Приложение МААМ

Экономическое воспитание дошкольников через знакомство с профессиями и раннюю профориентацию

Токмачева Нина
Экономическое воспитание дошкольников через знакомство с профессиями и раннюю профориентацию
▼ Скачать + Заказать документы

Современная социально-экономическая ситуация в мире требует от семьи и ДОУ приобщения детей к миру экономических ценностей. В последнее десятилетие отечественная наука и практика обратили особое внимание на роль экономики в формировании личности, на взаимосвязь экономического образования с трудовым и нравственным воспитанием.

Публикация «Экономическое воспитание дошкольников через знакомство с профессиями и раннюю профориентацию» размещена в разделах

Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребенка. Опыт показывает, что, если не формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – неряшливость, небрежность, безразличие к испорченным вещам, игрушкам, книгам; более того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации.

В педагогике прошлых столетий речь об экономическом образовании и воспитании детей не велась, а являлась составной частью трудового и нравственного воспитания. Ярким примером здесь может выступать древний памятник русской культуры «Домострой», который учит правилам разумного домоводства, превращая ведение домашнего хозяйства в настоящее искусство.

В современных образовательных программах дошкольных учреждений специальных разделов, направленных на формирования основ экономической культуры нет, но в них содержится материал, который может быть использован педагогами в работе по экономическому воспитанию дошкольников.

Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников приводит нас к использованию игровых технологий, т. к. ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Организация игровой деятельности невозможна без организации среды. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды.

«Центр экономики», созданный в нашей группе, способствует погружению воспитанников в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной, творческой деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности.

Наш центр содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, периодически обновляющиеся иллюстрации, картинки (например, «Найди не выключенный прибор», «Экономь электроэнергию, варианты вывесок, красочные рекламные листовки, буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек, настольно-печатные игры, а также книжные выставки.

Сделать экономику понятной для детей нам помогают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Наши дети, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике, таким образом постигают смысл труда.

Детей захватывают игры «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Юный дизайнер», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строители», «Булочная», «Супермаркет», «Магазин» и др. В них создаются наиболее благоприятные условия для ранней профориентации, развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Мы, воспитатели, обогащаем сюжетно-ролевые игры новыми атрибутами: вносим кассовый аппарат, готовим чеки и деньги. Совместно с учителем-логопедом мы оформляем картотеки и словарь экономических понятий, которые регулярно пополняются по мере изучения материала. Это позволяет сформировать активный словарный запас детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

В сюжетно-ролевых и дидактических играх мы моделируем реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Развивающая среда в нашей группе содержит следующие настольно-печатные игры по экономике : «Найди евро», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Деньги».

Чтение художественной литературы, существенно расширяет кругозор детей, и позволяет по-новому взглянуть на известные сюжеты. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Поэтому мы имеем книги с содержанием на экономические темы, а также фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах: «Федорино горе» и «Муха-цокотуха» К. Чуковского, английская народная сказка «Три поросенка», русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Колобок», «Морозко»; сказки в стихах «Волшебное кольцо», «Три копейки на покупку» Ш. Галлиева; «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстого. Интересны и удачны народые сказки, каждая из которых представляет, как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. В сказке «Колобок» дети знакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем-теремок» – труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» – награда, расплата, убытки и т. д. В сказках экономическое содержание раскрываем детям в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Работа с детьми в нашем «Центре экономики», несомненно позволяет расширить экономический кругозор, уточнить имеющиеся представления, помогает знакомить с новыми престижными профессиями, понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учит разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

Однако, развивающая предметно-пространственная среда – это оснащение не только группового пространства, пространства всего ДОУ, но и прилегающих территорий. В этом году на территории нашего детского сада был разбит огород. Воспитатели совместно с детьми ухаживали за посадками все лето и вырастили достойный урожай. Малыши кушали салаты из овощей и зелени, которые вырастили сами. Таким образом, одной из задач, которую мы ставили перед собой при планировании огорода является создание условий для формирования трудовых навыков через вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений (т. е. знакомство с профессией «фермер»).

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что созданные нами условия для формирования ранней профориентации и экономического сознания приближает наших воспитанников к реальной жизни, пробуждает деловые качества личности, помогает ориентироваться в происходящем. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к труду, профессиям, осознаются правила честного зарабатывания и бережливости.

Публикации по теме:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Проект «Экономическое воспитание» в средней группе Проект экономическое воспитание «Бережливые» Вид проекта: Информационно-творческий Продолжительность: с 14 января по 12февраля 2020 года.

Воспитание любви к малой Родине через знакомство с ансамблем песни и танца «Казачий круг»Воспитание любви к малой Родине через знакомство с ансамблем песни и танца «Казачий круг» Ростовская область традиционно является землёй Донского казачества. Именно культура Донского казачества является неотъемлемым региональным.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея»Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея» Искандирова Елена Квест-игра «В царство Кощея». Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного.

Знакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитаниеЗнакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитание В дошкольном возрасте основной вид деятельности -это игра. Используя в работе с детьми игру мы не только учим детей но и воспитываем. Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономическое воспитание дошкольников через знакомство с профессиями и раннюю профориентацию
Опубликовано: 10 сентября 2023 в 21:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экономическое воспитание дошкольников через знакомство с профессиями и раннюю профориентацию» (включая файлы) размещена пользователем Токмачева Нина (УИ 1610344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД