Галина Саппинен
Эколого-познавательный проект «Наше дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 общеразвивающего вида» г. Печора
Эколого – познавательный проект
«Наше дерево»реализованный в рамках проекта Н. А. Рыжовой по программе» Наш дом — природа
Исполнители проекта- воспитатель Саппинен Галина Ивановна
дошкольники группы № 11 и их родители.
Координатор проекта – педагог
дополнительного образования
Чертопятова Галина Александровна
Период проведения проекта : 1 год с сентября 20011 – октябрь 2012 год.
Публикация «Эколого-познавательный проект „Наше дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Социально – экологическая проблема : обламывание веток деревьев и кустов.
Гипотеза проекта :если в системе дошкольного образования будут иметь место инновационные экологические проекты, то возможно повысить уровень экологического воспитания дошкольников.
Цель проекта : привлечь внимание детей и их родителей к деревьям, как к живым существам, которые имеют свое особое строение, потребности, создают свою среду обитания, помогают всему живому.
Задачи проекта :
• Познакомить детей со строением деревьев и значением каждой части дерева, значением неживой и живой природы в жизни дерева.
• Расширять знания дошкольников и их родителей о символе России – Березе.
• Развивать познавательно – речевую активность детей, расширять кругозор детей через опытно – исследовательскую деятельность.
• Развивать изобразительные умения детей старших дошкольников. Умение передавать красоту деревьев в изобразительной деятельности (рисование деревьев разными изобразительными средствами и способами).
• Воспитывать бережное отношение к живой природе через разнообразные виды деятельности с дошкольниками.
Методы проекта :
• Наблюдения
• Обследование
• Опытно – экспериментальная деятельность
• Игровая деятельность
• Художественно – творческая деятельность
• Музыкально – театрализованная деятельность
• Чтение художественной и познавательной литературы
Сущность данного проекта заключается в том, что в любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Актуальность данного проекта состоит в том, что большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общается с природой. Наши многочисленные опросы показали, что многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Следует отметить, что реализация проекта способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию, оказывает оздоровительное влияние. (Основная часть работы проводится не в помещении, а на открытом воздухе, проводятся подвижные игры.)
Этапы эколого – познавательного проекта
«Наше дерево».
1. Предпроектный. Срок проведения с сентября 2011 года.
Включает : написание программы исследовательской деятельности.
2. Диагностический. Сроки проведения – сентябрь – октябрь 2012 года.
Работа с дошкольниками и сбор необходимого материала по исследовательской деятельности.
3. Прогностический. Обработка полученных результатов (анализ работы, диагностика дошкольников, корректировка программы исследовательской деятельности).
4. Практический с октября 2011 года.
5. Диагностика, анализ октябрь 2012 года.
6. Заключительный этап с октября по ноябрь 2012 года
7. Обоснование полученных результатов – ноябрь 2012 года.
Основные этапы проекта.
1. Подготовительный
№ Описание деятельности Сроки исполнения Ответственный исполнитель
1 Постановка цели задач проекта Сентябрь 2011 г Педагог дополнительного образования
Старший воспитатель
Воспитатель
2 Разработка плана наблюдений Сентябрь 2011 г Воспитатель
Педагог дополнительного образования
3 Разработка перечня занятий эколого-познавательного цикла. Сентябрь 2011 г Воспитатель
4 Разработка перечня занятий художественно – творческой деятельности. Сентябрь 2011 г Воспитатель
5 Разработка системы контрольно – диагностической деятельности по теме проекта Сентябрь 2011 г Воспитатель
6 Подбор музыкального репертуара Сентябрь 2011 г Музыкальный руководитель
Воспитатель
7 Родительское собрание по теме проекта Сентябрь 2011 г Воспитатель
8 Подготовка материала и оборудования для проектной деятельности Сентябрь 2011 г Воспитатель
9 Подбор художественной и познавательной литературы о дереве Сентябрь 2011 г Воспитатель
Родители
2. Исследовательский этап
№ Описание деятельности Сроки исполнения Ответственный исполнитель
1 Диагностика дошкольников Октябрь 2011 г Педагог дополнительного образования
2. Наблюдения с дошкольниками по плану С 01. 10.2011 – 30.10. 2011уч год Педагог дополнительного образования
Воспитатель
3 Опытно – экспериментальная деятельность с дошкольниками С 01. 10.2011 – 30.10. 2011 г Воспитатель
4 Эколого-познавательные занятия с дошкольниками:
• «Сколько на свете видов рябин»
• «Рябина – чудо целитель»
• «Лекарь на круглый год»
• «Как рябина помогает человеку»
2011 – 2012уч год Воспитатель
5 Занятия художественно –творческой деятельности 2011 – 2012уч год Воспитатель
6 Организация игровой деятельности дошкольников
• Сюжетно – ролевая
• Дидактические игры
• Работа с эколого-дидактическим пособием
• Игры с перфокартами 2011 – 2012уч год Воспитатель
7 Музыкальные занятия с разучиванием песен и танцевальных движений. 2011– 2012уч год Музыкальный руководитель
Воспитатель
8 Оформление наглядной информация для родителей по теме проекта В течении проектной деятельности Воспитатель
3. Заключительный этап
№ Описание деятельности Сроки исполнения Ответственный исполнитель
1. Составление рассказа о нашем дереве Сентябрь 2012г Воспитатель
2 Выставка рисунков и сказок о дереве Сентябрь 2012г Воспитатель
3 Итоговое занятие эколого – познавательного цикла Сентябрь 2012г Воспитатель
4 Составление детьми и родителями рекламы и оформление эмблемы дерева Октябрь 2012г Дошкольники и родители
5 Родительское собрание с участием дошкольников «Что? Где? Когда?» Октябрь 2012 г Воспитатель
Педагог дополнительного образования
6 Подготовка и проведение «Праздника дерева» Октябрь 2012 г Воспитатель
Педагог дополнительного образования
Музыкальный руководитель
7 Диагностика по теме проекта Октябрь 2012 г Педагог дополнительного образования
8 Заседание школы «Воспитатель – эколог» по теме «Итоги работы по проекту» Ноябрь 2012 г Педагог дополнительного образования
Старший воспитатель
Воспитатель
9 Оформление альбома «Наше дерево» Ноябрь 2012 г Воспитатель
Родители
Результаты проведения эколого-познавательного проекта «Наше дерево».
На заключительном этапе проекта нами проведен анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей. На этой же стадии разработаны рекомендации для педагогов. В процессе работы по данному этапу дошкольники сочиняют рассказы и сказки, иллюстрируют их, отражают результаты наблюдений в играх, составляют задачи, придумывают природоохранные знаки, проведен праздник «День дерева» и изготовлены для дерева подарки, вместе с родителями составлена реклама дерева.
Начальная и итоговая диагностика дошкольников проводилась по следующим критериям - вопросам:
• Дерево - это живая или не живая природа? Почему?
• Какие деревья ты знаешь?
• На какие 2 группы можно разделить деревья? Почему?
• Назови части дерева
• Что необходимо дереву для жизни?
• Кто живет в березовой роще?
• Как береза помогает людям?
• Как мы можем помочь березе?
• Кто кроме людей помогает дереву?
По итогам начальной диагностики:
• Не все дети относят деревья к живой природе
• Из видов деревьев называют преимущественно 4 вида*(береза, осина. ель и лиственница, иногда путают деревья с кустарникам (например, рябину, которая у нас куст относят к деревьям).
• Недостаточные знания об условиях, необходимых для жизни дерева
• Недостаточные знания о значении деревьев в жизни животных и в жизни человека
Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики по проектной деятельности выявил положительную динамику усвоения детьми знаний по проекту «Наше дерево» :
• Все дети считают деревья живыми существами и могут доказать свой ответ.
• Большинство детей называют 5 - 6 видов деревьев и могут их классифицировать на лиственные и хвойные.
• Дошкольники называют 5 -6 необходимых компонентов для жизни деревьев.
• Большинство детей знают роль хвойных и лиственных деревьев в жизни различных обитателей леса
• Дошкольники хорошо знают и объясняют, как человек использует деревья в своем быту (строительное, лекарственное и творческое использование).
• Дети хорошо владеют приемами помощи деревьям (подвязать надломленную ветку, залечить ранку, привлечь птиц).
В результате реализации экологического проекта «Наше дерево» :
- Значительно повысился уровень знаний дошкольников по разделу «Растения».
- Углублены знания дошкольников о деревьях и кустарниках Родного края, их значении в жизни всего живого и в жизни человека.
- Сформировано представление о деревьях и кустарниках, как живых существах и развито бережное отношение к ним.
- Выявлена заинтересованность родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов, сказок, аудиозаписей; рисунков и природоохранных знаков, выполненных совместно с детьми).
- Пополнена эколого – развивающая среда ДОУ: модель дерева, стихи, сказки о деревьях, детскими поделками, художественной литературой о деревьях, природоохранными знаками (по теме проекта).
- Разработаны игры для дошкольников по проекту «Наше дерево».