Ирина Одинцова
Проект «Экономическая грамотность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» С. ПРИБЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Проект
на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ»
в подготовительной к школе группе
воспитатели:
Одинцова Ирина Николаевна
Март 2023 года
Тема проекта :
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ»
ПРОБЛЕМА:
Публикация «Проект „Экономическая грамотность детей“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Сегодняшнее молодое поколение живёт в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды. Ребёнок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной действительностью, бытом и у него возникает множество вопросов. Дети не всегда представляют на какие средства расходуются деньги в семье.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Сегодня мы живём в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, Ребёнок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной действительностью, бытом и у него возникает множество вопросов.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Цель:
формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через различные виды деятельности с экономическим содержанием, способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи:
1. Образовательные:
Формировать первичные представления о деньгах;
научить детей правильному отношению к деньгам и разумному их использованию;
разъяснить, что такое труд, товар, торговля.
2. Развивающие:
-формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
-наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием;
3. Воспитательные:
-воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;
- воспитывать любовь и уважение к старшим;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество;
- воспитывать умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.)
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.
1. Речевое развитие:
Цель:
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи.
2. Художественно-эстетическое развитие:
Цель:
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира финансов;
• Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Социально-коммуникативное развитие:
Цель:
• Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• Развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и деятельности;
• Формирование основ экономических взаимодействий в повседневной жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
По завершению проекта дети смогут :
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Проект : краткосрочный.
Вид проекта : познавательный, исследовательский.
Продолжительность: 2 недели 14.03.2023г – 25.03.2023г.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.
Возраст детей : 6-7 лет
Формы проведения: ООД, игровая деятельность, беседы, чтение художественных произведений; просмотр мультфильмов, презентаций и видео уроков.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ.
№ мероприятия цели ответственные сроки
1 этап. Подготовительный.
1. Определение целей и задач для проекта. Воспитатель 09.03.2023
2. Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, изготовление Лепбука и дидактических игр. Создать условия для реализации проекта «Экономическая
грамотность детей» Воспитатель 10.03.2023
3. Разработка плана мероприятий с родителями Воспитатель, родители. 11.03.2023
2 этап. Основной.
1. Беседа «История возникновения денег» Познакомить с историей возникновения денег. Воспитатель, дети. 14.03.2023
2. Просмотр видео урока тетушки Совы «Что такое деньги?» Формировать знания что такое деньги и зачем они нужны. Воспитатель, дети. 15.03.2023
3. Дидактическая игра «Разложи монетки по порядку». Развивать умение соотносить денежные знаки по достоинству. Воспитатель, дети. 15.03.2023
4. Презентация на тему «Семейный бюджет». Ввести детей в мир экономических отношений, заложить основы планирования семейного бюджета. Воспитатель, дети. 16.03.2023
5. Конструирование из бумаги в технике оригами «Кошелёк» Закреплять умение конструировать более сложные фигуры в технике оригами на основе изученных приёмов. Воспитатель, дети. 17.03.2023
6. Знакомство с лэпбуком «Профессии». Познакомить ребёнка с разнообразными профессиями и дать представление о том, где и как работают люди. Воспитатель, дети. 18.03.2023
7. Дидактическая игра «Товарный поезд» Закрепить знания детей о месте продажи товара. Воспитатель, дети. 18.03.2023
8. Чтение А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино». Помочь детям увидеть в сказке представление о способах увеличения доходов. Воспитатель, дети. 21.03.2023
9. Знакомство с лэпбуком «Поговорим о деньгах» Формирование основ финансовой грамотности Воспитатель, дети. 22.03.2023
10. Просмотр видео урока тётушки Совы «О банке» Рассказать, что такое БАНК и для чего он нужен. Воспитатель, дети. 22.03.2023
11 Экскурсия в банк Ознакомление детей с работой банка. Воспитатель, дети, родители. 23.03.2023
12 Раскрась финансовую картинку Развитие речи, воображен6ич, фантазии детей. Воспитатель, дети. 24.03.2023
13 Консультация для родителей «Основы финансовой грамотности в детском саду» Воспитатель, родители. 15.03.2023
3 этап. Заключительный.
1. Конспект ООД «Путешествие в страну Экономика» Формирование у детей первичных элементарных экономических представлений и основ финансовой грамотности. Воспитатель, дети. 25.03.2023
В ходе реализации проекта «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ» были получены следующие результаты:
1. У детей сформировалось первичное понимание финансово-экономических терминов;
2. Дети узнали о взаимосвязи между деньгами и трудом;
3. В ходе практической деятельности у детей сформировались умения правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях; трудиться, помогать старшим –это хорошо, а лениться- плохо;
4. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
5. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
6. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
Список использованных
источников:
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. – М. ; Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53
3. Сасова, И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.
4. Сасова, И. А. Экономика/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 26 с.
5. Смоленцова, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием/А. А. Смоленцова. – М. ; Просвещение, 1993. – 95 с.
6. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику : Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.
7. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.
8. Шатова, А. Становление начал ценностных ориентаций // Образование и рынок. – 1997. - № 1. – С. 4-7.
9. Шатова, А. Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников/А. Д. Шатова. – М. ; Ювента, 2003. – 16 с.
10. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике : Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
11. Щедрина, Е. В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.
ПРИЛОЖЕНИЕ: образовательной
деятельности по проекту «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ»
1 этап. Подготовительный.
1. Определение целей и задач для проекта.
2. Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель: Создать условия для реализации проекта «Экономическая
грамотность детей»
3. Разработка плана мероприятий с родителями.
2 этап. Основной.
1. Беседа «История возникновения денег».
Цель. Познакомить с историей возникновения денег.
2. Просмотр видео урока тетушки Совы «Что такое деньги?» Цель: Формировать знания что такое деньги и зачем они нужны.
3. Дидактическая игра «Разложи монетки по порядку».
Цель: Развивать умение соотносить денежные знаки по достоинству.
4. Презентация на тему «Семейный бюджет».
Цель: Ввести детей в мир экономических отношений, заложить основы планирования семейного бюджета.
5. Конструирование из бумаги в технике оригами «Кошелёк»
Цель: Закреплять умение конструировать более сложные фигуры в технике оригами на основе изученных приёмов.
6. Знакомство с лэпбуком «Профессии».
Цель: Познакомить ребёнка с разнообразными профессиями и дать представление о том, где и как работают люди.
7. Дидактическая игра «Товарный поезд»
Цель: Закрепить знания детей о месте продажи товара.
8. Чтение А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Цель: Помочь детям увидеть в сказке представление о способах увеличения доходов.
9. Знакомство с лэпбуком «Поговорим о деньгах»
Цель: Формирование основ финансовой грамотности
10. Просмотр видео урока тётушки Совы «О банке»
Цель: Рассказать, что такое БАНК и для чего он нужен
11. Экскурсия в банк.
Цель: Ознакомление детей с работой банка.
12. Раскрась финансовую картинку
Цель: Развитие речи, воображен6ич, фантазии детей.
13. Консультация для родителей «Основы финансовой грамотности в детском саду»
Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей.
3 этап. Заключительный.
1. ООД «Путешествие в страну Экономика»
Цель: Формирование у детей первичных элементарных экономических представлений и основ финансовой грамотности.