Наталья Новоселова
Экологический проект «Уж небо осенью дышало»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 53 «Чебурашка»
«Уж небо осенью дышало»
Воспитатель Новоселова Н. Г.
г. Клин
2018 г.
Актуальность:
Публикация «Экологический проект „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. При изучении природных явлений мы обращаем внимание детей на многие признаки различных времен года, учим прослеживать связь между ними, а воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
В нашем городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Мы считаем, что изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому мы и разработали проект «Уж небо осенью дышало» для детей дошкольной группы 6-7 лет.
Цель:
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
Задачи проекта :
1. Развивать познавательную активность детей в процессе систематизации представлений детей об осени, овощах, фруктах, грибах и хлебе.
2. Продолжать учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
3. Продолжать знакомить детей с лесом, рекой, как с экосистемой, систематизировать представления об изменениях, происходящих осенью.
4. Формировать знания о пользе витаминов, их значение для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
5. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, умение отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
8. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Тип и вид проекта : творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети 6-7 лет, родители.
Срок реализации: один месяц.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары).
2. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
4. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
5. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей,
формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
Этапы реализации проекта :
Этапы проекта
Деятельность по реализации проекта
Подготовительный
(обсуждение цели и задач с участниками проекта; изучение соответствующей литературы по теме проекта; сбор сведений о времени года осень)
1. Планирование проекта.
2. Определение темы проекта, задач.
3. Подбор методической литературы по теме.
4. Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий.
НОД «Уж небо осенью дышало»
Рассматривание изображений об осени на иллюстрациях, в книгах и журналах.
Отгадывание загадок об осени.
Основной этап - практический
Интеграция НОД.
Художественно - эстетическое развитие.
Рисование: «Осенняя береза», «Ветка рябины» (техника пальчикового рисования).
Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов».
Аппликация: «Осенняя ветка».
Познавательное развитие.
«Уж небо осенью дышало»
«Откуда хлеб пришел».
Речевое развитие:
Пересказ «Грибы» В. Катаев.
Составление описательных рассказов о осени и ее дарах.
Совместная деятельность
Рассматривание сюжетных картинок». Составление рассказа «Осень в моем городе»
Беседы:
«Труд в природе осенью»
«Погода и здоровье»
«Краски осени»
«Осень в лесу»
«Осень в городе»
«Подарки осени»
«Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?»
«За грибами в лес пойдем»
«Почему исчезли насекомые?»
«Осень на реке»
Чтение художественной литературы.
Чтение:
Н. Сладков «Осень под водой».
Познавательный рассказ «Рост растений осенью».
В. Шульжика «Листопад».
З. Федоровская «Осень на опушке краски разводила».
К. Ушинский «Осень».
И. Соколов - Микитов «Листопадничек».
Н. Нищева «Осень».
П. Воронко «Ветер».
Чтение рассказа «Осень в лесу» (по А. Шаховской).
Даль «Война грибов с ягодами».
Я. Тайц «Грибы».
В. Катаев «Грибы».
М. Пришвин «Этажи леса».
Е. Трутнева «Осень» - заучивание
Р. Сефа «Дождик».
И. Токмакова «Яблонька».
А. Толстой «Осень».
Социально – коммуникативное развитие
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Нарисуй столько же» по теме «В осеннем лесу»
«С какого дерева листок»
«Что бывает осенью»
«Раздели на группы»
«Четвертый лишний»
«Закончи предложение» по теме «Осень в лесу»
«Закончи предложение» по теме «Осень в поле»
«Когда это бывает»
«Превращение»
«Чего не стало?»
«Четвертый лишний»
«Скажи со словом «осенний»
«Лето или осень?» (игра с мячом)
«Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных)
«Угадай, с какого дерева лист и плод» (закрепление названий деревьев)
«Поезд полезных продуктов»
«Ящик ощущений» (развивать умение определять овощи и фрукты на ощупь)
«Вершки и корешки»
«Съедобные – ядовитые грибы»
«Отгадай по описанию» (овощи, фрукты и грибы)
«Собери картинку»
«Составь предложение»
«Сосчитай урожай» (упражнять в пересчете предметов в пределах первого десятка)
Сюжетно ролевые игры:
«Семья» сюжет «Покупаем демисезонную одежду».
«Путешествие в осеннем лесу».
Магазин «Овощи и фрукты».
«Семья» сюжет «На осенней прогулке».
«Семья» сюжет «Работаем на огороде».
«Библиотека» сюжет «Готовим выставку книг о лесе».
Режиссерская игра «В лес по грибы».
Пальчиковые игры
«Осень»; «Деревья»; «Овощи»; «Фрукты»
Кукольный театр «Осенний листок»
Моделирование ситуации
«Расскажем волку о правилах обращения с хлебом», «Расскажем мышатам о подарках осени»
Наблюдение.
Наблюдение за осенними явлениями.
Наблюдение за листопадом.
Наблюдение за дождем.
Сравнение осеннего дождя с летним.
Наблюдение: ветер осенью.
Растения осенью.
«Небо осенью»
Наблюдение за трудом взрослых. Подготовка цветника к зиме.
Погода и одежда прохожих.
Наблюдения за продолжительностью светового дня.
Наблюдение за деревьями на участке детского сада.
Экскурсия на огород и в сад.
Целевая прогулка «Осень на участке детского сада».
Трудовая деятельность.
Помощь воспитателю в уборке урожая на огороде.
Помощь воспитателю в подготовке клумбы.
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Изготовление альбома о дарах осени.
Совместно с родителями изготовление поделки из овощей и природного материала.
Уборка опавшей листвы на участке младшей группы.
Сбор природного материала для поделок.
Окапывание кустарников на участке.
Художественно – эстетическое развитие.
Рассматривание:
Рассматривание репродукции картины И. Бродского «Опавшие листья».
Фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей (фруктов, грибов.
Сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу).
Загадки о фруктах и овощах, грибах
Разучивание примет и поговорок об осени.
Составление из опавших листьев на асфальте узора.
Конструирование и ручной труд: «Корзинка для сбора урожая»(оригами).«Овощи и фрукты для магазина» (соленое тесто).
Аппликация: «Осенние цветы», «Превращение осеннего листочка»
(флористика, «Витаминная корзина»
Рисование:
«Осенний пейзаж» (воском).
«Осенний лес» ( техника предложенная педагогом на выбор детей: рисование мелом на асфальте, палочкой на мокром песке, на земле).
Рисование на асфальте «Листопад».
«Осень на реке» рисование по сырому.
Работа с раскрасками.
Работа с трафаретами и шаблонами.
Лепка:
«Хлебобулочные изделия».
«Угощение для зверей» (овощи и фрукты).
Коллаж «Что можно сделать из муки?»
Изготовление гирлянд из осенних листьев для украшения группы к празднику.
Изготовление приглашений для родителей на осенний праздник.
Музыка.
Разучивание песен:
«Наступила после лета осень», сл. и муз. О. Осиповой
«Золотой листопад»,сл. Чиченковой, муз. Евтодьевой.
Слушание «Звуки леса».
Танец с осенними листьями «Листики-платочки».
Сценка «Сказочное приключение в Королевстве овощей»».
Песня-танец «Веселый огород».
Разучивание «Танец сорняков».
Музыкальные игры:
«Что ты осень принесла?»
«Собираем урожай».
Физическое развитие.
Подвижные игры:
«Медведь и пчелы».
«Кто скорее соберет».
«Шофер».
Русская народная игра «Капуста».
«Раз, два, три к дереву беги».
Русская народная игра «Волк».
Игра малой подвижности «Здравствуй, золотая осень».
«Бездомный заяц».
«Гуси – лебеди».
«Перелет птиц».
Итоговый
Утренник «В королевстве овощей»
Работа с родителями:
1. Выставка поделок «Краски осени».
2. Выставка рисунков «Я и осень» (совместная деятельность детей и родителей)
3. Оформление стенда для родителей «Осень явилась в гости к нам».
4. Сбор природного материала (листья, желуди, веточки, шишки и т. п.)
5. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы и заучивании стихотворений об осени.
7. Рекомендовать экскурсию с детьми в Сестрорецкий парк, Майдановский парк.
9. Консультации «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
10. Ширмы: «К нам пришла Осень»».
11. Рекомендации по рассматриванию картин русских и зарубежных художников об осени.
Анализ проделанной работы:
В октябре 2018 года была проведена работа по проекту «Уж небо осенью дышало» с детьми дошкольного возраста 6-7лет.
Вид проекта был представлен как творческий.
Продолжительность проекта один месяц
Участниками проекта стали дети 6-7 лет, воспитатели, родители, музыкальной руководитель.
В процессе работы над данным проектом были проведены беседы с детьми: «Труд в природе осенью», «Погода и здоровье», «Краски осени»,
«Осень в лесу», «Осень в городе», «Подарки осени», «Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?», «За грибами в лес пойдем»
«Почему исчезли насекомые?», «Осень на реке» с целью расширить представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, раскрыть новое понятие «листопад» на основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей, формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие в природе.
Непосредственная образовательная деятельность по выбранной теме проводилась в игровой форме, что позволило продолжать формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения, развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.
В ДОУ был проведен конкурс поделок из природного материала: «Краски Осени», где наши дети и родители приняли активное участие.
Участие детей в этом проекте позволило познакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках, продолжить работу над развитием творческих способностей, поисковой деятельности, связной речи; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
- осенние приметы и явления :
- пословицы, поговорки об осени;
В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
Итогом проекта стал осенний праздник : «Приключение в королевстве овощей», где дети показали свои знания и умения, полученные во время проведения проекта.
Родители так же проявляли интерес к проекту. У них появилось желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Мы считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Список литературы.
1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6 -7 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
2. А. А. Вахрушева, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. «Здравствуй мир!» Окружающий мир для дошольников – М. :» Баласс» 1999
3. Д. Колдина «Лепка и аппликация с детьми 6 -7 лет». Изд. Мозаика синтез 2012 г.
4. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 6 – 7 лет» Изд. Мозаика синтез 2012 г.
5. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень» 1 и 2 части. ООО Издательство Скрипторий 3003», 2006г.
6. О. Соломенникова. «Ознакомление дошкольников с природой» Подготовительная к школе группа» М: Просвещение 2015 г.
7. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000г.