Наталья Милехина
Эколого-оздоровительный проект «В стране здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Данный проект предполагает систему работы с детьми в течение одного учебного года. Учитывая особенности ребёнка в дошкольном возрасте, основной формой организации должна быть коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно–ролевые, развивающие, подвижные, игры–драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков. Не последнее значение имеет мастерство воспитателя "подать" игру, чтобы направить инициативу детей в их творческую активность. Для этого следует соблюдать несколько правил:
Публикация «Эколого-оздоровительный проект „В стране здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• не заставлять играть ребенка, а создавать условия для возникновения интереса,
• не сдерживать двигательную активность детей,
• хвалить ребенка за успехи,
• не давать отрицательных оценок ошибкам детей.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем–то напоминают фокусы, они необычны, а главное – ребята все проделывают сами.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.
Реализация проекта предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только в процессе НОД по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др. Только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним. Поэтому целесообразно содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познание» интегрировать с освоением образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Таким образом, задачи познавательного развития детей решаются интегрированно, в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Сроки реализации проекта : 1 учебный год.
Цель проекта : формирование экологической культуры детей старшей разновозрастной группы.
Задачи:
1. Закладывание основ представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действий в природе, природоохранной деятельности; выработка у них умений оценивать результаты взаимодействия людей с природой посредством расширения опыта работы учащихся в экологически ориентированной деятельности.
2. Формирование у детей положительного отношения к здоровому образу жизни.
3. Формирование у детей гражданской позиции как компонента экологической культуры.
4. Активизирование творческого потенциала детей посредством деятельности с природным материалом.
5. Воспитание чувства сопереживания к происходящим событиям в окружающей действительности благодаря сплочению коллектива детей в процессе выполнения экологической деятельности.
6. Установить контакты и взаимоотношение между педагогами, родителями, общественными организациями.
Участники проекта :
• Воспитатели;
• Дети старшей разновозрастной группы;
• Родители.
Ожидаемые результаты:
1. У воспитанников будет сформировано начало экологического мировоззрения и культуры, что повлияет на общую форсированность у них положительного отношения к здоровому образу жизни, гражданской позиции как компонента экологической культуры, творческого потенциала в работе с природным материалом, чувства сопереживания к происходящим событиям в окружающей действительности, сплочению коллектива.
2. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они научатся различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
3. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
4. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Принципы осуществления проекта :
• системность;
• единство целей воспитателя и воспитанника;
• приоритет чувственного освоения окружающего мира на основе доверия к своим ощущениям;
• приоритет субъект – субъектных отношений;
• многовариативность в решении проблемных задач, предоставление ребенку права и его обоснования;
• сопричастность и ответственное отношение воспитанника.
В рамках проекта определены гуманистические подходы, направленные на реализацию выделенных принципов: пробуждение сенсорной активности; установка на удивление; право на ошибку.
Содержание проекта состоит из базовых тем: «Я среди людей», «Где мы живем», «Познай себя», «Приобщение к народным истокам», «Познай мир», «Питание», «Времена года», «Твоя безопасность», «Природа родного края».
В рамках каждой темы осуществляется формирование:
• элементарных математических представлений, затрагивающих экологические проблемы :
• представления о пространстве собственного тела, способах ориентировки;
• истинных и ложных высказываний;
• креативных способностей детей, творчески интерпретирующих представления о взаимоотношениях объектов природы, о собственном здоровье;
• элементов экологической воспитанности.
Методы и формы экологического развития дошкольников представлены
в таблице 1.
Методы и формы, предусмотренные стандартом Превышение стандарта.
Наблюдения Клуб «Юные исследователи природы»
Экскурсии Лаборатория юного эколога
Прогулки Экологическая тропа : «Наш друг - природа»
Природоохранные акции Неделя экологического творчества
Неделя здоровья и т. д. Экологические тренинги для детей.
Минуты экологической доброты, экологического мышления.
Психогимнастика, релаксация (на снятие возбуждения и утомления).
«Панорама добрых дел».
Экологические праздники и развлечения.
«Экология в картинках», сказкотерапия.
Предварительная работа:
• наблюдения в природе,
• рассматривание иллюстраций,
• чтение художественной литературы,
• заучивание стихов, беседы, дидактические,
• подвижные и пальчиковые игры,
• физкультминутки.
Организация эколого–развивающей среды в группе и на участке.
Перечень условий, обеспечивающих развитие у детей познавательного интереса, ценностных установок, стимулирование волевых усилий, появление естественно-научных и экологических представлений, представлен в таблице 2.
Элементы эколого-развивающей среды. Функциональная роль. Формы и методы работы.
Уголок живой природы. Обучающая (познавательная деятельность, речевое развитие, приобретение навыков ухода за комнатными растениями); оздоровительная релаксационная. Экологические занятия и игры, самостоятельные игры, проведение исследовательской работы; уход за растениями; наблюдения; оздоровительные упражнения.
Уголок книги. Познавательная (воспитание интереса к литературе). Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждение прочитанного.
Экологическая тропинка. Познавательная (развитие эмоциональной, сенсорной активности, знакомство с правилами общения с природой); оздоровительная. Проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные представления, практическая деятельность по уходу за растениями, исследовательская деятельность.
Территория детского сада. Эстетическая; игровая; познавательная (развитие эмоциональной активности). Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок для экскурсий, игр.
Групповой зал. Эколого-эстетическая (развитие эмпатии к живым существам); оздоровительная (физическое развитие); игровая. Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, подвижных игр, упражнений перевоплощений в объекты живой и неживой природы.
Коридор. Познавательная; развивающая; эстетическая. Создание отдельных уголков, ландшафных пейзажей, фольклорных элементов.
В процессе реализации проекта регулярно осуществляется экологический мониторинг состояния территории, здания, продуктов питания, воды, воздуха.
Работа с общественными организациями.
Устанавливается контакт с детской библиотекой. На базе библиотеки проводятся занятия, выставки, викторины. Осуществляется сотрудничество с представителями школы искусств.