Елена Галкина
Экологический проект «Зеленая елочка-живая иголочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность реализации проекта «Зеленая елочка – живая иголочка»
По традиции в канун Нового года мы хотим поставить себе в дом живую елочку. Повсеместно открываются елочные базары. Проходя мимо них, мы наслаждаемся неповторимым хвойным ароматом, представляем себе, как эти красавицы будут смотреться у нас дома, и лишь небольшая часть прохожих задумывается о том, как пострадали природные богатства. О елке - новогодней красавице написано много рассказов и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику. Лишь в нескольких произведениях рассказывается о том, что елку не обязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год. Скоро отшумит праздник и сотни тысяч елок, еще недавно таких красивых и нарядных, превращаются в самый обыкновенный мусор. Такое отношение к окружающей среде делает все человечество более уязвимым. Если мы хотим, чтобы наши дети дышали чистым воздухом, то надо постараться отказаться от лесной красавицы, ведь она нам принесет куда больше пользы. Главная цель нашего проекта - сохранение зеленых насаждений в округе детского сада в преддверии новогодних праздников. Необязательно рубить елку, чтобы встретить Новый год. Искусственная елочка – хорошая альтернатива натуральным елям, и компромиссное решение проблемы сохранения хвойных лесов на нашей планете.
Публикация «Экологический проект „Зеленая елочка-живая иголочка“» размещена в разделах
- Елка, елочка. Проекты
- Елочка, ёлки. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема
Проект «Зеленая елочка – живая иголочка» относится к познавательному (творческо-игровому). В эту работу активно включились родители подготовительной группы. Из Интернет-источников дети узнали, когда в России появилась традиция отмечать Новый год, наряжать елку, и как встречают Новый год в других странах. Экологическое воспитание детей очень важный аспект в дошкольном образовании, поэтому возникла идея разработки и реализации проекта «Зеленая елочка – живая иголочка».
Проект является краткосрочным.
Срок реализации: с 01 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Тип проекта : групповой, семейный, краткосрочный, творческий, познавательно-исследовательский.
Место проведения: Структурное подразделение ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад «Теремок».
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1. Цель проекта
Воспитание природоохранного поведения детей, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к объектам природы в процессе общения с ними:
• определить способы сохранения елей и сосен, и их замены на другие атрибуты праздника;
• привлечь внимание жителей района (дошкольников, их родителей, общественности) к проблеме сохранения хвойных деревьев в период Новогодних праздников и сформировать активную позицию населения по вопросам защиты окружающей среды.
2. Задачи проекта
Для детей:
• формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
• развивать познавательный интерес к миру природы;
• развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
• способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;
• способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели;
• формировать эстетическое отношение к природе;
• учить понимать и ценить разную красоту: живого растения и хорошо сделанного предмета: воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу.
Для педагогов:
• создание информационной базы;
• создание комфортных условий для детей для поиска и усвоения новых знаний.
Для родителей:
• создать условия для повышения активности участия родителей в ознакомлении детей с природой родного края.
3. Ожидаемые результаты:
• повышение уровня знаний, умений, представлений детей о проблеме сохранения хвойных деревьев, понимать и правильно взаимодействовать с природой, умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к природе;
• в результате проведения социального опросника большинство родителей поставят на новый год искусственную ель.
Участники проекта : педагоги, дети (5-7 лет, родители.
Этапы проекта :
1-й этап – Подготовительный. Изучение проблемы, разработка мероприятий.
1. Подборка художественной литературы:
Сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан, «Сказка про ёлочку» (М. Шкурина, «Ёлочка» (Г. Х. Андерсен.).
Стихи: «Лесная красавица» (Т. Волгина, «Искусственная ёлка», К. Ибряева «Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка…» (С. Михалкова, «Живи, ёлочка» (И. Токмаковой).
Загадки про лесную красавицу.
Физминутки: «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу».
Пословицы: «Ель — не сосна: шумит неспроста», «Мы в дом ель, а она с собой – метель».
Дидактические игры: «Логическая елка», «Новогодняя ёлка», «Салки – ёлочки», «Украсим ёлку», «Найди сходство и отличие», «Собери ёлочку» (пазлы, «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку», «Ель, ёлка, ёлочка».
Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Найди пару – высокая и низкая елочка», «Какие бывают елки».
2. Сформулированы проблемные вопросы:
• Что мы знаем об еле?
• Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?
• Почему у елочки колючие иголочки?
• Зачем нужны ели?
• Что будет, если на свете не станет елей?
3. Сформулированы учебные вопросы:
• Какую роль играет ель в жизни человека?
• Как можно помочь сохранить ели?
2-й этап. Основной. Проведение различных форм и методов работы с детьми, педагогами, родителями.
Работа с детьми:
По разделу программы «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. Ребенок открывает мир природы» :
- Экскурсия по «Экологической тропе» –сравнение живой и искусственной ели.
Цель: показать главные особенности живого дерева и искусственного, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.
- Беседа «Маленькой елочке хорошо в лесу!»
Цель: формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены
- «Хвойные иголки» (НОД)
По разделу программы «Развиваем речь и коммуникативные способности детей» :
- «Защитим елочку – зеленую иголочку» - составление сказки по опорным вопросам, по заданному началу предложения (НОД)
Цель: воспитывать экологическое мировоззрение : бережно относиться к лесным красавицам, желание защищать их.
- Разучивание стихов.
- «Сказка про ёлочку».
По разделу программы «Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество» :
- Аппликация (НОД)
«Елочки для друзей»
Цель: воспитывать у детей интерес к жизни елочек, понимания необходимости сохранения их целостностей.
- Конструирование (НОД)
«Зеленая красавица» - творческое конструирование из бумаги.
Цель: – формировать доброжелательное отношение к елочкам.
- Рисование «Елочка зеленая иголочка» в защиту лесных красавиц
- Распространение листовок
По разделу программы «Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными» :
- дидактические и подвижные игры;
- итоговое досуговое мероприятие.
Работа с родителями:
- сказки, придуманные детьми и родителями в рамках проекта;
- консультация для родителей «Альтернатива новогодней ёлке»;
- опрос «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?».
3-й этап. Подведение итогов, оформление проекта.
- Украшение елочки на территории детского сада.
- Сборник рассказов о елочке «Ёлочка – красавица».
- Выставка творческих работ – совместная деятельность детей с родителями и воспитателями «Новогодняя игрушка своими руками».
- Распространение буклетов «Сохрани лесную красавицу» среди прохожих на улице.
Форма работы с педагогами
- Тематический мастер – класс для воспитателей
- Открытое досуговое мероприятие
- Обобщение и распространения опыта
План работы по подготовке проекта
Распределение обязанностей между участниками проекта
«Зелёная ёлочка - живая иголочка»
Воспитатели - главные, действующие лица в организации работы, т. к. именно они постоянно работают с дошкольниками: проводят экскурсии, организуют игры, задания, привлекают к участию в проекте родителей. Создают условия для развития творческих способностей детей, соотносят задачи и содержание проекта с программой по обучению и развитию детей, и т. д.
Музыкальный руководитель - по согласованию с воспитателями, подбирают музыкальный репертуар, связанный с тематикой проекта, готовят с ребятами пластические этюды, праздники.
Родители - принимают участие в совместных занятиях, праздниках, исследованиях, продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат достигнут: дети научились понимать и правильно взаимодействовать с природой; сформировались эстетические отношения к окружающей действительности, ко всему живому, научились отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к природе. Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации по экологическому поведению.
Литература
1. Ю. А. Вакуленко «Воспитание любви к природе у дошкольников» Волгоград 2008г.
2. Т. А. Шарыпина «Беседы о русском лесе» Москва 2010г.
3. Горощенко В. П. Природа и люди М., «Просвещение», 1976
4. А. А. Плешаков Зеленые страницы М. : Просвещение, 1994
5. Ресурсы Интернета, журналы, газеты
Приложения к проекту :
1. Экскурсия по «Экологической тропе» – сравнением живой и искусственной ели.
2. Конспект НОД по образовательной области: «Художественное творчество» (аппликация)
3. Дидактические и подвижные игры.
4. Консультация для родителей: «Альтернатива новогодней ёлке».
5. Сказки, придуманные детьми и родителями в рамках проекта.
6. Выставка творческих работ – совместная деятельность детей с родителями и воспитателями «Сделаем елочку своими руками».