Получи документы

Эколого-развивающая среда ДОУ

Нина Высоцкая
Эколого-развивающая среда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Н. Ю. Высоцкая, старший воспитатель МБДОУ

Барановский детский сад «Солнышко»,

sadsolnce2014@mail.ru

Эколого – развивающая среда ДОУ

Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении. Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического воздействия сформировать начала экологической культуры и будет способствовать: познавательному развитию, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребёнка, формированию нравственных качеств, экологически грамотного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Публикация «Эколого-развивающая среда ДОУ» размещена в разделах

Организация развивающей эколого-образовательной среды детского сада проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна, предусматриваются и соблюдаются следующие требования:

- она соотнесена с возрастом ребенка и создаёт зону ближайшего развития;

- ее основные объекты включены в разные виды деятельности: познавательная, игровая, речевая, коммуникационная, двигательная, экспериментальная, художественно-эстетическая, учебная;

- способствует своевременному и качественному развитию всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, сознания и т. д. ;

- оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье;

- удобна, информирована, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничные отношения между ребёнком и окружающей природой.

Главными задачами развивающей среды являются :

- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природа, так для ребёнка;

- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения.

Модель экологической предметно-развивающей среды ДОУ включает в себя следующие компоненты: уголки природы, мини-лаборатории, уголки книг, центры дидактической игры, групповые участки, цветники, мини-огород, метеоплощадка, театральная комната, лаборатория.

Эколого-развивающая среда ДОУ

Уголки природы в группах включают в себя комнатные растения, природный материал (коллекции камней, разных семян, гербарии, поделки из дерева и др., календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород на окне. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет педагогу организовывать различную деятельность на протяжении всего года.

Растения, находящиеся в детском саду, расположены и сгруппированы в "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы в групповых помещениях. Расположение уголка природы в группах позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Кроме постоянных растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например, мини-город на окне (лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года). В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения инвентаря по уходу за растениями.

В каждой группе есть мини- лаборатория, которая создаётся для развития интереса к исследовательской деятельности и в то же время это база для специфической игровой деятельности ребёнка. Постепенно элементарные опыты становятся играми – опытами, в которых, как и в дидактической игре есть два начала: учебно-познавательное и игровое занимательное. В мини-лаборатории имеются материалы для детского экспериментирования: стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты, компасы, микроскоп, природный материал; бросовый материал. Дети, под руководством воспитателя, проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лабораториях позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.

В группах созданы библиотечки, в которых подобрана познавательная литература о природе, познавательная литература о животных, детские энциклопедии, подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.

Организованы центры дидактической игры, где собраны различные игры природоведческого содержания: «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Кто, где живёт?», «Правильно – неправильно» и др.

В методическом кабинете создан раздел по экологическому воспитанию, в котором имеются необходимые методические пособия, картины, художественная литература из цикла «Азбука природы России», «Почемучки», детские энциклопедии, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов птиц, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Педагоги используют материал для занятий, бесед на экологическую тематику.

В ДОУ создана театральная комната, в которой имеются все необходимые атрибуты, костюмы, декорации. С помощью театральных постановок педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе. Музыкальным руководителем разработан цикл экологических развлечений, спектаклей, подобран репертуар музыкальных произведений.

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Правильно спланированную и хорошо озелененную территорию дошкольного образовательного учреждения можно рассматривать как одно из важнейших условий, обеспечивающих успех экологической работы с детьми дошкольного возраста.

На участке детей «встречают» сказочные персонажи, гармонично сочетаются разнообразные породы деревьев, кустарники, цветники с их разнообразием: клумбами, вазонами, бордюрами, на которых представлено разнообразие однолетних и многолетних цветов. При входе на территорию и на каждом групповом участке, дети видят, как растут цветы, ухаживают за ними и собирают семена. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения. Наблюдая за ростом цветов, ухаживая за ними, собирая семена, дети приобщаются к труду, учатся применять свои знания на практике.

На территории дошкольного учреждения расположен мини-огород, в выращивании овощей принимают активное участие воспитатели, дети старших групп. Каждый год мы собираем урожай моркови, свёклы, фасоли, капусты, лука. Дети знакомятся с овощными культурами, их значением в нашем рационе.

На спортивной площадке и тропе «здоровья» проводятся занятия и оздоровление детей на свежем воздухе. Также на участке детского сада проводятся различные экологические праздники, развлечения.

На территории детского сада создана метеоплощадка, где дети получают представление о зависимости климата, знакомятся и обучаются работе с компасом, прибором для измерения атмосферного давления, с водными, и напочвенными термометрами и упражняются в измерении температуры воздуха, воды, почвы.

В ДОУ проложена экологическая тропа. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы старались использовать как можно больше интересных объектов. Экологическая тропа расположена как на территории дошкольного учреждения, так и за ее пределами (детский сад располагается рядом с парком и школьным дендрарием). Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в разные периоды года. На участке, в парке, дендрарии проводятся наблюдения за елями, в том числе и голубыми елями, дубами, берёзами, клёнами, птицами, прилетающими к ним, насекомыми, появившимися под деревьями; проводятся оздоровительные праздники.

Образовательное пространство ДОУ пополнилось инновационным оборудованием: цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», набор «LEGO WeDo», набор «Рисуем на песке», «Прозрачный мольберт». Оно используется в разных видах деятельности: игровой, познавательной, исследовательской, экспериментальной, творческой.

Создание развивающей эколого-образовательной среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс. Главные аспекты работы педагога с детьми это разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Публикации по теме:

Презентация «Развивающая среда по ПДД» Структурное подразделение муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 «Сказка» семейный детский сад «Родничок».

Развивающая среда по ПДДРазвивающая среда по ПДД Детки малые - беззащитные создания, они наше дорогое богатство. Мы обязаны оградить их от любой опасности: в детском саду, в школе, на улице.

Музыкальная развивающая среда в ДООМузыкальная развивающая среда в ДОО Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. И,.

Предметно-развивающая среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 1. содержательно-насыщенной, 2. трансформируемой, 3. полифункциональной, 4.

Развивающая среда группыРазвивающая среда группы Предметно-развивающая среда в нашей группы, оборудована с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. Все элементы.

Развивающая среда в ДОУ к 23 февраля Развивающая среда в ДОУ к 23 февраля воспитатель МБДОУ детский сад 45 "Ручеёк" Рябошапка Тамара Павловна Патриотическое воспитание детей.

Развивающая среда в ДОУ ко Дню знанийРазвивающая среда в ДОУ ко Дню знаний Развивающая среда в ДОУ ко Дню знаний Я хочу сидеть за партой, Я к доске ходить хочу. Но пока играю в куклы И зверей больных лечу. Но.

Развивающая среда по ПДДРазвивающая среда по ПДД В нашем детском саду проходил конкурс на лучшую развивающую среду «Правила дорожного движения». Его целью было - через игровую ситуацию.

Эколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участкаЭколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участка Воспоминаем лето. Эколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участка. Воспитатели: Шарапова О. П., Макарова И. В., логопед Смирнова.

Эколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участкаЭколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участка Воспитатели Катунян Л. С. и Жарова С. А. Наша группа приняла участие в конкурсе «Оформление летних участков». Мы постарались красиво,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эколого-развивающая среда ДОУ
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 07:58
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эколого-развивающая среда ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Нина Высоцкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД