Бердюгина Валентина Сергеевна
Проект «Экологическая семья» для дошкольников
Экологический проект «Экологическая семья»
Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение расширяет больше возможностей для формирования экологической культуры, что влияет на развитие нравственных, патриотических чувств. Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Один малыш, развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, и мама, идя рядом, никак на это не отреагирует. А другой никогда о таком даже и не подумает, и впоследствии и дальше будет способствовать сохранению чистоты на улицах своего города. Поэтому мы решили начать экологическое воспитание наших малышей с создания проекта по экологической работе с родителями, чтобы своим примером взрослые могли донести важность проблемы защиты природы до своих детей, а мы постараемся им в этом помочь. Проблемы сегодняшнего времени: - Сложная экологическая обстановка в мире; - ее тяжелые последствия; - экология родного края; - засоренность среды обитания; - чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; - теряют плодородие почвы; - обедняются флора и фауна Цель проекта: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения, чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины» у детей и родителей через природоохранные акции; вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» в рамках проблемы экологического воспитания детей. Задачи проекта: - пробудить в ребёнке позитивное, осознанно-правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по ее сохранению; - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде; - способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, умение отражать это в разных видах деятельности; - повышение уровня компетентности родителей в вопросах экологического воспитания ребёнка. приобщать к общечеловеческим ценностям, воспитывать доброту, любовь к родной природе, желание передать ее красоту различными средствами, формировать положительные эмоции. Воспитывать умение действовать согласованно, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству, коллективному труду. Реализация проекта будет проводиться через: тщательное планирование этапов, консультационно–методическое сопровождение, создание необходимых психолого-педагогических условий для успешной реализации проекта. Участники проекта: воспитатель, дети, родители. Тип проекта: практико – ориентированный, коллективный. По продолжительности реализации проекта: долгосрочный. Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный. · Определение темы проекта. · Формулировка цели и определение задач. · Подбор и изучение литературы по теме проекта. · Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал. · Составление плана основного этапа проекта. II этап – основной (практический). · Составление ООД, презентаций, прогулок по данной теме. · Чтение художественной литературы. · Дидактические игры, подвижные игры. · Подготовка материалов для совместной продуктивной деятельности. · Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта. Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме III этап – заключительный. Выставка детских работ. Акция «Наши меньшие друзья», установление кормушек для птиц. Акция по охране водных ресурсов «Берегите воду!». Акция по охране растительного мира «Зелёный наряд». Акция по благоустройству территорий «Сделаем наш город чище». Ожидаемые результаты проекта: - позитивное и осознанно - правильное отношение к природе, желание ребёнка предпринимать определенные действия по ее сохранению; - повышение уровня развития познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, умению отражать это в разных видах деятельности; - повышение уровня компетентности родителей в вопросах экологического воспитания ребёнка. Реализация плана проекта Утренняя гимнастика. Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей. Беседа: «Мусор Земле не к лицу…». Цели: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты; воспитывать культуру поведения в окружающем мире. «Что мы знаем о воде?». Цели: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде. «Покормите птиц скорей». Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Рассматривание экологического лэпбука. Цель: развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность. Дидактическая игра «Как вести себя в природе». Цель: закрепить знания детей о культуре поведения в природе. Учить их правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый ребенок знал нормы и правила поведения в природе и строго следовали им. Опытно – экспериментальная деятельность: «Как вытолкнуть воду?», «Для чего нужна вода?» Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. Чтение произведений: Н. Рыжовой «Как люди речку обидели» Сказка «Дружба ромашки и капельки» Рассказов «Дождь», «Родник». (Т. Н. Нуждина). Д. Мамина – Сибиряка «Лесная сказка». Цели: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес. Презентация «Правила поведения в лесу». Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться. Подвижные игры: «Ручейки и озёра», «Караси и щука», «Спасательный круг». Взаимодействие с семьей: • Оформление стенда для родителей «Природа и дети» • Оформление папки-передвижки: «Экология и мы» • Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье». III этап заключительный Выставка осенних поделок. Акция «Поможем пернатым», установление кормушек для птиц. Акция по охране водных ресурсов «Берегите воду!». Акция по охране растительного мира «Зелёный наряд». Акция по благоустройству территорий «Сделаем наш город чище». Результаты проекта: Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, значимой и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей. В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: • были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; • дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым; • появился интерес к явлениям и объектам природы. • закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы; • повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии. В результате реализации проекта мы убедились, что позитивное и осознанно - правильное отношение к природе, желание ребёнка предпринимать определенные действия по ее сохранению способствует повышению уровня развития познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, умению отражать это в разных видах деятельности. Мы пришли к выводу, что первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. В ходе экологических акций дошкольник получил природоведческие знания, сформировались навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Ребёнок видит отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.