Лучший педагог года

Экологический проект «Тропою познаний и открытий»

Наталья Ерошкина
Экологический проект «Тропою познаний и открытий»
▼ Скачать + Заказать документы

«У ребёнка необходимо воспитать любовь ко всему, что не может без ласковой человеческой руки, без чувственного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному»

В. А. Сухомлинский

Тема проекта: «Тропою познаний и открытий»

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление дошкольного воспитания. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях.

Публикация «Экологический проект „Тропою познаний и открытий“» размещена в разделах

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников и педагогов дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе, любви к природе родного края.

Тип проекта: Среднесрочный, познавательный-информационный.

Участники проекта: Реализация проекта проводится с детьми среднего дошкольного возраста, родителями, педагогами.

Цель проекта: «Создание экологической тропы, озеленение и благоустройство условий территории ДОУ для экологического и нравственного воспитания детей».

Задачи проекта:

-Формировать знания детей о многообразии растительного и животного мира окружающей среды родного края.

-развивать познавательную активность детей с помощью экологической тропы;

-воспитывать эстетические чувства (умение оказывать посильную помощь по уходу и охране за животным и растительным миром, видеть красоту родного края)

Ожидаемые результаты:

-Повысить уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

-Воспитывать трудовые умения и навыки по уходу за животным и растительным миром родного края;

- воспитать добрые и положительные чувства ко всему живому, желание оберегать и охранять природу родного края;

-повысить уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы и экологическому воспитанию дошкольников.

Формы реализации проекта:

1) Непрерывно образовательная деятельность детей на экологической тропе.

2) Использование сказочных персонажей.

3) Эксперименты и опыты.

4) Практическая деятельность детей.

5) Наблюдения за живой и неживой природой.

6) Игровая деятельность детей.

7) Продуктивная деятельность детей.

8) Чтение художественной литературы

Работа с родителями: конкурс «Лучший участок», наглядная консультация «Наблюдения в природе»,

Подготовительный этап: привести в порядок маршруты экологической тропы, разработка конспектов наблюдений, прогулок, игр, консультаций для родителей, составить перспективный план, подобрать наглядную и художественную литературу, подготовить презентацию «Берегите родную природу»

Практический этап:

Перспективный план работы.

Месяц

Тема и деятельность Цель и задачи

Июнь

Наблюдение «Деревья и кустарники»

Объект: берёза, шиповник, барбарис.

Д/И «Найди с какого дерева листок», П/И «К дереву беги»

Экскурсия на «Чудо огород»

Объект: огородные грядки; семена, рассада, плоды овощных культур.

Д/И «ЛОТО» по теме овощи.

Закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжить знакомство детей с овощными культурами и способами ухода за ними; вызывать интерес к выращиванию экологически чистых овощных культур; воспитывать трудолюбие.

Июль Беседы и наблюдения по теме «Царство цветов»

Объект: клумбы на территории доу.

Рисование «Цветочная полянка»

Д/И «Найди по писанию»

b]Наблюдение за погодой.

[/b]

Беседа «Польза дождя»

Объект: метеостанция Обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Формировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды

Август

Экспериментирование: опыт «Свойства песка»

Объект: «Центр воды и песка «Капитошка»

Постройка домика.

Беседа «Съедобные и несъедобные грибы»

Объект: «Грибная полянка»

Д/И «Третий лишний»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сухой-сыпучий, сырой).учить детей выражать полученные знания при экспериментировании.

Продолжать знакомить детей с грибами, дать понятие «Несъедобный», закрепить правила поведения в лесу.

Сентябрь

Октябрь Распознающее наблюдение «Растения и деревья осенью».

Объект: «кустарники»

Рисование «Осенняя берёза», Хороводная игра «Мы вокруг берёзки»

Оздоровительная пробежка и ходьба.

Объект: «Тропа здоровья»

Наблюдение «Листопад»

Объект: «Берёза» и «Тополь».

П/И «Угадал-беги»

Познавательный рассказ «Перелётные и зимующие птицы»

Объект «Птичья столовая».

П/И «Воробушки и автомобиль» Д/И «Разрезные картинки»

Показ презентации «Берегите и охраняйте родную природу»

Дополнить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить различать и называть изменения в природе, развивать эстетические чувства.

Развивать физические качества, координацию движений, способствовать профилактике плоскостопия.

Обратить внимание на многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад», развивать наблюдательность, любознательность, эстетическое восприятие.

Учить составлять описательный рассказ о внешнем виде птице, учить различать и называть зимующих и перелётных птиц. Воспитывать заботливое отношение.

Заключительный этап: фотоотчётВывод:

Проводя работу на экологической тропе, систематически организуем детскую деятельность, привлекая родителей, педагогов, мы положили начало формированию человека с экологическим мышлением, способностью осознавать последствия после своих действий и отношений к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой.

Приложение. Художественное слово

Берёза

Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёзка причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

Автор: И. П. Токмакова.

Береза

От жары и от мороза

Не расплачется берёза,

Но задень её весной —

Слёзы потекут рекой!

Автор: Санин Е. Г.

Боярышник

Боярышник любому рад,

кто от рождения крылат:

для мух — цветы,

для птиц — плоды…

Тебе — шипы: бескрылый ты!

Автор: Ю. Насимович

Ель

Ель обыкновенная —

издали надменная,

а вблизи — уютный дом…

Здесь мы дождь и переждём.

Рябина

Под окном растёт рябина —

в красных ягодах вершина.

Прилетели

свиристели —

угощенье мигом съели. Автор: Ю. Насимович

Тополь

За окном, в разгаре лета,

Побелела вся земля.

Неужели снег? Нет, это –

Пух роняют тополя!

Автор: Санин Е. Г.

Смородина

Куст смородины в саду.

В лукошко ягод соберу.

Сварит бабушка варенье,

Напечет для нас печенье

Или ягодный пирог.

Я бабулечке помог.

Мне уже почти четыре.

Пьём мы чай у бабы Иры.

Скворечник

Прилетели все синицы,

И скворцы слетелись,

Папа мой сегодня сделал

Новенький скворечник,

Зачирикали все птицы,

Песни звонко пели,

К нам весна пришла,

Встречайте,

Звонкие капели.

Загадки о деревьях и кустарниках

1)Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Елки)

2Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это. (клен)

3)Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой. (осинки)

4)Гроздь красна, да не рябина.

Лист резной, да не калина.

Ядовитая она.

Это, братцы,. (бузина)

5)Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует. (сирень)

6)Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши. (березки)

7)В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

8)Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это. (дуб)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась. (ива)

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит. (липа)

Шишки на зеленых лапах,

От коры смолистый запах.

Тут и там иголочки.

Что же это? (Елочки)

Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель

Не снимает шубку. (ель)

На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его? (Каштан)

Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это. (тополь)

«Лесные правила»

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки-убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать палкой бить.

Дидактическая игра "Разрезные картинки".

Цель:

учить детей составлять из отдельных частей полное изображение;

закрепить названия птиц; развивать моторику рук, мышление.

Ход игры. Детям предлагают собрать из частей картинку с изображением

птицы. И угадать, как она называется. Детям предлагают изображения знакомых

птиц (Снегирь, синица, ворона, голубь, сорока).

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Публикации по теме:

Долгосрочный детский экологический проект «Тропою познаний и открытий» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя… «Мир окружающий.

Фотоотчет «Ни дня без открытий»Фотоотчет «Ни дня без открытий» Дошкольнику всегда интересно проникнуть в мир взрослых дел, узнать секреты трудовых процессов. Вот и мы, работая на познавательных занятиях.

«В стране цифр». НОД «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических познаний Цели: 1. Способствовать умению различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал и.

Сценарий досуга по физкультуре с элементами математических познаний в подготовительной группе Инструктор физической культуры детский сад № 32 г. Кабалян Ольга Александровна Тема: математический досуг на занятии по физкультуре позволяет.

Экологический проект «Экодетство» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Страна Чудес» ПРОЕКТ «ЭКОДЕТСТВО»: «Мы очень любим живую.

Экологический проект «Цветник на окне». Экологический проект «Деревня Цветаевых»Экологический проект «Цветник на окне». Экологический проект «Деревня Цветаевых» «Деревня Цветаевых» Вид проекта: творческий, исследовательский, групповой. Авторы проекта: Бирюкова И. Е Продолжительность проекта: краткосрочный.

Экологический проект «Годовик»Экологический проект «Годовик» Тип проекта: информационно - творческий Вид проекта: фронтальный Продолжительность: долгосрочный, 16.02.17 – 29.05.17 Участники проекта:.

Экологический проект «Лес» Лес Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою, Что нам шепчешь на заре Весь в.

Экологический проект «Рябинки» Цель проекта: Развивать у детей умение самостоятельно находить нужную информацию о рябине, определять особенности ее произрастания на участке.

Экологическо-экспериментальная неделя «Мир открытий» Экологическо-экспериментальная неделя «Мир открытий» Экологическо – экспериментальная неделя к проекту «Путешествие капельки» Цели: • Обогащать.

Автор публикации:
Экологический проект «Тропою познаний и открытий»
Опубликовано: 22 ноября 2017 в 20:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Тропою познаний и открытий»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ерошкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД