Наталья Шевченко
«Экологическое воспитание в семье» рекомендации по экспериментальной деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экологическое воспитание в семье.
Рекомендации по экспериментальной деятельности с детьми»
Публикация «„Экологическое воспитание в семье“ рекомендации по экспериментальной деятельности с детьми» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели: Дать методические рекомендации по формированию у детей экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности, желание сохранять и оберегать природу, предложить родителям примеры экспериментальной деятельности с детьми.
Что такое экология? Это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка- «экология»-это дом, жилище. «Йокос»-дом, «логос»- наука.
В наше время проблемы экологии вышли на первое место, причина – в деятельности человека в природе, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Поэтому экологическому воспитанию дошкольников уделяется большое внимание, его можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Экологическая культура-это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Оно предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество, понимая взаимосвязи между этими составляющими мира.
С самого раннего возраста ребенок видит окружающий мир- природу, ее красоту, солнце, небо, деревья, растения, животных. Дети видят, как дома родители ухаживают за комнатными растениями, выращивают растения в огороде, наблюдая за деятельностью взрослых дети постепенно тянутся помочь взрослым. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой дом, в котором есть все для его существования. Задача родителей вовремя, разглядеть у детей интерес к окружающей природе, научить охранять, понимать и беречь хрупкий и беззащитный мир природы.
Огромную роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Большинство современных детей, живя в мегаполисе далеки от природы, поэтому задача родителей вовремя привить детям интерес к окружающим объектам природы, объяснить, на собственном примере, как нужно правильно себя вести в природе. Взрослые должны направлять детей на правильное поведение в природе, объяснять, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной цепочки ведет за собой другие изменения.
Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения, которое закладывается в раннем детстве.
В дошкольном возрасте дети-это маленькие исследователи, они стремятся все потрогать, взять в свои руки, рассмотреть.
В повседневной жизни родители должны сообщать детям, как можно больше знаний о природе, отвечать на вопросы детей, поддерживать беседу, заинтересовывать детей.
Уважаемые родители, если позволяет погода, отложите все дела и отправляйтесь со своими детьми на прогулку, предварительно поговорите с детьми, о том, как себя вести на природе.
Пусть дети наблюдают, рассматривают червячков, паучков, собирают камешки, шишки, рассматривают песок. На прогулках обязательно поговорите с детьми о сезонных изменениях в природе (весной-тает снег, прилетают птицы, летом-деревья зеленые, летают жучки, пчелы, осенью – листопад, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, зимой-идет снег, мороз, реки замерзают)
Как организовать отдых на полянке:
- Найдите красивую полянку и организуйте место для отдыха.
-Рассмотрите с детьми полянку, полюбуйтесь ее красотой
(какая растет травка, кустарники, цветы, жучки, бабочки и т. д.)
-Организовать сбор коллекции, сложить все в отдельную коробочку
(листья для гербария, камушки, интересные палочки, веточки)
-Организовать игры (познавательного содержания.
(«Кто живет на полянке?», «Какой жучок живет на полянке»)
- Организовать подвижные игры.
(«Ловишки», «Совушка» и т. д.)
Путь домой:
Побеседуйте с ребенком о том, что запомнилось, что понравилось, почему, дети с удовольствием буду делиться своими впечатлениями.
Все природные материалы, принесенные с экскурсии обработайте, чтобы они были чистыми, листья посушите, после отдыха можно предложить детям совместное творчество, придумать поделку, картину, с использованием природных материалов. Для ребенка очень важно, что папа и мама поддержат его и вместе с ним будут заниматься.
Как уже говорилось ранее, в дошкольном возрасте дети большие экспериментаторы, им нравится играть в «ученых», которые исследуют предметы окружающего мира. Можно увлечь детей опытами и экспериментами в домашних условиях, организовать «мини –лабораторию».
Вот несколько примеров.
Прежде, чем начать экспериментировать с детьми заинтересуйте их, поставьте задачу, поговорите о безопасности при проведении опытов.
Н-р: поговорите с ребенком о воздухе. «Как можно «увидеть» воздух?» Воздух есть повсюду, он прозрачный, «невидимый».
Для проведения опытов в домашних условиях нужно приготовить материалы и оборудование: стаканчики, трубочки, воздушные шарики.
Опыт №1
Покажите детям пустой стаканчик, спросите: «Что в стаканчике?»
Предложите детям проверить пустой ли стаканчик?
Попросите ребенка перевернуть стаканчик вверх дном и опустить в емкость с водой, при этом стаканчик нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Выслушайте все версии ребенка. Совместные выводы: «В стакане есть воздух, он выталкивает воду.»
Опыт № 2
Повторить предыдущий опыт, предварительно закрепив на дне стакана кусочком пластилина бумагу или вату, пусть дети потрогают их, убедятся, что они сухие до опускания в воду и после. Сделайте совместные выводы.
Опыт № 3
Предложите детям взять коктейльные трубочки и подуть в воду, образуются пузырьки-это и есть воздух, можно подуть мыльный раствор.
Опыт № 4
«Как поймать воздух?»
Попробуйте вместе с детьми поймать воздух в полиэтиленовый пакет (не забывайте о безопасности, сделать совместные выводы.
Вместе с детьми можно провести опыты с водой. Вода имеет большое значение в жизни человека, воду мы пьем каждый день, без воды человек не может обойтись. Покажите детям какая может быть вода, посмотрите слайды, фильмы о том, то вода является источником жизни на земле.
Опыт №1
«Вода прозрачная жидкость»
Налейте воду в стаканчик, предложите ребенку рассмотреть ее на свет, перелейте из одного стаканчика в другой. Сделайте совместны выводы: вода прозрачная жидкость, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают.
Опыт № 2
«Тонет, не тонет»
В стаканчик с водой опускайте легкие и тяжелые предметы, понаблюдать за ними, сделать совместные выводы.
Опыт № 3
«Цветок Лотоса»
Делаем цветок из цветной бумаги, лепестки закручиваем к середине, опускаем в воду, лепестки постепенно раскручиваются (бумага намокла, стала тяжелая и лепестки распускаются.
Опыт № 4 «Куда делись чернила?»
В стакан с водой добавляем чернила, затем растворяем активированный уголь, вода постепенно светлеет, уголь впитывает молекулы краски.
Приведенные выше опыты дети выполняют с большим удовольствием, ваша задача все опыты проводить аккуратно, не торопясь, давая возможность маленьким «ученым» понаблюдать, исследовать, все то, что им интересно. Есть хорошее китайское изречение:
«То, что я услышал: я забыл,
То, что я увидел: я помню,
То, что я сделал: я знаю!»