Татьяна Евстюничева
Экологический проект «Рыбка плавает в воде» для детей 1 младшей группы
▼ Скачать
Введение
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизических особенностей детей этого возраста.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Двух-трёхлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.
Публикация «Экологический проект „Рыбка плавает в воде“ для детей 1 младшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Возраст детей: от 2 до 3 лет
Время: кратковременный
Цель: Развитие свободной творческой личности ребёнка, вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи:
1. Познавательная. Закрепить знания детей о строении рыб (голова, туловище, плавники, хвост) и условиях их обитания (аквариум). Уметь отличать живую рыбку от игрушки.
2. Сенсорная. Закреплять знание основных цветов, упражнять в группировке по цвету. Развивать моторику пальцев рук.
3. Речевая. Активизировать активный словарь детей словами: рыбка, плавает, озорница, водоросли, туловище, хвост, плавники, аквариум, корм.
4. Воспитательная. Воспитывать интерес к жизни рыб, заботу об аквариумных рыбках.
Этапы
:
1. Подготовительный
День недели: Понедельник-четверг.
Формы работы: Диагностика знаний детей о рыбках. Поготовка материалов для занятий и игр.
Цель: Изучение уровня знаний детей о рыбках.
2. Основной
День недели: Понедельник
Формы работы: Познавательное занятие
Название: "Домик для рыбки"
Материал: три коробки одинакового (белого) цвета, но с различными (синий, красный, зелёный) кругами на поверхности; рыбки, вырезанные из картона, такого же цвета, что и коробки, и с соответствующими узорами.
Цель: Ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, тёмные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая.
День недели: Вторник
Формы работы: Чтение стихотворения, рассматривание фотоальбома.
Название: Чтение стихотворения "Рыбки", рассматривание фотоальбома с изображением различных рыбок.
Цель: Воспитать интерес к живому миру.
День недели: Среда
Формы работы: Познавательное занятие.
Название: "Рыбка-озорница".
Цель: Учить детей находить различия, продолжать знакомить с миром рыб.
День недели: Четверг
Форма работы: Подвижная игра на прогулке
Название: "Рыбка-рыбка"
Цель: Продолжать воспитывать интерес к миру рыб, развивать моторику детей.
3. Завершающий
День недели: Пятница
Формы работы: Занятие. Рисование ладошками (коллективная работа)
Название: "Аквариум с рыбками"
Цель: Учит детей работать сообща, учить рисовать рыбок ладошками.
Приложение 1.
"Домик для рыбки"
Цель: Ознакомить с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый, камни утопают в песке, они тоже мокрые, тёмные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая.
Материал:
- три коробки одинакового) белого цвета, но с различными (синий, красный, зелёный) кругами на поверхности;
- рыбки, вырезанные из картона, такого же цвета, что и коробки, и с соответствующими узорами.
Воспитатель приводит детей к дверям "Морской комнаты".
Воспитатель:
"Открываем волшебную дверь
И потихоньку войдём,
И ты, мой дружок, поверь,
Что новых друзей здесь найдём. "
Дети входят в "Морскую комнату".
Воспитатель обращает внимание детей на аквариум с рыбками:
"Стеклянный домик на столе
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Кто в этом домике живёт?"
Выслушивает ответы детей и уточняет, что домик для рыб называется аквариум. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают на дне аквариума рыбок, уточняют, что рыбки плавают, на дне аквариума находятся камни и песок, чтобы росли водяные растения, вода в аквариуме чистая, прозрачная, рыбкам очень хорошо живётся в такой воде. Дети некоторое время рассматривают рыбок, потом воспитатель спрашивает, что они увидели в аквариуме, что делают рыбки, где они плавают (в воде) и т. д.
После завершения наблюдений воспитатель предлагает детям поиграть.
Стихотворение "Рыбки"
В банке чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять,
Крошки хлеба подбирать.
Познавательное занятие "Рыбка-озорница"
Материал: картина с изображением двух рыб, имеющих несколько
различий во внешнем виде.
Воспитатель приглашает детей в гости к рыбкам, с которыми они познакомились в прошлый раз. Но, подойдя к двери "Морской комнаты", все с удивлением обнаруживают, что она почему-то никак не открывается.
Воспитатель говорит: Чтобы открыть дверь, надо отгадать "рыбкину" загадку.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением двух рыб, имеющих несколько различий во внешнем виде, и предлагает поиграть в игру "Найди различия".
Когда все различия найдены, воспитатель открывает дверь в "Морскую комнату" и предлагает детей войти. Все рассматривают рыбок, вспоминают, что домик для рыб называется аквариум и что рыбки плавают в воде. Затем воспитатель предлагает рассмотреть рыбку внимательно и задаёт вопросы: "Где у рыбки голова? Что у рыбок на голове? Где у них спина? А где брюшко? Что ещё есть у рыб?"
Выслушав ответы детей, уточняет: "Голова спереди, хвост сзади. Спина сверху, брюшко снизу. На голове есть рот, глаза. На спине, хвосте и брюшке - плавники".
Затем предлагает рыбок покормить и рассказывает, что рыбки едят специальный корм (показывает его, кормить их надо утром и вечером. Дети наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды и заглатывают корм. Воспитатель спрашивает, нравятся ли детям рыбки, и предлагает поиграть в рыбок.
Игра "Рыбка, рыбка"
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть, Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Быстро-быстро уплыла.
Выразительные движения:
- дети, присев на корточки и вытянув вперёд руки с сомкнутыми ладонями, покачиваются, имитируя движения рыбки;
- на лицах улыбки, голова поворачивается за рукой;
- дети встают, туловище наклонено вперёд, одна рука вдоль туловища, другая изображает "рыбкин" хвост, покачиваются из стороны в сторону.
Воспитатель и дети прощаются с рыбками и обещают прийти ещё в гости полюбоваться на них и покормить.