Токмачева Нина
Экономическое воспитание дошкольников через знакомство с профессиями и раннюю профориентацию
▼ Скачать + Заказать документы
Современная социально-экономическая ситуация в мире требует от семьи и ДОУ приобщения детей к миру экономических ценностей. В последнее десятилетие отечественная наука и практика обратили особое внимание на роль экономики в формировании личности, на взаимосвязь экономического образования с трудовым и нравственным воспитанием.
Публикация «Экономическое воспитание дошкольников через знакомство с профессиями и раннюю профориентацию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребенка. Опыт показывает, что, если не формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – неряшливость, небрежность, безразличие к испорченным вещам, игрушкам, книгам; более того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации.
В педагогике прошлых столетий речь об экономическом образовании и воспитании детей не велась, а являлась составной частью трудового и нравственного воспитания. Ярким примером здесь может выступать древний памятник русской культуры «Домострой», который учит правилам разумного домоводства, превращая ведение домашнего хозяйства в настоящее искусство.
В современных образовательных программах дошкольных учреждений специальных разделов, направленных на формирования основ экономической культуры нет, но в них содержится материал, который может быть использован педагогами в работе по экономическому воспитанию дошкольников.
Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников приводит нас к использованию игровых технологий, т. к. ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Организация игровой деятельности невозможна без организации среды. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды.
«Центр экономики», созданный в нашей группе, способствует погружению воспитанников в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной, творческой деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности.
Наш центр содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, периодически обновляющиеся иллюстрации, картинки (например, «Найди не выключенный прибор», «Экономь электроэнергию!», варианты вывесок, красочные рекламные листовки, буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек, настольно-печатные игры, а также книжные выставки.
Сделать экономику понятной для детей нам помогают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Наши дети, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике, таким образом постигают смысл труда.
Детей захватывают игры «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Юный дизайнер», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строители», «Булочная», «Супермаркет», «Магазин» и др. В них создаются наиболее благоприятные условия для ранней профориентации, развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Мы, воспитатели, обогащаем сюжетно-ролевые игры новыми атрибутами: вносим кассовый аппарат, готовим чеки и деньги. Совместно с учителем-логопедом мы оформляем картотеки и словарь экономических понятий, которые регулярно пополняются по мере изучения материала. Это позволяет сформировать активный словарный запас детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
В сюжетно-ролевых и дидактических играх мы моделируем реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Развивающая среда в нашей группе содержит следующие настольно-печатные игры по экономике : «Найди евро», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Деньги».
Чтение художественной литературы, существенно расширяет кругозор детей, и позволяет по-новому взглянуть на известные сюжеты. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Поэтому мы имеем книги с содержанием на экономические темы, а также фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах: «Федорино горе» и «Муха-цокотуха» К. Чуковского, английская народная сказка «Три поросенка», русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Колобок», «Морозко»; сказки в стихах «Волшебное кольцо», «Три копейки на покупку» Ш. Галлиева; «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстого. Интересны и удачны народые сказки, каждая из которых представляет, как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. В сказке «Колобок» дети знакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем-теремок» – труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» – награда, расплата, убытки и т. д. В сказках экономическое содержание раскрываем детям в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
Работа с детьми в нашем «Центре экономики», несомненно позволяет расширить экономический кругозор, уточнить имеющиеся представления, помогает знакомить с новыми престижными профессиями, понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учит разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.
Однако, развивающая предметно-пространственная среда – это оснащение не только группового пространства, пространства всего ДОУ, но и прилегающих территорий. В этом году на территории нашего детского сада был разбит огород. Воспитатели совместно с детьми ухаживали за посадками все лето и вырастили достойный урожай. Малыши кушали салаты из овощей и зелени, которые вырастили сами. Таким образом, одной из задач, которую мы ставили перед собой при планировании огорода является создание условий для формирования трудовых навыков через вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений (т. е. знакомство с профессией «фермер»).
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что созданные нами условия для формирования ранней профориентации и экономического сознания приближает наших воспитанников к реальной жизни, пробуждает деловые качества личности, помогает ориентироваться в происходящем. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к труду, профессиям, осознаются правила честного зарабатывания и бережливости.