Наталья Ерошкина
Экологический проект «Тропою познаний и открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
«У ребёнка необходимо воспитать любовь ко всему, что не может без ласковой человеческой руки, без чувственного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному»
В. А. Сухомлинский
Тема проекта: «Тропою познаний и открытий»
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление дошкольного воспитания. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.
Организация тропы силами дошкольников и педагогов дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе, любви к природе родного края.
Тип проекта: Среднесрочный, познавательный-информационный.
Участники проекта: Реализация проекта проводится с детьми среднего дошкольного возраста, родителями, педагогами.
Цель проекта: «Создание экологической тропы, озеленение и благоустройство условий территории ДОУ для экологического и нравственного воспитания детей».
Задачи проекта:
-Формировать знания детей о многообразии растительного и животного мира окружающей среды родного края.
-развивать познавательную активность детей с помощью экологической тропы;
-воспитывать эстетические чувства (умение оказывать посильную помощь по уходу и охране за животным и растительным миром, видеть красоту родного края)
Ожидаемые результаты:
-Повысить уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
-Воспитывать трудовые умения и навыки по уходу за животным и растительным миром родного края;
- воспитать добрые и положительные чувства ко всему живому, желание оберегать и охранять природу родного края;
-повысить уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы и экологическому воспитанию дошкольников.
Формы реализации проекта:
1) Непрерывно образовательная деятельность детей на экологической тропе.
2) Использование сказочных персонажей.
3) Эксперименты и опыты.
4) Практическая деятельность детей.
5) Наблюдения за живой и неживой природой.
6) Игровая деятельность детей.
7) Продуктивная деятельность детей.
8) Чтение художественной литературы
Работа с родителями: конкурс «Лучший участок», наглядная консультация «Наблюдения в природе»,
Подготовительный этап: привести в порядок маршруты экологической тропы, разработка конспектов наблюдений, прогулок, игр, консультаций для родителей, составить перспективный план, подобрать наглядную и художественную литературу, подготовить презентацию «Берегите родную природу»
Практический этап:
Перспективный план работы.
Месяц
Тема и деятельность Цель и задачи
Июнь
Наблюдение «Деревья и кустарники»
Объект: берёза, шиповник, барбарис.
Д/И «Найди с какого дерева листок», П/И «К дереву беги»
Экскурсия на «Чудо огород»
Объект: огородные грядки; семена, рассада, плоды овощных культур.
Д/И «ЛОТО» по теме овощи.
Закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; воспитывать бережное отношение к природе.
Продолжить знакомство детей с овощными культурами и способами ухода за ними; вызывать интерес к выращиванию экологически чистых овощных культур; воспитывать трудолюбие.
Июль Беседы и наблюдения по теме «Царство цветов»
Объект: клумбы на территории доу.
Рисование «Цветочная полянка»
Д/И «Найди по писанию»
b]Наблюдение за погодой.
[/b]
Беседа «Польза дождя»
Объект: метеостанция Обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Формировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды
Август
Экспериментирование: опыт «Свойства песка»
Объект: «Центр воды и песка «Капитошка»
Постройка домика.
Беседа «Съедобные и несъедобные грибы»
Объект: «Грибная полянка»
Д/И «Третий лишний»
Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сухой-сыпучий, сырой).учить детей выражать полученные знания при экспериментировании.
Продолжать знакомить детей с грибами, дать понятие «Несъедобный», закрепить правила поведения в лесу.
Сентябрь
Октябрь Распознающее наблюдение «Растения и деревья осенью».
Объект: «кустарники»
Рисование «Осенняя берёза», Хороводная игра «Мы вокруг берёзки»
Оздоровительная пробежка и ходьба.
Объект: «Тропа здоровья»
Наблюдение «Листопад»
Объект: «Берёза» и «Тополь».
П/И «Угадал-беги»
Познавательный рассказ «Перелётные и зимующие птицы»
Объект «Птичья столовая».
П/И «Воробушки и автомобиль» Д/И «Разрезные картинки»
Показ презентации «Берегите и охраняйте родную природу»
Дополнить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить различать и называть изменения в природе, развивать эстетические чувства.
Развивать физические качества, координацию движений, способствовать профилактике плоскостопия.
Обратить внимание на многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад», развивать наблюдательность, любознательность, эстетическое восприятие.
Учить составлять описательный рассказ о внешнем виде птице, учить различать и называть зимующих и перелётных птиц. Воспитывать заботливое отношение.
Заключительный этап: фотоотчётВывод:
Проводя работу на экологической тропе, систематически организуем детскую деятельность, привлекая родителей, педагогов, мы положили начало формированию человека с экологическим мышлением, способностью осознавать последствия после своих действий и отношений к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой.
Приложение. Художественное слово
Берёза
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёзка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Автор: И. П. Токмакова.
Береза
От жары и от мороза
Не расплачется берёза,
Но задень её весной —
Слёзы потекут рекой!
Автор: Санин Е. Г.
Боярышник
Боярышник любому рад,
кто от рождения крылат:
для мух — цветы,
для птиц — плоды…
Тебе — шипы: бескрылый ты!
Автор: Ю. Насимович
Ель
Ель обыкновенная —
издали надменная,
а вблизи — уютный дом…
Здесь мы дождь и переждём.
Рябина
Под окном растёт рябина —
в красных ягодах вершина.
Прилетели
свиристели —
угощенье мигом съели. Автор: Ю. Насимович
Тополь
За окном, в разгаре лета,
Побелела вся земля.
Неужели снег? Нет, это –
Пух роняют тополя!
Автор: Санин Е. Г.
Смородина
Куст смородины в саду.
В лукошко ягод соберу.
Сварит бабушка варенье,
Напечет для нас печенье
Или ягодный пирог.
Я бабулечке помог.
Мне уже почти четыре.
Пьём мы чай у бабы Иры.
Скворечник
Прилетели все синицы,
И скворцы слетелись,
Папа мой сегодня сделал
Новенький скворечник,
Зачирикали все птицы,
Песни звонко пели,
К нам весна пришла,
Встречайте,
Звонкие капели.
Загадки о деревьях и кустарниках
1)Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
2Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
3)Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой. (осинки)
4)Гроздь красна, да не рябина.
Лист резной, да не калина.
Ядовитая она.
Это, братцы,. (бузина)
5)Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует. (сирень)
6)Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки)
7)В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
8)Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это. (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась. (ива)
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит. (липа)
Шишки на зеленых лапах,
От коры смолистый запах.
Тут и там иголочки.
Что же это? (Елочки)
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку. (ель)
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? (Каштан)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это. (тополь)
«Лесные правила»
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки-убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать палкой бить.
Дидактическая игра "Разрезные картинки".
Цель:
учить детей составлять из отдельных частей полное изображение;
закрепить названия птиц; развивать моторику рук, мышление.
Ход игры. Детям предлагают собрать из частей картинку с изображением
птицы. И угадать, как она называется. Детям предлагают изображения знакомых
птиц (Снегирь, синица, ворона, голубь, сорока).
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».