Оксана Иванова
Экологическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа саморазвития
Тема: «Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Актуальность:
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку.
Публикация «Экологическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.
Цель саморазвития по теме: повысить свой педагогический уровень по формированию основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи саморазвития по теме:
1. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями по теме саморазвития.
2. Изучить современный опыт работы педагогов и педагогические технологии по формированию экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Систематизировать и обобщить опыт работы по экологическому воспитанию у дошкольников.
4. Определить критерии оценки уровня экологического развития у детей в процессе дидактической игры.
5. Разработать картотеку игр, необходимых для целенаправленной работы по экологическому воспитанию у дошкольников.
Основные направления работы по теме
Сентябрь:
Изучить литературу по данной теме. Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме.
Консультации для родителей «Знакомим детей с природой родного края».
Создавать условия для развития у детей интереса, познавательной мотивации через ознакомление с природой ближайшего окружения в беседах во время утреннего приема детей и во время прогулок на свежем воздухе.
Октябрь:
Изготовление дактических игр по экологическому воспитанию.
Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность при помощи наблюдений за живой и неживой природой, бесед о увиденном, рассматривание иллюстраций и фотографий на тему: «Природа нешего края осенью».
Ноябрь:
Сбор природного материала.
Мини выставкав группе «Дары осени».
Сплочение семьи для совместной работы, активизировать знания детей.
Декабрь:
Экологическая тропа (игра-путешествие) формирование экологических представлений об окружающем мире.
«Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки». Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад, что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле
корни.
Январь:
Совместная акция педагог, родители и воспитанники : «Накорми птиц зимой». Воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность при помощи наблюдений за живой и неживой природой, бесед о увиденном, рассматривание иллюстраций и фотографий на тему: «Природа нешего края зимой».
Февраль:
Экологическое развлечение «День земли». Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Консультации для родителей «Воспитание у детей гуманного отношения к природе».
Март:
Фотовыставка «Родные просторы» создание условий для расширения знаний о природе родного края весной.
Наблюдения и беседы с детьми на тему: «Весна в родном городе».
Апрель:
Оформление уголка живой природы в группе. Пополнение предметно-развивающей среды в группе.
Тематическая игра-беседа на тему: «Прикоснись к природе сердцем» Заинтересовать ребят жизнью других живых существ и поддерживать этот интерес. Воспитывать чувство сопереживания, стремление оказать помощь; дать понятие о том, что нельзя делить на животных полезных и вредных.
Май:
Тематическое занятие: «Животные наших лесов».
Папка передвижка: «Животный мир родного края».
Литература по теме саморазвития:
1. Л. В. Артемова Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
2. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М. 1991.
3. С. А. Веретенникова Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвещение,1973.
4. Т. А. Виноградова, Т. А. Маркова Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб. : Детство – Пресс, 2001.
5. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. СПб. :Детство – Пресс, 2003.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М. : Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
8. В. И. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
9. Т. И. Гризик «Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
10. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
11. Е. И. Золотова Знакомим дошкольников с миром животных. М. ,Просвещение, 1988.
12. А. И. Иванова Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
13. М. В. Лучич Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
14. С. Н. Николаева Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.
15. С. Н. Николаева «Юный эколог». - М. : Мозаика-Синтез,
16. С. Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Новая школа, 1995.
17. П. Г. Саморукова Как знакомить дошкольников с природой. – . :Просвещение, 1978.
Интернет-ресурсы:
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования
- Сайт Социальная сеть работников образования
- Сайт «Инфоурок»
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»