Алена Юрьевна Лукина
Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»
«Экологическое воспитание детей в семье»
Старшая Группа
Воспитатель А. Ю. Лукина
Уважаемые родители!
Публикация «Консультация для родителей „Экологическое воспитание в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мне хочется начать наше с вами общение. Пусть в этом сотрудничестве, отношении к детям и между нами, преобладает доброжелательность, благородство и взаимопонимание. Если мы хотим получить хорошие результаты в воспитании детей, то давайте поощрять их познавательные результаты и интересы. Надо понимать, что наши дети учатся жить у нас, то есть много черпают из окружающего мира. Если ребенок живет в понимании, то он учится находить любовь в этом мире: любовь к природе, ко всему живому, к Родине. И всему этому дети учатся у нас у взрослых.
Над темой экологического воспитания я работала и с предыдущем выпуском детей, которые сейчас учатся в школе. Но эта тема не стала менее актуальной и в это время, даже наоборот. Продолжая работу в этом направлении с новыми ребятами, пока они еще не совсем взрослые, нам нужна помощь родителей. Ведь, что мы заложим в детей сейчас, то и даст свои положительные и отрицательные плоды.
Наша задача в ДОУ- к выпуску детей научить их узнавать растения, ухаживать за ними, за животными; бережно и с любовью относиться ко всему живому, начиная с мелких насекомых и заканчивая домашними животными. Когда такая работа проводится совместно, результаты видны сразу. Без помощи родителей, наши усилия бесполезны. Все наши начинания должны закрепляться дома. Всему мы учимся играя. Все, что постигают наши дети, они это делают через игры: дидактические, сюжетно-ролевые.
Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важными из них для формирования экологической культуры ребенка, является семья.
Формирование ответственного отношения к природе-сложный процесс, успех которого во многом зависит от того, как к этому вопросу относятся в семье, взаимодействие с детским учреждением, которое посещает ребенок, системы дополнительного образования, особенно, как я уже говорила, на начальном этапе развития экологической культуры.
Интерес к природе, отношение к ней, в значительной степени обуславливается психологическим климатом в семье, в частности отношением самих взрослых (родителей) к природе, животным, насекомым, птицам
Тяга к прекрасному проявляется уже в раннем детстве. Малыш увидел ромашку и тянет к ней ручки, а мама уже спешит сорвать цветок! Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что нельзя рвать цветочки, когда их сорвешь, они быстро завянут, а на полянке они будут расти долго и радовать всех. Не всякое желание малыша может выполняться, и в этом нужно быть настойчивым и не идти на поводу у ребенка.
Когда родители поступают иначе-у ребенка формируется потребительское отношение к миру т окружающей его природной среде.
Семья имеет свои особенности, и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах –в семейные отношения.
Когда в доме живут домашние животные, а выращиваемые растения становятся семейной гордостью, тогда и у детей формируется соответствующее отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми в тех семьях, где есть животные (рыбки, попугаи, собаки)и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семьях, где взрослые равнодушно и с неприязнью относятся к природе.
Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания, родители могут способствовать разными способами: например когда дома выращивают комнатные растения, нужно не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом., цветением. Для этого нужны простейшие комнатные цветы. В процессе экологического воспитания в семье нужно знакомить его с содержанием домашних питомцев. если таковые имеются. Где спят, что кушают, как играют. Дети с большим интересом рассказывают о братьях наших меньших. В результате общения у этих детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы.
В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, наблюдений на прогулках. Так происходит познание окружающей среды в природе, осознание ее неповторимости, хрупкости. Огромное значение в воспитании любви к природе имеют семейные походы на природу. Здесь родители должны показать, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам: не рвать цветы, убирать за собой мусор, не разжигать огонь. Детям необходимо разъяснять элементарные правила поведения в природе, правила сбора ягод и фруктов.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всем этом виноваты мы взрослые. Не научили видеть красивое, заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребенок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребенка, заведите ему хомячка, черепаху, щенка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребенок будет счастлив. Необходимо воспитывать у ребенка чувство сострадания, учить видеть красоту окружающего мира, и это не пройдет даром. Дети будут внимательны не только к окружающему миру, но и к нам взрослым.
В конце своего сообщения хочется предложить стихотворение В. Орлова
«Живой букварь»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Учит по календарю
По живому букварю
Птицы учат пению
Паучок терпению
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой
Обучает жить в труде
И по справедливости
Учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
Уприроды круглый год
обучаться нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной парад
Учит крепкой дружбе.