Инга Невмовенко
Долгосрочный детский экологический проект «Тропою познаний и открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проблемы.
Публикация «Долгосрочный детский экологический проект „Тропою познаний и открытий“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящего к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и развития, период совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, на долго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать,
анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Девиз проекта : «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам!»
Основная идея проекта :
Создание условий для формирования у детей и родителей основ экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающей среде.
Участники проекта :
- дети старших, подготовительных групп детского сада;
- воспитатели;
- родители;
Руководитель проекта :
Старший воспитатель
Исполнители проекта : Воспитатели
Вид проекта :
долгосрочный с сентября 2016 по сентябрь 2017года.
Цель проекта :
Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства.
Задачи проекта :
• создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации данного проекта;
• формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру воспитанников на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива;
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края;
• прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты;
• развивать познавательные умения дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность;
• формировать предпосылки поисковой деятельности у детей;
• развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
• воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
• формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе;
• создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды;
• развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений.
Продукты проекта :
Стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, экспериментально - исследовательские работы, схемы, выставки, конкурсы, карты экологических тропинок, скворечники, кормушки, цветники, дидактические экологические игры, экологические сказки, художественная литература, экологические развлечения, досуги, праздники, комнатные цветы, коллекции, экологические акции, лабораторные или опытнические зоны в группах, новые деревца на участке детского сада, огород,
Этапы проекта :
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Предполагаемый результат:
• приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру; расширение кругозора воспитанников;
• вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада;
• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
• развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;
• сплочение детского коллектива;
• воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
• объединение педагогического коллектива в работе над проектом;
• создание на территории и в помещении детского сада предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир;
• появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• формирование осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;
• воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.
Ресурсы проекта :
1. Материалы флоры и фауны Пуровской земли: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии, альбомы.
2. Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду»
и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Уголки природы в каждой возрастной группе.
4. Огород
5. Цветники, для воспитания в детях чувства прекрасного.
6. Зеленая зона на участке детского сада.
7. Парки, аллеи Уренгоя
8. Зимний сад в ДОУ.
9. Огород на подоконнике в каждой возрастной группе.
10. Исследовательские центры в группах.
11. Совместная работа с детской городской библиотекой,
12. Возможность участия воспитанников, родителей и педагогов в международных, конкурсах и смотрах.
13. Интернет ресурсы, проведение презентаций.
14. Познавательный материал, дидактические игры, упражнения, пособия по экологии.
План действий по реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Определение ожидаемого социально-значимого результата.
2 этап. Собственно исследовательский.
Совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях детского сада и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
1. Создание экологической развивающей среды в детском саду и на территории.
2. Разработка экологической тропы и объектов наблюдения.
3. Пополнение в группах познавательно-экологической среды. Пополнение зооуголка попугайчиками, приобретение рыбок в аквариумы и т. п.
4. Показ экологической сказки для детей
5. Посадка аллеи берез елей. Уход за саженцами.
6. Конкурс детских работ из природного и бросового материала.
8. Викторина с детьми старших групп «Знаем ли мы растения нашего края?».
12. Экологическая операция «Птичья столовая». Изготовление кормушек совместно с родителями и развешивание их на территории детского сада.
ко дню воды.
13. Выставка поделок «Встречаем весну с цветами» из бумаги и бросового материала.
14. Выставка рисунков детей и родителей по времена года.
15. Экологическая акция «Каждой птичке по домику». Изготовление скворечников и размещение их на деревьях, расположенных на территории района.
16. Открытое занятие на английском языке «Птицы, живущие по соседству».
17 Мероприятие Посвящение детей в «Эколята- дошколята, молодые защитники природы»
19. Посадка и уход за однолетними и многолетними цветами.
20. Экологическая викторина для педагогов «Планета экологических знаний», приуроченная ко дню экологических знаний.
21. Изучение флоры и фауны родного края на занятиях по экологическому воспитанию, через наблюдения на прогулках. Передача своих взглядов на природу через различные виды деятельности.
22. Выезды в лес, на поля: "На природу, в поле пойдем", «В лес за красотой».
23. Осенняя фантазия «Чудеса из огорода».
24. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.
3 этап. Обобщающий.
Закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Анализ достижения целей и результатов проекта. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Тропою познаний и открытий". Педагогический Совет по итогам проекта.
1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников с заполнением диагностических карт на каждого ребенка.
2. Анализ уровня обогащения предметно - развивающей среды в группах, в детском саду и на территории ДОУ.
3. Педагогический Совет по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Заключение. В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.
Пусть на планете Земля будет чистый небосвод
Пусть на планете Земля все живое пропоет
Пусть на планете Земля будет счастлив человек –
И пусть в согласии с нашей Землей живет