуждается необходимость финансовой грамотности детей и почему эта проблема превратилась в актуальную?

Может, у дошкольников появился особый интерес к деньгам? Нужна ли им финансовая грамотность?

К примеру Антон Семё нович Макаренко говорил:

«Деньги это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте»

Экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:

труд и его продукт;

деньги;

реклама;

экономика в быту.

Реализация задач по формированию основ финансовой грамотности осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или наоборот нехватка денег. Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно. Тогда как в детском саду деятельность детей построена на игре. Дети здесь тоже «покупают», но это игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Все начинается с семьи, так как в ней формируется детское мировоззрение, приобретается опыт.

Воспитатель должен донести до понимания родителей важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь).

Родители должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой.

Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Процесс экономического воспитания реализуют через различные формы его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог может использовать :

Художественную литературу и фольклор

Беседы

Трудовую деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Решение проблемных вопросов

Настольные игры

Дидактические игры

Рассматривание и чтение разнообразных комиксов по теме

Продуктивные виды деятельности (раскраски на соответствующую тематику)

Совместные проекты

Но наиболее значимым средством в процессе формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста является дополнительная общеразвивающая программа «Юный финансист», программа имеет социально-гуманитарную направленность, и относиться к стартовому уровню сложности.

Приоритет Программы — воспитание хозяина собственной жизни, своей семьи, человека, способного разбираться как в индивидуально-семейной экономической грамотности, так и в базовых принципах на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения страны в целом.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

учёт возрастных и психологических особенностей детей;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

игровая форма подачи материала;

сотрудничество организации с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ВЫВОД: Экономическое воспитание — актуальное направление в современной дошкольной педагогике.

Задача педагога — на доступном уровне рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход.

Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы образования, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.

Публикации по теме:

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Проект «Экономическое воспитание» в средней группе Проект экономическое воспитание «Бережливые» Вид проекта: Информационно-творческий Продолжительность: с 14 января по 12февраля 2020 года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономическое воспитание как актуальное направление в современной дошкольной педагогике. Из опыта работы
Опубликовано: 5 июля 2024 в 14:02
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экономическое воспитание как актуальное направление в современной дошкольной педагогике. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Бубнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД