Алия Миназева
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Сейчас проблема экологии, защиты природы стоит особо остро. У нас, у воспитателей есть возможность обучать ребенка с младших лет любить природу и бережно относиться к нему. Ведь в этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают переданную взрослыми информацию. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к отечеству. И охранять природу – значит охранять Родину.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Знакомство детей с экологической культурой начинается с раннего возраста. Во время организованной деятельности, на прогулках, в повседневной жизни дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы, учатся любить и беречь природу. В нашем детском саду и в частности в нашей первой младшей группе №3 активно проводится работа по экологическому воспитанию детей.
Для себя я определила задачами экологического воспитания :
1. развивать наблюдательность и любознательность детей;
2. развивать эстетическое восприятие природных явлений;
3. формировать систему экологических знаний и представлений;
4. упражнять в определении состояния погоды.
5. закреплять представления о сезонных изменениях, в поведении животных и птиц;
6. воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
При работе с детьми по экологическому воспитанию использовала методы :
1. Наблюдение
2. Словесные: объяснение, рассказ, беседы, вопросы, художественное слово.
3. Практические методы
4. Простейшие эксперименты с водой и песком.
Наблюдения, которые организуются в ходе организованной и непосредственной деятельности, на прогулке являются основной и составляющей частью всей работы, так как целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменения этих объектов. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных труд людей)
На территории нашего детского сада растут деревья: ель, береза, осина, кусты рябины, черноплодной рябины, жимолости. Это даёт возможность проводить наблюдения с детьми и зимой и летом. Осенью мы наблюдаем за листопадом, закрепляем представления детей при помощи рисования, лепки, художественного слова. Зимой отмечаем, что почек совсем не видно, деревья спят. Весной дети с интересом наблюдают набухание почек, появление первых листочков.
Весной на клумбах появляются первые цветы: пионы, ирисы. Мы, воспитатели вместе с детьми ежегодно сажаем астры, петунии, бархатцы, георгины, ипомеи. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию с весны до осени. Посадка цветов начинается с рассматривания семян, затем мы вместе с детьми сеем семена на рассаду, с нетерпением ждем первых ростков. Затем высаживаем рассаду на грунт.
Также, ежегодно мы сажаем в огороде овощи, дети оказывают посильный помощь в их выращивании. Так как в экологическом воспитании все тесно взаимосвязано, нельзя отделить наблюдение от практической деятельности и экспериментирования. Здесь я хотела бы рассказать о долгосрочном проекте, проведенном с детьми средней группы. Название проекта «Декоративная тыква». Дата начала проекта 15 мая 2013 года и окончание 31 октября 2013 года. Сначала мы с детьми рассмотрели пакетики с семенами, была проведена беседа о том, что если посадить семена из пакетика, у нас могут вырасти такие же тыквы, как на рисунке. Детям был задан вопрос: что нужно для хорошего результата. Во время обсуждения мы пришли к выводу: растениям нужен свет, тепло и вода. Дети дали слово, поливать растения, если не будет дождика. Затем мы рассмотрели семена. Я объяснила им, что для семян тыквы надо много воды, только тогда они дадут ростки, мы решили положить их во влажные салфетки. Затем, когда появились маленькие росточки, мы вместе с детьми посадили их в огород. Так, как июнь был сухим, дождей не было, нам приходилось каждые два дня поливать нашу тыкву. Но она оказалась очень благодарной и вскоре обрадовала нас большими листами и красивыми желтыми цветами. Осенью мы собрали хороший урожай, дети были горды, что смогли сами вырастить столько тыквы. На этом наш проект не кончился, ребята, собранные тыквы забрали домой и вместе с родителями сделали поделки.
Мне этот проект понравился тем, что во время его реализации дети усвоили и наглядно убедились в том, что растения появляются из семян, а плоды из цветов; что для роста растений нужна вода, солнечный свет, тепло. Конкурс поделок среди родителей способствовал к более тесному взаимодействию родителей, воспитателей и детей. Не тронутые тыквы сохранились до весны и даже сейчас украшают уголок природы. Мною прикуплен новый пакетик с семенами и в этом году уже при рассматривании семян, можно показать и сами тыквы, Также в этом году мы с детьми посадили на рассаду цветы гелихризум. Это сухоцвет. И если они вырастут, то это послужит поводом для нового конкурса среди родителей, уже с использованием сухоцветов и тыквы. Да и зимой когда вокруг только белый снег, сухоцветы и тыква на уголке природы будут напоминать детям о лете, о том, как они поливали, ухаживали и наблюдали за растениями.
На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода. снег, листья, плоды) Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки. Формочки, печатки. Именно на прогулках дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды.
На уголке «Песок и вода» дети даже зимой могут поиграть с песком, слепить куличики, найти спрятанные в песке мелкие игрушки, научиться узнавать свойства песка.
На уголке природы дети ухаживают за растениями, проводят наблюдение за ветками деревьев посаженных в воду. Этой весной мы с детьми посадили цветок традесканцию и лук. Перед посадкой традесканции вместе с детьми рассмотрели корни, стебель, листочки.
Посадку лука оформили как сад около деревенского домика. Лук вырос очень быстро, чем очень радовал детей. Затем перо лука вошел в рацион детей, что являлось профилактикой ОРВИ и весеннего авитаминоза.
Я уделяю большое внимание формированию системы экологических знаний и представлений. Стараюсь чтобы этому способствовала и развивающая среда в нашей группе. Поэтому, на уголке природы у нас есть картина «Домашними животные», муляжи фруктов и овощей.
С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини макет «Домик в деревне около леса», здесь дети видят разницу жизни диких и домашних животных.
Нами сделаны дидактические игры «Кто живет в лесу», «Какое это время года», «Лото – овощи», «Что нельзя делать в лесу» и др. Собран наглядный материал по темам: деревья, ягоды, овощи, фрукты, времена года, дикие и домашние животные.
К сожалению, у нас в группе нет аквариума, так как у детей может быть аллергия. В связи с этим я планирую, сделать сухой аквариум на следующий учебный год.
Знания и представления будет лучше сформированы, если преподаются детям в необычной форме. Я широко использую в своей работе инсценировки из сказок, художественное слово, игры. Герои сказок бабушка и дедушка, очень частые гости в нашей группе.
В воспитательной работе большое внимание обращаю к подвижным играм. Игры проводятся на татарском и русском языках. Мы с детьми играем такие подвижные игры, как «Воробышки и автомобиль», «Курочка и цыплятки», «У медведя во бору», «Ак куян», «Песи hэм тычканнар» и т. д. Эти игры способствуют не только развитию двигательной активности детей, но и закреплению представлений о диких и домашних животных.
В этом году мы с детьми решили не выкидывать бумагу в муссорное ведро, а собирать в коробку и сдавать на маккулатуру. Для этого ооформили коробку и поставили в группе. Сейчас наши дети даже дома, делают родителям замечания если они бросают бумагу в мусорку. Также с детьми провели беседы, организованные деятельности о необходимости экономии воды и света.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными условиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем такие формы работы как родительские собрания, консультация, беседы, конкурсы. Центр взаимодействия с родителями или приемная комната – лицо группы, к оформлению его подхожу тщательно и очень грамотно. В нашей приемной всегда есть ширмы, где родителей знакомим с особенностями каждого месяца, даем советы по сезонным наблюдениям, подборку стихов о природе на данное время года на татарском и русском языке.
Прошли конкурсы для родителей «Подарки осени», «Волшебная снежинка», «Помоги птицам зимой», «Поделки из сбросового материала». Также наши родители приняли активное участие в акциях «Вещам вторую жизнь», «Сбор макулатуры»