Галина Алексеева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольного возраста
Электронный адрес:
galina_alexeeva_@mail.ru
Алексеева Галина Григорьевна, воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад № 7 г. общеразвивающего вида с приоритетным направлением «Социально – личностное развитие детей»
г. Сосновый Бор Ленинградской обл.
Почтовый адрес:
188540 Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская д. 28 кв. 24.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Экологическое воспитание поистине является гуманистическим воспитанием подрастающего поколения. Экологическая культура общества - относительная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений между обществом, человеком и природой в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей, степень ответственности человека перед обществом и общества перед человеком за состояние природы. Ученые, философы, поэты, художники всех времен народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, кода угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас всех Дома - нашей Земли. Гуманное отношение к природе, ко всему окружающему должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче - поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут погибать окрестные леса и рощи. Долг живущих на Земле людей – сохранить природу и ее богатства для будущих поколений.
«Благоговение перед жизнью» (в другом переводе это звучит как «преклонение перед жизнью») - так сформулировал Альберт Швейцер принцип, который должен стать основой нравственного обновления человека. Его гуманистические принципы живут, их не забывают, его цитируют, в том числе в книгах по воспитанию подрастающего поколения, в трудах по охране природы, в экологических работах. Подрастающее поколение необходимо воспитывать в духе биоцентризма, когда все виды живых организмов ценны для Природы, а поэтому подлежат охране. Многие ученые настаивают на воспитании человека в духе природоцентризма, т. е. бережного отношения ко всей природе, живой, неживой. Эти принципы приняты и пропагандируются экологами разных стран.
Детство – важнейший период человеческой жизни, важный этап развития личности, время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Становление базисной культуры подразумевает, что ребенок приобщается именно к общеличностной культуре человека, происходит приобщение к общечеловеческим, непреходящим человеческим ценностям (красоте, добру, истине и др., а также учится владеть универсальными средствами жизнедеятельности, постигает способы активного взаимодействия с миром, проявления оценочного отношения к происходящему. Каков человек, такова и деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл и свое человеческое назначение. Наша задача – воспитать ребенка добрым, милосердным, обогатить его знаниями, научить любить и беречь свою землю.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Прежде всего, мы должны уделять внимание следующим вопросам:
1. Понимание самоценности природы.
2. Осознание ребенком себя как части природы.
3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
4. Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция». 5. Воспитание у детей активной жизненной позиции.
6. Обучение азам экологической безопасности.
7. Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
8. Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
9. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
10. Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
Условие формирования этих ценностей - любознательность ребенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя «ответственным лицом», причастным к происходящему.
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Здесь ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных гуманных форм взаимодействия с ним. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.