Ирина Глибоцкая
Экологический проект «Сохраним исчезающие виды растений в окрестностях города Новороссийска»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта
Экологический проект «Сохраним исчезающие виды растений в окрестностях города Новороссийска» содержит ряд мероприятий по всем областям развития, в результате которых у участников акции формируются и закрепляются знания об исчезающих видах растений Маркхотского хребта, формируется эстетическое восприятие и бережное отношение к природе. Для проекта были разработаны и подобраны развивающие дидактические и настольные игры, которые способствуют более детальному изучению жизни растений. Совместная деятельность детей и родителей формируют активную жизненную позицию и чувство ответственности по отношению к окружающему миру. Цикл бесед способствует формированию экологического воспитания у дошкольников. Проект адресован детям, родителям и педагогам ДОУ.
Публикация «Экологический проект „Сохраним исчезающие виды растений в окрестностях города Новороссийска“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Красная книга
- Красная книга. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Описание организации
Участниками данной экологического проекта «Сохраним исчезающие виды растений в окрестностях города Новороссийска» являются воспитанники детского сада 5-7 лет, педагоги, воспитатели и родители.
Тип проекта: долгосрочный.
Объект исследования: исчезающие виды растений Маркхотского хребта и окрестностей Новороссийска.
Данный проект рассчитан на 1 год.
Вид проекта: творческий, познавательный, групповой. Обоснование необходимости проекта
С каждым днем люди доводят нашу планету до состояния экологической катастрофы плохим отношением к ней. Все это приводит к ухудшению экологии и требует формирования экологической культуры, начиная с малого возраста. Поэтому, охрана окружающей среды (ООС) – является главенствующим и очень важным направлением российского государства. Грамотность людей в данном вопросе, ответственное и заботливое отношение к окружающему миру, помогут всем живущим на нашей планете, выбраться из того состояния, в котором оно находится сейчас. Нужна такая система воспитания детей дошкольного возраста, которая была направлена на формирование научного, познавательного, эмоционального, нравственного и бережного отношения к окружающей среде. В нынешних условиях жизни важно повысить основы экологической культуры личности детей и взрослых. Необходимо найти такие эффективные формы воспитания и обучения дошколят, которые позволят развивать интерес природоохранной деятельности.
Так как с данного возраста у детей формируется потребность в общении с природой, при этом пробуждается интерес к окружающему миру и различным открытиям. Постоянное стремление экспериментировать, любознательность, жажда новых впечатлений. Самостоятельный поиск новых сведений об окружающем мире, все это - важнейшие черты детского поведения. Проявление исследовательской активности и поисковой деятельности – естественное состояние ребенка. В такие моменты дети настроены на познание мира. Они хотят его исследовать, экспериментировать и узнать что-то новое, происходит становление осознанного отношения к объектам окружающего нас мира и родной природа.
Исследовать, открывать и изучать – значит делать первые шаги в неизведанное и непознанное!
В рамках тематической недели «Мы бережем природу» дети познакомятся с Красной книгой Краснодарского края, узнают какие природоохранные заповедники и заказники есть в крае, с интересом изучат правила поведения при посещении охраняемых территорий. У детей возникнет желание посетить природные заповедники края, познакомиться с их обитателями (животным и растительным миром, особенно узнать о растениях, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.
Поэтому для обогащения и увеличения знаний в данной области, формирования азов экологической культуры, воспитания и просвещения, а также удовлетворения потребностей детей, мною была разработан и реализован данный экологический проект «Сохраним исчезающие виды растений в окрестностях города Новороссийска». Который был реализован с помощью мероприятий, направленных на улучшение экологической грамотности всех участников проекта (детей, родителей, педагогов). При реализации данного проекта ребята познакомятся с различными видами растений, их отличительными особенностями, лекарственными свойствами, пользой.
Цели и задачи проекта
Цель: Привлечь внимание дошкольников и родителей к проблеме исчезновения редких растений Краснодарского края.
Задачи:
1. Организовать в игровой и привлекательной форме экологическое развитие и образование дошкольников, вовлечь их в решение экологических проблем родного края.
2. Сформировать у дошкольников понимание ценности растений, их биологического разнообразия, взаимосвязей в окружающем мире, а также вырабатывать у детей активную позицию защитника природы.
3. Сформировать навыки экологического, а главное - осознанного поведения по отношению к природе в целом, так и к отдельным категориям у всех участников акции.
4. Воспитывать у детей желание сохранять природу родного края, развивать чувство сопричастности к окружающему миру.
5. Формировать и расширять общее представление дошкольников о растениях, их характерных признаках, разновидностях, плодах, связи с окружающей средой, а также роли человека, в их жизни, желании сохранить, поддержать, создать условия для восстановления популяций очень редких растений.
6. Обогащать и расширять словарь, развивать речь.
7. Способствовать формированию у дошкольников любознательности, активности, творчества.
8. Формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты в различных видах творческой деятельности
(игровой, музыкальной, художественной, продуктивной). Методы реализации проекта
Одной из главных задач ДОУ является воспитание маленького гражданина, личности с развитым чувством красоты, активным творческим началом, и активным творческим началом и активной жизненной позицией.
Самым эффективным методом реализации проекта, в области экологического образования, является организация проектной деятельности. Участие дошкольников в различных акциях природоохранного и экологического характера, работа с проектами, все это – уникальная возможность рассматривать объекты окружающего мира во всех видах деятельности, проявить себя, принести пользу родному краю и его природе.
Исходя из выше перечисленного, целесообразно выбрать практичный метод реализации проекта основным, а познавательное развитие приоритетным.
Для более полного и глубокого изучения проблемы исчезновения некоторых видов растений в акцию включены: цикл бесед экологического содержания и цикл ООД.
Наглядный метод реализации экологического проекта: беседы, образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, конкурсы, выставки, совместное творчество детей и родителей, дидактические игры, настольные игры, мастер - классы, составление совместных альбомов.
Социально-коммуникативное развитие: коммуникация, цикл занятий (ООД, решение проблемных ситуации, игровая деятельность (дидактические игры, настольные игры, моделирование игровых ситуаций, интерактивные игры).
Познавательное развитие: цикл наблюдений за растениями, опытная и экспериментальная деятельность, Формирование целостной картины мира, просмотр презентаций по теме экологического проекта, посещение виртуального музея, театральная деятельность.
Речевое развитие: беседы, рассказывание и заучивание стихотворений, отрывков из произведений, чтение художественных произведений; взаимодействие с родителями в виде опросов, консультации, бесед и др.
Художественно-эстетическое развитие: художественное творчество (рисование, лепка из пластилина, аппликация, оригами, рисование в нетрадиционных техниках, рисование песком на песочном столе, рисование на стеклянном мольберте, постановка по сказкам, выставки поделок. Рисунков, выполненные совместно с родителями, изготовление лэпбука, листовок, буклетов по данной теме.
Физическое развитие: Двигательная активность, подвижные игры, детско-родительский клуб выходного дня, прогулки по окрестностям города.
Таким образом, формы реализации данного проекта разнообразны и позволят раскрыть проблему в достаточно большом объеме.
Управление проектом
Реализация экологического проекта «Сохраним исчезающие виды растений в окрестностях города Новороссийска» разделена на три этапа:
1этап - подготовительный
На этом этапе необходимо:
-обсудить цель и сформулировать задачи проекта;
-изучить разнообразную методическую литературу по выбранной теме;
- создать условия для реализации проекта;
- разработать планы реализации проекта (перспективный, подобрать методические материалы, подготовить презентации по теме;
- подобрать оснащение РППС для проекта (картинки, иллюстрации, художественную литературу, все необходимые атрибуты, игры, материалы);
-привлечь к процессу решения поставленных задач всех участников проекта.
На подготовительном этапе необходимо подобрать методическую литературу, создать дидактические игры, разработать презентации, подобрать наглядный материал, составить конспекты организованной образовательной деятельности, распланировать предстоящую работу. Сроки реализации данного этапа 4 месяца сентябрь – декабрь.
2 этап – основной (практический)
В этот этап необходимо провести все мероприятия и запланированные акции с детьми и родителями. Сроки реализации данного этапа 3 месяца январь – апрель.
Согласно рабочему плану реализации проекта внедрить в образовательный процесс эффективные методы и приемы по расширению знаний дошкольников о растениях.
3 этап – заключительный (результаты)
Задача данного этапа – выявить уровень сформированных знаний у детей по содержанию проекта. Подведение итогов. Сроки реализации данного этапа 1 месяц- май.
Рабочий план реализации акции
Совместная деятельность
детей и родителей Информационные стенды природоохранного характера «Исчезающие растения в окрестностях города Новороссийска»
Создание памяток и буклетов «Растения в опасности».
Приготовление и перекопка клумбы совместно с воспитанниками подготовительной к школе группы для посадки лекарственных растений на территории детского сада.
Выставка поделок «Первоцветы из различных материалов» для мини-музея детского сада.
Изготовление реквизита и проведения кукольного спектакля «Аленький цветочек», с последующим вручением реквизита старшей группе.
Организация и проведения «Выходного дня» совместно с родителями организация прогулки к подножию Маркхотского хребта с акцией «Чистые горы», с целью очистить от пластикового мусора.
На протяжении всего периода реализации проекта.
Игровая деятельность Сюжетно- ролевые игры: «Садовод», «Магазин цветов»;
Этюды и эпизоды драматизации по сказкам «Двенадцать месяцев», «Фея цикламена», «Фея подснежников», «Цветик- семицветик».
Дидактические игры «Чей лист?», «Найди от какого растения плод?», «Загадай загадку», «Узнай по контуру», «Какого цветка лепесток», «Узнай по описанию», «Угадай где растет», «Кто лишний?», «Найди пару».
Настольные игры Пазлы, сделанные на основе рисунков детей, домино «Растения гор».
Подвижные игры: «Собери букет», «Незабудка» в течение всего периода реализации проекта.
Познавательное развитие Беседы:
«Лекарственные растения - наши друзья!»,
«Какие растения относятся к распространенным видам, а какие к исчезающим?»,
«Почему нельзя рвать лесные цветы?»,
«Как мы можем помочь растениям»,
«Сохраним подснежники»,
«Какие растения наших гор занесены в Красную книгу Краснодарского края?»,
Просмотр видеофильма сделанного родителями «Цветы гор»
Просмотр презентаций по теме «Разнообразие Первоцветов»,
«Правила поведения в лесу»,
Прослушивание сказок и музыкальных произведений (отрывков).
Цикл наблюдений за ростом растений на «Лекарственной грядке».
Цикл организованной образовательной деятельности (ООД):
«Растения – такие разные!»
«Лекарственные растения»
«Исчезающие виды растений».
В течение всего периода реализации проекта
Художественно-эстетическое развитие Рисование:
«Горы цветут»,
«Подснежник»,
«Нарисуем и сохраним»,
«Воронцы», выполнение рисунков в нетрадиционных техниках.
Аппликация:
«Крокусы»,
Коллективная аппликация по сказке «Королевство цветов» Мориса Карема и др.
Совместная продуктивная деятельность: «Растения гор» - из природного материала,
«Цикламен» из ткани,
«Альпийский тюльпан» из гофрированной бумаги.
Изготовление коллекции цветов и растений в технике оригами, для пополнения предметно-пространственной развивающей среды средней группы.
Изготовление книжек-малышек «Загадки о растениях» для воспитанников младшей группы.
Изготовление наполнения лэпбука по теме «Исчезающие растения нашего Маркхотского хребта».
в течение всего периода реализации проекта
Развитие речи Чтение художественной литературы детям, заучивание стихотворений: А. К. Толстой «Колокольчики», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха», Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки», Н. Сладков «Любитель цветов», Ю. Мориц «Цветок», М. Познананская «Одуванчик», Е. Трутнева «Колокольчик», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», Г. Ганейзер «На лугу», Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»,
М. М. Пришвин «Золотой луг»,
Е. Серова «Наши цветы».
Чтение и отгадывание загадок о растениях.
Чтение детьми стихов, разученных дома, знакомство со сказками, сочиненными вместе с родителями.
в течение всего периода реализации проекта.
Ожидаемый результат
Работа по проведению экологического проекта «Сохраним исчезающие виды растений в окрестностях города Новороссийска» будет эффективна и даст положительные результаты.
У воспитанников значительно расширятся знания об исчезающих видах растений в окрестностях нашего города, их разновидностях, количеству, местах произрастания, внешнему виду и особенностях строения; повысится: интерес к объектам живой природы, в частности к растительному миру, активность самостоятельность, любознательность, инициативность; сформируются представления об исчезающих и лекарственных видах растений, углубятся знания о причинах искоренения редких видов растений, дети научатся классифицировать растения на основе установления связи между временем года и сезоном цветения. У ребят возникнет желание донести до окружающих людей то, что нужно сохранять редкие и совсем исчезающие виды растений.
Дети научатся самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях, выражать собственное мнение, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь, осваивать знания об экологии родного края.
У дошкольников сформируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Появятся такие качества, как чувство сопереживания, заботливое отношение к окружающему миру, эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы. Свои впечатления многие могут творчески передавать в рисунке, аппликации, в художественном труде, различных видах продуктивной деятельности.
Обогатится и активизируется словарь по теме.
У воспитанников разовьются творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказок.
В результате реализации моего экологического проекта были реализованы мероприятия:
- совместно с воспитанниками подготовительной к школе группы и их родителями была устроена клумба с лекарственными растениями на территории детского сада;
- участники экологического проекта рассказали детям старшей группы об исчезающих видах растений в окрестностях города Новороссийска при помощи лэпбука;
- во время прогулки участники экологического проекта научили детей средней группы рисовать «Необычные цветы» в технике «изонить»;
- участники проекта изготовили коллекцию цветов в технике оригами, рассказали об этих растениях воспитанникам средней группы и пополнили предметно пространственную развивающую среду их группы;
- для воспитанников младшей группы были изготовлены и подарены книжки-малышки «Загадки о растениях»;
- подготовлена выставка поделок «Первоцветы из различных материалов», которую передали в мини-музей детского сада;
- показан кукольный спектакль «Аленький цветочек», с последующим вручением изготовленного реквизита старшей группе.
- организован и проведен день «Выходного дня» совместно с родителями организована прогулка к подножию Маркхотского хребта с акцией «Чистые горы», с целью очистить от пластикового мусора близлежащую местность.
В результате реализации экологического проекта у детей возникло желание заботится и помогать оберегать и защищать исчезающие растения не только во время реализации данного проекта, но и систематически. Ребята стали проявлять заботливое и ответственное отношение к природе родного края.
Все реализованные мероприятия в рамках экологического проекта содействовали, воспитанию эмоционального, положительного отношения, формированию доброжелательных чувств и побуждению детей к деятельности, направленной на охрану природы бережного и ценностного отношения к ней.
Дети стали понимать, что человек и природа неразрывно связанны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботится о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Инновационные методы обучения, использованные мною при реализации проекта, ориентированы на активное самостоятельное участие детей формируют познавательную мотивацию, навыки понимания, обсуждения и нахождения путей решения, социальных и экологических проблем, что способствует повышению качества экологического образования дошкольников в интересах устойчивого развития.
Методы оценки результатов
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по сути, то есть развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Заключительным этапом проектной деятельности является выявление степени усвоения знаний по содержанию проекта.
К методам оценки результатов реализованного проекта относятся: изучения продуктов детской деятельности, проведение контрольно оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями и детьми.
План дальнейшего развития
В нашем ДОУ планируется реализовывать экологический проект «Сохраним исчезающие виды растений в окрестностях города Новороссийска» ежегодно, участниками которого будут дети не только дети подготовительной к школе группы, но так же средней и старшей групп.
Все разработанные игры и дидактические материалы, созданные детьми и педагогами в ходе экологического проекта, могут использоваться в воспитательно-образовательном процессе с детьми 5-7 лет.