Кристина Филиппова
Экологическое занятие «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с природой
«Времена года».
Подготовительная группа
Цель: Формирование познавательного интереса детей.
Задачи:
1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.
2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.
3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.
4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.
Публикация «Экологическое занятие „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.
Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки в течение года; разучивание пословиц и поговорок, подготовка аудиозаписей и презентации.
Материалы, оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран, презентация, глобус.
Дидактические игры: «Что лишнее, «Разложи картинки по сезонам», «Времена года»; модель времён года, картины по сезонам: Левитан И. И. «Март», Остроухов И. «Золотая осень», Грабарь И. Э. «Февральская лазурь», Герасимов А. М. «После дождя. Мокрая терраса».
Ход занятия:
Подходим с детьми к календарю природы. Рассмотреть календарь природы вместе с детьми.
Воспитатель:
- Ребята, перед нами модель года. Почему она круглая?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает: одно время года проходит, наступает следующее за ним, и так они сменяют друг друга.
- Как вы думаете, почему круг разделён на 12 частей?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает: четыре времени года и у каждого по три месяца.
Воспитатель:
- Ребята, какой скоро наступит праздник? / Новый год/
- Почему он так называется?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает: так повелось для того, чтобы знать исчисление года времени. В некоторых странах год начинается летом.
Наш Новый год начинается? / Зимой/
- У вас на столах модели года и цветные карандаши. Почитайте на сколько частей разделен наш круг? /12 частей/
СЛАЙД 1.
- Сколько зимних месяцев?/ Три/. Назовите их. /Декабрь, Январь, Февраль/ Сколько частей надо закрасить на модели? /Три/
- Каким карандашом будем закрашивать зиму? /Синим/
СЛАЙД 2.
- Какое время года наступает после зимы? /Весна/ Сколько весенних месяцев?/ Три/. Назовите их. /Март,Апрель,Май/ Сколько частей надо закрасить на модели? /Три/
- Каким карандашом будем закрашивать весну? /Зеленым/
СЛАЙД 3.
- Какое время года наступает после весны? /Лето/ Сколько летних месяцев?/ Три/. Назовите их. /Июнь, Июль, Август/ Сколько частей надо закрасить на модели? /Три/
- Каким карандашом будем закрашивать лето? /Красным/
СЛАЙД 4.
- Какое время года наступает после лета? /Осень/ Сколько осенних месяцев?/ Три/. Назовите их. /Сентябрь, Октябрь, Ноябрь/ Сколько частей надо закрасить на модели? /Три/
- Каким карандашом будем закрашивать осень? /Желтым/
СЛАЙД 5.
- Какое время года наступает после осени? /Зима/. Вот у нас и получился год.
Физкультурная минутка.
Дождь
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. соединить руки над головой
Игра «Найди ошибку»
На экране появляются картины времён года, но последовательность нарушена. Дети видят и называют ошибку.
СЛАЙД 6.
/Ошибка – картинка Осенью/
Слайд 7.
/Ошибка – картинка Зима/.
Слайд 8.
/Ошибка – картинка Весна/.
Слайд 9.
/Ошибки нет, все правильно/
- Может такое случиться, что после зимы наступит лето? Почему?
Воспитатель: СЛАЙД 10.
- Посмотрите на картину русского художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь».
- Расскажите, как вы зиму отличите от других времён года?
Дети называют признаки зимы.
Снег покрывает землю.
Солнце опустилось ниже, мало светит и не греет.
День короче, ночь длиннее.
Мороз.
На ветках иней, изморозь.
Реки и озёра покрылись льдом.
Деревья стоят голые, прекратилось сокодвижение.
Метель.
Вьюги, позёмка.
Снегопад, сосульки, гололёд.
Зимующие птицы мало поют.
Медведь, ёж, барсук, насекомые в спячке.
Люди надевают тёплую одежду.
Новый год и др.
Воспитатель: СЛАЙД 11.
- Посмотрите на картину русского художника Исаака Левитана «Март»
- Расскажите, как вы весну отличите от других времён года?
Дети называют признаки весны.
Солнце поднимается выше, больше светит и греет.
Оттепель.
Снег, лёд тают, бегут ручьи, ледоход.
Проталины.
День прибавляется, ночь становится короче.
Прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда.
Оживают растения, набухают почки, появляется зелень первые цветы.
Гроза, туман, роса.
Кругом ароматный запах.
Начинаются работы на полях, огородах и т. д.
Воспитатель: СЛАЙД 12.
- Посмотрите на картину русского художника Александра Герасимова «После дождя. Мокрая терраса.»
- Расскажите, как вы лето отличите от других времён года?
Дети называют признаки зимы.
День длинный, ночь короткая.
Жарко греет солнце, много зелени, травы, цветов.
Дождь тёплый.
Летом бывает гроза, роса, радуга.
Животным много в лесу еды.
Насекомые летают, ползают, птицам много корма, они весело щебечут.
Созревают ягоды, растут грибы.
Люди надевают лёгкую одежду, купаются, загорают и т. д.
Воспитатель: СЛАЙД 13.
- Посмотрите на картину русского художника Ильи Остроухова «Золотая осень».
- Расскажите, как вы осень отличите от других времён года?
Дети называют признаки зимы.
День становится короче, ночь длиннее.
Становится холоднее, дуют сильные, холодные ветры.
Листья желтеют, краснеют, опадают, гниют. Листопад. Золотая осень.
Трава, цветы жухнут.
Насекомые прячутся, перелётные птицы улетают в тёплые края.
Зимующие птицы перелетают ближе к жилью человека.
Животные готовятся к зиме.
Часто идут дожди, мокро, грязно, серо, град
Небо хмурое, тёмные тучи, бывает снег с дождём.
По утрам заморозки.
Люди собирают урожай хлеба, овощей, фруктов. Делают заготовки, утепляют дома, квартиры, жилища домашних животных.
Воспитатель вносит глобус.
- Почему после зимы наступает весна, потом лето, осень и снова всё повторяется?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает: Земля кружится вокруг себя и солнца. Солнце не одинаково обогревает землю.
Воспитатель:
- Люди во все времена года наблюдали за природой, замечали приметы и придумывали пословицы.
Что летом родится – зимой пригодится
Мороз не велик, да стоять не велит
Весной дождь растит, а осенью гноит
Зима спросит, что летом делал
Игра «Что лишнее». Используем презентацию.
СЛАЙД 14
1. Снеговик, метель, листья
СЛАЙД 15
2. Ледоход, цветы, бабочки
СЛАЙД 16
3. Ручейки, листопад, проталины
СЛАЙД 17
4. Отлёт птиц, заморозки, радуга
СЛАЙД 18
5. Снег, ледоход, санки
Игра «Раскрась платья временам года»
Воспитатель: СЛАЙД 19
- Ребята, у вас на столах лежат силуэты платья. Посмотрите внимательно! Это платья сшили себе для бала: Зима, Весна, Лето и Осень. И они очень хотят и предлагают вам украсить им платья.