Светлана Федосеева
Экологический проект «Хвойные деревья на территории нашего ДОУ» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
в средней группе № 11.
«Хвойные деревья на территории
нашего ДОУ»
Тема: «Хвойные деревья на территории нашего ДОУ»
Проект направлен на развитие экологической культуры детей в процессе ознакомления с хвойными деревьями: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Даже на участке и на территории детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в
процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки:
-учиться наблюдать,
-рассуждать,
-планировать работу,
-учиться прогнозировать результат,
-экспериментировать,
-сравнивать, анализировать,
-делать выводы и обобщения,
-словом развивать познавательные способности.
Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания
окружающего мира.
Размышляя о природе под руководством взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно с ложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Актуальность проблемы:
Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.
Цель проекта: Формирование у детей представления о хвойных деревьях на территории нашего ДОУ.
Задачи проекта.
1. Создать условия для ознакомления детей с хвойными деревьями.
2. Сформировать представления о роли хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека, их целебных свойствах.
3. Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
5. Формировать представление о здоровье человека, умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к краю, в котором живём, к малой и большой Родине.
7. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Формы и методы:
1. Наблюдения;
2. Целевые прогулки;
3. Рассматривание картин;
4. Прослушивание песен и музыкальных произведений;
5. Беседы;
6. Совместная деятельность воспитателя и детей;
7. Чтение художественной литературы;
8. Заучивание стихов, пословиц;
9. Игры;
10. Экскурсии;
11. Опытно - экспериментальная деятельность;
12. Ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой.
Формы работы с родителями
1. совместная деятельность воспитателя и родителей;
2. совместная деятельность родителей и детей (изготовление совместно с детьми рисунков, аппликации и т. д.)
3. вовлечение в образовательный процесс дошкольного учреждения;
4. популяризация семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников;
5. консультации «Ребенок и природа», «Кедровые орешки польза или вред»;
6. пополнение центра экспериментирования экспонатами (спилы деревьев, кора деревьев, древесная стружка, опилки от деревьев).
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. расширение кругозора детей о разновидности хвойных деревьях;
2. формирование осознанно-правильного отношения к природе,
3. систематизация знаний о хвойных деревьях, их значении в природе и для человека в частности, о взаимосвязи всего живого на земле;
4. повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
Родители:
1. совершенствование компетентности родителей о хвойных деревьях,
2. повышение уровня экологического сознания.
Продукты проекта:
1. разработанные рекомендации и консультации для родителей;
2. выставка творческих работ;
3. иллюстрированный материал по теме «Деревья», викторина «Знатоки природы».
Сроки реализации: с мая по июль.
План реализации проекта:
Подготовительный этап (май)
Содержание работы:
1. Изучение и анализ детской и педагогической литературы, подбор тематики бесед, экскурсий, наблюдений, наглядного материала, музыкальных произведений.
2. Знакомство родителей с содержанием проекта – папка-раскладушка «Знакомьтесь, наш новый проект!»
3. Проведение беседы с детьми по выявлению экологической культуры.
Формы работы с детьми
Гипотеза: хвойных деревьев много, но их нужно беречь.
Беседа: «Знакомство с елью», целевая прогулка к клумбе с елью.
Беседа: «Какие бывают Сосновые шишки?», исследование разной величины сосновых шишек.
Целевая прогулка к соснам на территории ДОУ.
Рисование «Елочки»
Аппликация «Елочка»
Лепка «В хвойном лесу»
Физкультурные минутки:
«Деревцо», «Мы к лесной Лужайке вышли», «Вот под елочкой зеленой», «Есть в лесу…», «Во дворе стоит сосна»
Пальчиковые игры: «Елочка», «Мы на елке веселились».
Беседа: «Вечнозеленое дерево», «Какие деревья мы наблюдали с родителями»
Наблюдения за елью: «Чем ель не похожа на другие деревья?»
Как различить ель и сосну? Как различить ель и лиственницу. Чем ель на участке отличается от игрушечной елки?
Целевая экскурсия по территории ДОУ «Где растут ели?»
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима», А. Васнецова «Зимний сон» и Наглядно-дидактических пособий «Хвойные деревья»
Ознакомление с художественной познавательной литературой:
О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», «Елочка»
А. Прокофьев «Наш лесок»
И. Токмакова «Тихо ель качается»
М. Ивенсен «Ёлочка»,
К. Ушинский «Спор деревьев»
М. Пришвин «Деревья в лесу»
Н Сладков «Еловая каша»
В. Зотов книга «Лесная мозаика» (главы: «Ель», «Сосна»)
А. Гайдар «Елка в тайге»
Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
Г. Скребицкий "Маленький лесовод»
Дидактические игры: «Ботаническое лото», «С какого дерева листок», «Я знаю…», «Сколько лет елочке».
«Сравни деревья по коре и стволу».
Опыты и эксперименты:
- Опыт «Зачем деревьям корни»
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- Изготовление
Плаката «Сохраним Лесную красавицу»
- Изготовление дидактического пособия «Сезонное дерево» (совместная работа)
- Раскрашивание раскрасок, рисование с помощью трафаретов, и с использованием разных материалов (гуашь, акварель, Восковые мелки,
Рисование пальцем, палочкой на крупе, песке.
Итоговое мероприятие: фотографируются у Елочки на территории участка.
- опрос родителей: «Какую елку сфотографировали с детьми.
Гипотеза: Хвойные деревья приносят пользу человеку.
Беседа: «Знакомство с кедром", «Знакомство с лиственницей», «Лесная
зона»
Просмотр видеоролика
Рисование «Деревья в лесу»
Опыты и эксперименты: «Свойства дерева»
Ознакомление с художественной познавательной литературой о хвойных деревьях:
В. Зотов книга «Лесная мозаика», глава «Лиственница»
Е. Мар книга «Что из чего» глава «Чудеса из дерева».
В. Бианки «Теремок»
Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», "Кто, где живет?", "Собери картинку", "Лото"
Совместная и самостоятельная художественно продуктивная деятельность:
Изготовление поделок из семян и шишек.
Итоговое мероприятие: Изготовление «Круга полезности деревьев»
Гипотеза: Книги изготавливают из дерева.
Акция «Чтобы книжки дольше жили»
- Беседа «Чудесный листок»
- Презентация «Из чего делали бумагу в древности»
- Презентация «Как изготавливают книг»
Оформление выставки книг писателей натуралистов:
В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Д. Мамин -Сибиряк.
Мастерская «Книжкина больница» (ремонт книг в группе)
Опыты и эксперименты:
- Изготовление бумаги из салфеток
- «Вторая жизнь книги»
- Наблюдение за деревьями
- Наблюдение за лиственницей.
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность
Пословицы про книгу:
- Книга твой друг, без нее как без рук.
- Кто много читает, тот много знает.
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- С книгой поведешься, ума Наберешься поможет в труде, выручит
Дидактические игры:
«От какого дерева ветка», «Природное лото», «С чьей ветки детки?», «Чудесный мешочек», «Собери дерево», «Что такое хорошо, и что такое плохо».
Сюжетно-ролевые игры: «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём»
Подвижные игры: «Елочки», «К дереву, беги!»
Формы работы с родителями
Опрос: «Какая елка вырастит на нашем участке?»
Побуждать родителей свозить детей в лес или парк, рассмотреть хвойные деревья.
Привлечь родителей пополнить центр экспериментирования экспонатами (спил ели, веточка ели, еловые шишки).
Привлечь родителей к приобретению саженцев хвойных деревьев для нашего участка.
Поручить родителям, прогуляться с детьми в окрестностях города, села (если посещают, обратить внимание на деревья, принести фотографию ребенка или семьи на фоне хвойного дерева.
Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница» выставка репродукции с изображением на картинах хвойных деревьев.
Предложить перечень художественной литературы для чтения в домашней обстановке.
Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования шишками хвойных деревьев.
Информационный стенд «Кедровые орешки – польза и вред»
Предложить родителям совместно с детьми оформить страничку книги «Кому в лесу нужны деревья?»
Акция «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев на нашем участке).
Выставка «Моя любимая книга»
Привлечь родителей к организации выставки в группе.
Привлечь родителей пополнить библиотеку группы журналами «Юный натуралист.
Заключительный этап (июль)
Оформление информационных стендов
1. «Природа и дети», «Кедровые орешки польза и вред».
2. Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»
3. Презентация книжки для малышей «Загадки из леса»
4. Изготовление плаката «Сохраним лесную красавицу»
5. Составление книги «Кому в лесу нужны деревья»
6. Презентация «Из чего делали бумагу в древности»
7. Презентация «Как изготавливают книги»
8. Проведение беседы по формированию экологической культуры у дошкольников.
9. Викторина «Знатоки природы»
Список литературы:
1. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М. : Просвещение, 2002
2. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981
3. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство Учитель, 2015
4. А. И. Иванова «Мир растений» ТЦ Сфера, 2010
5. Н. В Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду Сценарии занятий» ТЦ Сфера, 2004
6. Ресурсы Интернета, журналы, газеты.
7. Детская литература
8. В. Зотов «Лесная мозаика» М. : Просвещение, 1993
9. А. А. Плешаков «Зеленые страницы» М. : Просвещение, 1996
10. Е. Мар «Что из чего» Издательство «Детская литература» 1968
11. Программа «Воспитания и обучения в детском саду»
12. А. Пекпаев «Мы изучаем природу»
13. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
14. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада - М., 1991 г. – 42 с.
15. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г. - 52 с.
16. Рыжова Н. А. Экологический проект «Дерево» - «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
17. Рыжова Н. А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
18. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» - М. : Карапуз, 2005. – 43-36 с.
Таким образом, считаю, что экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда группы, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Общение с природой в практической повседневной жизни- это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.