Нина Высоцкая
Эколого-развивающая среда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Ю. Высоцкая, старший воспитатель МБДОУ
Барановский детский сад «Солнышко»,
sadsolnce2014@mail.ru
Эколого – развивающая среда ДОУ
Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении. Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического воздействия сформировать начала экологической культуры и будет способствовать: познавательному развитию, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребёнка, формированию нравственных качеств, экологически грамотного поведения, экологизации различных видов деятельности.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Организация развивающей эколого-образовательной среды детского сада проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна, предусматриваются и соблюдаются следующие требования:
- она соотнесена с возрастом ребенка и создаёт зону ближайшего развития;
- ее основные объекты включены в разные виды деятельности: познавательная, игровая, речевая, коммуникационная, двигательная, экспериментальная, художественно-эстетическая, учебная;
- способствует своевременному и качественному развитию всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, сознания и т. д. ;
- оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье;
- удобна, информирована, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничные отношения между ребёнком и окружающей природой.
Главными задачами развивающей среды являются :
- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;
- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природа, так для ребёнка;
- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения.
Модель экологической предметно-развивающей среды ДОУ включает в себя следующие компоненты: уголки природы, мини-лаборатории, уголки книг, центры дидактической игры, групповые участки, цветники, мини-огород, метеоплощадка, театральная комната, лаборатория.
Эколого-развивающая среда ДОУ
Уголки природы в группах включают в себя комнатные растения, природный материал (коллекции камней, разных семян, гербарии, поделки из дерева и др., календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород на окне. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет педагогу организовывать различную деятельность на протяжении всего года.
Растения, находящиеся в детском саду, расположены и сгруппированы в "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы в групповых помещениях. Расположение уголка природы в группах позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Кроме постоянных растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например, мини-город на окне (лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года). В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения инвентаря по уходу за растениями.
В каждой группе есть мини- лаборатория, которая создаётся для развития интереса к исследовательской деятельности и в то же время это база для специфической игровой деятельности ребёнка. Постепенно элементарные опыты становятся играми – опытами, в которых, как и в дидактической игре есть два начала: учебно-познавательное и игровое занимательное. В мини-лаборатории имеются материалы для детского экспериментирования: стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты, компасы, микроскоп, природный материал; бросовый материал. Дети, под руководством воспитателя, проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лабораториях позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.
В группах созданы библиотечки, в которых подобрана познавательная литература о природе, познавательная литература о животных, детские энциклопедии, подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.
Организованы центры дидактической игры, где собраны различные игры природоведческого содержания: «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Кто, где живёт?», «Правильно – неправильно» и др.
В методическом кабинете создан раздел по экологическому воспитанию, в котором имеются необходимые методические пособия, картины, художественная литература из цикла «Азбука природы России», «Почемучки», детские энциклопедии, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов птиц, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Педагоги используют материал для занятий, бесед на экологическую тематику.
В ДОУ создана театральная комната, в которой имеются все необходимые атрибуты, костюмы, декорации. С помощью театральных постановок педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе. Музыкальным руководителем разработан цикл экологических развлечений, спектаклей, подобран репертуар музыкальных произведений.
Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Правильно спланированную и хорошо озелененную территорию дошкольного образовательного учреждения можно рассматривать как одно из важнейших условий, обеспечивающих успех экологической работы с детьми дошкольного возраста.
На участке детей «встречают» сказочные персонажи, гармонично сочетаются разнообразные породы деревьев, кустарники, цветники с их разнообразием: клумбами, вазонами, бордюрами, на которых представлено разнообразие однолетних и многолетних цветов. При входе на территорию и на каждом групповом участке, дети видят, как растут цветы, ухаживают за ними и собирают семена. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения. Наблюдая за ростом цветов, ухаживая за ними, собирая семена, дети приобщаются к труду, учатся применять свои знания на практике.
На территории дошкольного учреждения расположен мини-огород, в выращивании овощей принимают активное участие воспитатели, дети старших групп. Каждый год мы собираем урожай моркови, свёклы, фасоли, капусты, лука. Дети знакомятся с овощными культурами, их значением в нашем рационе.
На спортивной площадке и тропе «здоровья» проводятся занятия и оздоровление детей на свежем воздухе. Также на участке детского сада проводятся различные экологические праздники, развлечения.
На территории детского сада создана метеоплощадка, где дети получают представление о зависимости климата, знакомятся и обучаются работе с компасом, прибором для измерения атмосферного давления, с водными, и напочвенными термометрами и упражняются в измерении температуры воздуха, воды, почвы.
В ДОУ проложена экологическая тропа. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы старались использовать как можно больше интересных объектов. Экологическая тропа расположена как на территории дошкольного учреждения, так и за ее пределами (детский сад располагается рядом с парком и школьным дендрарием). Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в разные периоды года. На участке, в парке, дендрарии проводятся наблюдения за елями, в том числе и голубыми елями, дубами, берёзами, клёнами, птицами, прилетающими к ним, насекомыми, появившимися под деревьями; проводятся оздоровительные праздники.
Образовательное пространство ДОУ пополнилось инновационным оборудованием: цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», набор «LEGO WeDo», набор «Рисуем на песке», «Прозрачный мольберт». Оно используется в разных видах деятельности: игровой, познавательной, исследовательской, экспериментальной, творческой.
Создание развивающей эколого-образовательной среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс. Главные аспекты работы педагога с детьми это разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.