людмила довбий
Экологический проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Актуальность
3. Цель
4. Задачи
5. Планируемый результат
6. Этапы проекта
7. План реализации проекта
8. Результаты работы над проектом
Паспорт проекта
Название проекта: Проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Целевая группа: Дети младшей группы, родители (законные представители, воспитатели.
Тип проекта : Познавательный, творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта: с 21.01 по 21. 02.2020г
Публикация «Экологический проект „Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать“ в младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Основание для разработки: Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Автор проекта :Довбий Людмила Васильевна,
Основная цель проекта: Формировать представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта -Расширять представления и знания детей об особенностях поведения птиц зимой.
-Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду.
-Научить детей правильно подкармливать птиц.
-Развивать познавательный интерес, любознательность и творческую активность в разных видах деятельности.
-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать речь.
-Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
-Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
-Укреплять детско-родительские отношения.
-Привлечь родителей к активному участию в проекте
Этапы реализации проекта:
1 – организационно – подготовительный
2 - основной (практическая реализация проекта)
3 – заключительный
Планируемый результат: Получение первичных представлений о зимующих птицах (воробей, снегирь, синица, голубь);
Вызвать желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой. Повышение компетентности родителей в знаниях о зимующих птицах.
Актуальность
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать с младшего возраста интерес к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Задачи проекта:
-Расширять представления и знания детей об особенностях поведения птиц зимой.
-Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду.
-Научить детей правильно подкармливать птиц.
-Развивать познавательный интерес, любознательность и творческую активность в разных видах деятельности.
-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать речь.
-Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
-Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
-Укреплять детско-родительские отношения.
Задачи проекта по образовательным областям:
Физическое развитие:
• Поощрять участие детей в совместных играх, развивать интерес к различным видам игр.
Социально-коммуникативное развитие:
• Формировать у детей представления о том, что человек-часть природы, должен беречь и охранять её.
• Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о зимующих птицах.
• Воспитывать у детей желание участвовать в уходе за птицами, подкармливать их совместно с взрослыми.
Познавательное развитие:
• Формировать элементарные представления о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, роли человека в жизни птиц.
• Развивать познавательную активность, мышление, воображение.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Где обедал воробей», Р. Новикова «Поможем птицам», Барто «Птичка», А. Яшин «Птичья столовая».
Художественно-эстетическое:
• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений через реализацию творческой деятельности детей (рисование, лепка).
Ожидаемый результат
Дети:
Получение первичных представлений о зимующих птицах (воробей, снегирь, синица, голубь);
Вызвать желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой.
С удовольствием занимаются продуктивной деятельностью.
Родители:
Повышение компетентности родителей в знаниях о зимующих птицах;
Установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.
Этапы реализации проекта:
1 – организационно – подготовительный
2 - основной (практическая реализация проекта)
3 – заключительный
Методы и формы работы:
- наблюдения
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- подвижные игры
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
Реализация проекта включает три этапа.
1 этап- подготовительный
-Изучение литературы;
-материалы интернет-сайтов по данной теме;
-определение целей и задач;
-перспективное планирование по теме;
-подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
2 этап- основной(практическая реализация проекта)
1 неделя:
- Беседа с родителями о проекте. Предложить родителям принять участие в акции добрых дел «Кормушку в каждый двор»
- Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку - Рассматривание альбома «Зимующие птицы»
2 неделя:
- Размещение папки- передвижки «Кого можно встретить на кормушке» - Чтение А. Барто «Птичка» - Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку
3 неделя: - Чтение С. Маршак «Где обедал воробей» - Экскурсия в птичью столовую - Презентация родителями кормушек, сделанными своими руками вместе с детьми в рамках акции «Кормушку в каждый двор»
4 неделя: - Чтение стихотворения Р. Новикова «Поможем птицам» - Рисование пальчиками «Ягоды для снегирей» - коллективная работа - Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку
5 неделя: - Лепка «Угощение для птиц» - Развлечение с Бабушкой Варварушкой «В гостях у зимующих птиц» - Публикация на сайте детского сада
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах и обогатился словарный запас.
У детей активизировались любознательность, творческие способности, познавательная активность.
Родители с воспитанниками приняли участие в изготовлении кормушек для птиц. Приняли участие в оказании помощи птицам зимой. При этом укрепились детско-родительские отношения.
Дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.
Все поставленные цели и задачи были выполнены.
Приложение
Конспект занятия «Наблюдение за птицами на прогулке».
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.
Задачи:
Обучающие:
Обогащать знания о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках.
Научить детей правильно называть части тела птицы.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
Развивать физическую активность детей.
Воспитательные:
Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
Ход занятия.
Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что зимой холодно и голодно маленьким птичкам.
Читает стихотворение :
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают, только люди могут помочь – покормить их. Затем воспитатель предлагает отгадать загадку: Чик- чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) Дети хором отвечают воробей. Правильно! Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка мы пришли тебя угостить». Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом. На участке у нас тоже есть кормушка. Воспитатель предлагает детям покормить птиц. Воспитатель задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают. Рассказывает детям, что птицы очень пугливые, и наблюдать можно только издалека. На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички. Подвижная игра «Ворона и воробей». Один из детей выбирается быть вороной, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм. Когда прилетает ворона, воробушки улетают в гнездышки.
Стихи
Поможем птицам
Летом птицы корм найдут,
С голоду не пропадут.
А зимой - с едой беда.
Снегом скрыта вся еда.
Мы поможем птичкам:
Воробьям, синичкам.
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
Прямо из окошка.
Мы насыплем крошки
И смешаем их с зерном.
Сало выложим потом.
Пусть пернатые снуют
Угощение клюют.
Так поможем им опять
Зиму перезимовать.
(Р. Новикова)
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Птичка (А. Барто)
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай
Улетела… Ай!
Где обедал воробей (С. Маршак)
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Подвижная игра «Воробушки»
Цель игры. Учить детей подскакивать на месте, на двух ногах.
Материал. Сюжетные картинки (Воробушки, свисток).
Ход игры
Воспитатель показывает детям сюжетные картинки, где воробушки сидят на ветках, на дорожках и т. д. Дети, начинают радоваться воробушкам, громко повторять: «Чик – чирик, чик – чирик!» Воспитатель читает им стихотворение Е. Каргановой «Воробушки»:
Воробушки, бойтесь кошки –
Не скачите по дорожке,
Не сидите на скамейке,
Не летайте по аллейке,
Под окном не клюйте крошки:
Попадете рыжей кошке –
Мур – р - р! – в лапы.
Воспитатель предлагает детям изобразить воробушек и попрыгать на двух ногах на месте
Дидактические игры
• Дидактическая игра «Один-много»
Цели: учить детей понимать количественную характеристику предметов, использовать в речи слова: один (одна, много.
Воспитатель (достаёт из коробки игрушечных воробьев или других одинаковых птиц). Вот воробей, вот еще воробей, еще воробей. Сколько воробьев? (Много). (Достаёт сороку, дети называют ее). Сколько сорок? (Сорока одна). Воробьев сколько? (воробьев много).
• Дидактическая игра «Какая птичка улетела?»
Воспитатель раскладывает картинки с изображением птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну картинку убирает. Какая птица улетела?
Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.
НОД Лепка «Угощение для птиц»
Программные задачи:
1. Закрепить умение раскатывать пластилин круговыми движениями между ладоней.
2. Закреплять умение различать и называть основные цвета.
3. Формировать эстетический вкус, любоваться готовым изделием.
4. Воспитывать заботливое отношение к птицам
Ход занятия
-Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам в гости (выставляю большое панно с изображением птиц)
-Птички.
-А как называются птички, которых мы с вами видим на участке у кормушки (прикрепляю к картине изображения птиц: воробей, сорока, голубь, ворона).(Ответы детей).
А к нам в гости сегодня прилетели птички (выставляются фигурки птиц). Посмотрите, какие они красивые. Давайте рассмотрим их поближе. Что есть у птиц? (голова, клюв, туловище, хвост, лапки).
-Наши птички очень любят клевать вкусные ягоды (показываю ветку с ягодами).
-Какого цвета ягоды? (красного).
-Какой формы ягоды (круглые).
-Давайте мы с вами сейчас вылепим для птиц красивые ягоды!
-Выберите из коробочки пластилин красного цвета.
-На что похожа ягодка? (на шарик).
- Ягодка круглая и мы будем лепить ее, делая вот такие движения (показываю приемы скатывания из пластилина небольших шариков).
Приготовьте ваши ладошки, давайте скатаем маленькие шарики в воздухе, во так (дети повторяют кругообразные движения ладонями).
-Молодцы!
-Посмотрите, комочек пластилина большой, а ягодки маленькие, давайте мы с вами от большого комка, будем отщипывать маленькие кусочки и делать ягодки, а потом прикрепим их к нашей веточке.
(Дети выполняют задание, помогаю тем, у кого не получается, руками ребенка раскатываю маленький шарик).
-Посмотрите, какие красивые ягодки у вас получились!
-Из чего мы сделали ягоды? (из пластилина).
-Какую форму имеют ягоды (круглую).
-Сколько мы вылепили ягодок (много).
-Давайте мы с вами прикрепим ягодки к ветке на нашей картине и угостим ими снегирей.
-Летите, птицы, скорее к нам! Ягодок вкусных я вам дам!
Конспект занятия по рисованию пальчиками «Ягоды для снегирей»
Цель: приучать детей слушать и повторять художественное произведение Алексея Кондратьева "Снегирь"; расширять словарный запас, обогащая его прилагательными; учить аккуратно рисовать пальчиком; знакомство с названием птиц, прививать заботу о птицах зимой; продолжать знакомить детей с красным цветом и рисовать в ограниченной плоскости.
Оборудование и материалы: иллюстрации кормление птиц детьми зимой. Изображение рябины без ягод ; мольберт для показа, альбомный,красная пальчиковая гуашь, влажные салфетки. Плоскостные изображения снегирей.
Ход занятий: Стук в окно. Воспитатель обращает внимание детей на окно. Кто к нам в гости прилетел, показывает птицу, называя детям как её зовут, это-Снегирь.
Снегирь-снегирёк,
Живой огонёк,
Согреешь в морозы,
Ветки берёзы?
Снегирь-снегирёк,
Живой огонёк,
Вот—Моя ладошка:
Сядь—Погрей немножко.
Воспитатель спрашивает:«Посмотрите какого цвета у него грудка?»– дети (Красная, воспитатель добавляет, а голова-Черная. Снегирь залетел к нам в окно погреться. Давайте поможем Снегирю, как гостеприимные хозяева согреться.
Пальчиковая игра.
Прилетайте птички к нам! (зовущие движения обеими руками)
Ягоды дам снегирям. (показывают раскрытые ладони)
Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой крошить хлеб)
Хлебушка немножко. (тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки-голубям, (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки-воробьям (вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
«Согрелись?»-дети (Да).
Теперь надо накормить нашего гостя. Зимой холодно, морозно, и тяжело найти зернышки, поэтому люди строят кормушки для птиц, развешивают их на деревьях и насыпают хлебные крошки, зерно, семечки.
Мы тоже можем угостим нашего гостя его любимым лакомством, Снегири очень любят красные, маленькие ягодки, это ягоды рябины.
Воспитатель объясняет как они будут рисовать ягодки. Сегодня мы будем рисовать пальчиком, аккуратно, только круглые ягодки на конце веточки. Набираем краску на пальчик, прикладываем и убираем. Приложили, убрали. Ягодки растут рядом с друг другом. Рисуем аккуратно. Воспитатель сам прорисовывает всю веточку показывая, тем самым как надо рисовать.
По окончанию воспитатель вытирает свой палец влажной салфеткой и добавляет: "руки чистые". Звучит спокойная музыка и дети приступают к рисованию ягод. Во время работы воспитатель следит за выполнением задания. По окончанию работы воспитатель вместе с детьми говорит слова «Угощайся Снегирь» и на дерево «прилетает» и садиться снегирь. (плоскостное изображение снегиря) Воспитатель спрашивает у детей «Чем мы угостили снегиря?», «Какого цвета ягоды?». Снегирю очень понравились ягоды, он говорит вам спасибо и предлагает поиграть
Физминутка. (повторить 2-3 раза)
Раз, два, три! Раз, два, три!
Прилетели снегири (дети бегают)
Грудки показали (дети выпячивают грудь)
Ягод поклевали (изображают, что клюют ягоды)
По веточкам попрыгали (дети прыгают)
Крылышки расправили и снова полетели! (дети машут руками и бегают).