Анастасия З
Экологический проект в первой младшей группе «Наши зеленые друзья»
Методический паспорт проекта
Название проекта: «Наши зеленые друзья» (комнатные растения)
Автор проекта: Зюзина А. А.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 1 младшая группа (2-3года)
Вид проекта: кратковременный, игровой, исследовательский
Цели проекта:
практическая - научить детей ухаживать за комнатными цветами, правильно их поливать.
Публикация «Экологический проект в первой младшей группе „Наши зеленые друзья“» размещена в разделах
педагогическая – обеспечить благоприятные условия для реализации системы мероприятий, способствующих экологическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления детей с комнатными растениями; с правилами ухода за ними.
Задачи проекта:
- обогащать знания детей о комнатных растениях;
- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для растений;
- формировать первоначальные навыки ухода за растениями;
- формировать начала исследовательской деятельности;
- развивать любознательность и познавательную активность;
- воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Ресурсы, оборудование:
Наглядные пособия, дидактические игры. изготовленные своими руками; горшок для комнатного цветка, грунт для посадки, лейки, лопатки и др.
Аннотация (актуальность проекта, краткое содержание):
Провести экологический проект по данной теме меня натолкнула проблема, которая появилась некоторое время назад в нашей группе: дети стали копаться ручками в горшках комнатных растений, высыпать оттуда землю, дергать за листочки комнатных цветов. У детей нет знаний и представлений о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
Комнатные растения – это первые представители живой природы, растений в частности, с которыми знакомится малыш с раннего детства. Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера практически в каждой квартире и в каждом доме.
Прививать любовь к растениям можно, начиная с малого: с комнатных растений. Учить заботиться о комнатных растениях нужно с дошкольного возраста.
Предполагаемые продукты проекта: дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания; дети научатся бережно относится к растениям.
График работы над проектом:
Подготовительный этап:
1-5 марта. Определение темы и цели проекта; определение срока проекта; составление графика мероприятий с детьми
5 марта. Создание картотеки пальчиковых игр для детей
6-7 марта. Изготовление дидактических игр: «Подбери по цвету», «Большой - маленький», «Собери цветок»; составление схемы «Части растения»,
Реализация проекта:
11-15 марта. Беседы с детьми:
- «Строение комнатного растения»;
- «Что необходимо растению для роста?»;
- «Как ухаживать за комнатным растением?».
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Огонек»
Беседа «Комнатные растения украшают наш дом»
Цель: Формировать понятие «Комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице.
«Наблюдение за поливом комнатных растений».
Цель: Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение).
«Наблюдение за протиранием широких листьев растений»
Цель: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.
Трудовая деятельность: Уход детей за комнатными растениями вместе с воспитателем (поливка растений, протирание широких листьев)
18 марта - Лепка «Комнатное растение зацвело».
Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики круговыми вращениями рук. Продолжать обучать прикреплять «лепестки» на шаблон. Развивать мелкую моторику пальцев, воспитывать аккуратность.
20 марта - Рисование красками «Длинные листочки».
Продолжать учить детей рисовать цветы, пользуясь кисточкой, краской.
25 марта - Музыкально-ритмическое упражнение «Солнышко».
Под любое музыкальное произведение дети медленно встают из положения «сидя на корточках», разводят руки в стороны, после медленно опускаются в исходное положение, складывают ладони под щекой - «спят».
В течение всего времени реализации проекта: использование дидактических игр с детьми во второй половине дня; Пальчиковые игры в течение дня с детьми; Совместная работа родителей с детьми
18-22 марта - Попросить родителей приобщать детей к уходу за комнатными растениями дома. Оформление альбома «Комнатные растения в нашем доме».
Завершающий этап:
26 марта - Итоговая беседа с детьми
- Комнатные растения нужно поливать (Цветочкам надо воду пить, ведь без водички им не жить.)
- Листья на комнатных растениях нужно протирать … для того, чтобы они могли дышать).
- Комнатным растениям нужен солнечный свет … для того, чтобы они могли хорошо расти).
- Комнатные растения нужны человеку … для того чтобы украшать его дом, для того чтобы очищать воздух и т. д.).
Ключевые мероприятия проекта:
ООД: «Комнатные растения» в нашей группе
Исследовательская деятельность: посадка комнатного цветка для уголка природы.
Изучение альбома семейных фотографий «Комнатные растения в нашем доме»
Литература:
1. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей//Дошкольное воспитание. –2009.–№ 4
2. Экологическое воспитание: [подборка материалов из опыта экологического воспитания дошкольников]//Управление дошкольным образовательным учреждением. –2007.–№ 3
3. Яшина С. В. Организация проектно–исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания "Я исследую мир!" //Методист. –2010.–№9 Учебная программа; Учебно-тематический план; методические рекомендации.
4. Формирование основ экологической культуры в ДОУ: [опыт д/с № 21 г. Батайск ]//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009.–№ 4.
5. Потапова Т. В. Экологическая культура в семье и детском саду//Управление дошкольным образовательным учреждением. –2002.– № 4.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о цветах и комнатных растениях. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 160 с.
7. Перебейнос Н. Л. Загадки, пословицы и стихи о комнатных растениях. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/05/02/zagadki-poslovitsy-i-stihi-o-komnatnyh-rasteniyah
8. Рыжкова С. В. Беседа для детей младшей группы в детском саду. Комнатные растения https://kladraz.ru/blogs/svetlana-vladimirovna-ryzhkova/beseda-8747.html
Реализация проекта:
Изготовленные дидактические игры:
«Большой – маленький»
«Подбери по цвету»
Пальчиковые игры на тему: «Комнатные растения. Цветы»
«Цветок на окне»
У нас в горшке расцвёл цветок. (Ладошки изображают бутон)
Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх)
Раскрыл на утро лепестки, (Раскрываем ладошки)
Должны работать корешки. (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной
стороной)
«Цветочек»
Утром рано он закрыт, ладошки собраны в «бутончик»
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки, красоту их вижу развести пальцы рук.
К вечеру цветок опять закрывает венчик, ладошки собрать в «бутончик»
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
«Цветок»
Посадили в землю зернышко, "положите" в ладонь ребёнка «зернышко»
На небе выглянуло солнышко. сжимаем кисти и по очереди разжимаем
Свети, солнышко, свети! Расти, зернышко, расти!
ладони соединить вместе и поднимать руки вверх
Появляются на стебельке листочки,
соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и
одновременно на двух руках
Распускаются на стебельке цветочки, сжимаем кисти и по очереди
разжимаем
«Кактус»
Я с виду колючий, но добрый внутри (растопырить пальцы, затем
сжать кисти рук «рукопожатие»)
Не бойся, дружок, на меня посмотри. (погрозить пальцем)
Хоть я и погладить себя не даю, (поочередное соединение всех пальцев с
большим, начиная с указательного)
Зато всех на свете я очень люблю. (то же, начиная с мизинца)
«Цветы»
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти
в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и
потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в
виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
Самомассаж:
Левой рукой массаж правой руки.
В горшочек посажу росток, Большой палец.
Поставлю на окне. Указательный палец.
Скорей, росток, Средний палец.
Раскрой цветок – Безымянный палец.
Он очень нужен мне. Мизинец.
Правой рукой массаж левой руки.
Промчатся ветры за окном Мизинец.
Со снежною зимой, Безымянный палец.
Но будет выше Средний палец.
С каждым днём Указательный палец.
Расти цветочек мой… Большой палец.