Аня Павлова
Экологическое воспитание дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с природой проходит во все времена года. Работая с детьми, для меня важно, вызвать первые эстетические переживания от красоты окружающей природы. Осуществить это можно в первую очередь на ежедневных прогулках. Мы с ребятами наблюдали за небом и солнцем, тучами и дождем, играли в забавные игры: например «На что похожа облачко», рассматривали красивые цветы в цветниках, знакомились с их названиями, наблюдали за деревьями, учились определять дует ли ветер, наблюдали, как взрослые убирают урожай, называли, что выросло на грядках, подкармливали птиц зимой и много другое.
На занятиях знакомлю детей с понятиями ПРИРОДНЫЙ И НЕПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ. Дети знакомятся с БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ, который остаётся от продуктов: фантиками от конфет, упаковками от молока, кефира, и т. д. Прошу задуматься, а где же он девается в вашем доме, в нашем садике.
В своей работе я часто использую дидактические и ролевые игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», «Что скажет берёзка», «Встреча с божьей коровкой», «Лесная аптека», «Путешествие Солнечного Лучика по нашей планете», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания. Малышу важно самому принять участие в игре, где слова для него придумает вся группа.
Очень эффективны в работе с детьми игры и сказки на экологические темы. Часто мы проводим упражнение «Разговор с лесом». Первое время эти упражнения давали мало результатов. У детей было очень скудное воображение, они могли вообразить буквально только: «Пробежал зайчик, прыгает белка». Через некоторое время дети стали «замечать, что журчит ручеек, шепчутся листья на дереве, бабочка села на красивый цветок, ветерок пробежал по поляне. Рассказываю детям сказки, которые помогают детям понять тайны природы. И мы видим, что дети раскрываются, в их душах создается психологический баланс, они становятся добрее, отзывчивее, эмоциональнее.
В нашей группе для ребят был создан яркий привлекающий внимание детей экологический уголок. Ребята могут самостоятельно отмечать состояние погоды в календаре природы, наблюдать за комнатными растениями, учиться ухаживать за ними.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. В группе есть живой уголок. Наблюдать за рыбками, интересно. Но самое главное – заслужить возможность покормить их. Запомнить, что всему живому необходима пища, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Проводим эксперименты, детям очень нравится потрогать ручками выросший лучок – живые витамины. Ставим веточки смородины и наблюдаем за тем как появляются листики, затем высаживаем в грунт.
экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьей ребёнка. Работая с родителями по экологическому воспитанию, применяю такие формы как беседы, консультации, сообщения экологической направленности.
Разнообразие форм по воспитанию бережного отношения к окружающей среде зависит только от желания педагога. Это и участие в акции «Покормите птиц»