Ольга Железнова
Экологический проект «Разноцветная осень» (для среднего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Полное название проекта :
«Разноцветная осень»
2. Вид проекта : экологический, познавательно-исследовательский, групповой, среди детей дошкольного образовательного учреждения
3. Продолжительность: краткосрочный
4. Сроки проекта : октябрь
5. Гипотеза:
Почему осенью листья с деревьев так легко опадают, может они постарели или им холодно?
6. Актуальность проекта :
Темочки:
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Во время прогулки ребята обратили внимание, что с каждым днем все больше под ногами, и они не перестают падать. В процессе беседы выяснилось, что дети немного знают о деревьях, возникли вопросы, на которые они затрудняются ответить:
-Почему деревья желтеют?
- Почему деревья теряют листву?
- Куда исчезают опавшие листья?
В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников повысятся представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.
Для меня было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности.
7. Цель проекта.
Развитие экологического и эстетического воспитания детей, активизировать познавательно - исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы.
8. Задачи.
Познакомить с разнообразием растительного мира с его значительностью для всего живого на планете.
Формировать навыки исследовательской деятельности, умение сравнивать и анализировать.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитывать бережное отношения к природе, коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность ко всему живому.
Активизировать речь детей
Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
9. Участники проекта :
дети, воспитатели, музыкальный работник, родители
10. Критерии оценки эффективности проекта :
1. вовлеченность всех детей в совместную деятельность
2. эмоциональная отзывчивость детей
3. успешное использование навыков социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми
4. расширение активного словарного запаса дошкольников
5. активность семей воспитанников в реализации проектной деятельности
11. Ожидаемые результаты:
расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;
активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;
формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
12. Обеспечение проекта :
Воспитатели группы
Материально-технический ресурс
музыкальный зал;
технические средства обучения (мультимедиа, музыкальный центр и т. д.);
наглядно-методические пособия;
методическая литература.
Ресурс социума
Социальное партнерство со следующими организациями:
Детская библиотека
Родительский ресурс
Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
Консультации для родителей по теме «Причуды осени», «Игры для детей осенью», «Наступила осень золотая!», «Осень. Признаки осени»;
Индивидуальные беседы;
Рекомендации по каждому конкретному ребенку;
Выставки рисунков (дети с родителями участвуют в конкурсе рисунков «Природа осенью»).
Создание и оформление пособий: загадки, пословицы и поговорки про осень, стихи про осень (родители совместно с детьми);
Информационный ресурс
использование ИКТ;
обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.);
изучение методической литературы;
участие в конкурсах и выставках различного уровня.
13. Предварительная работа:
поиск иллюстративного материала по теме «Осень»;
знакомство с литературными произведениями; разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок, словотворчество детей;
прослушивание музыкальных произведений, просмотр познавательных фильмов.
14. Взаимодействие со специалистами:
музыкальное развлечение
15. Результаты проектной деятельности :
При условии реализации данного проекта, ожидаем следующие результаты по областям интеграции:
Социально-коммуникативное развитие
сформируется стремление родителей и воспитанников к личному участию в природоохранной деятельности;
повысится культура общения в социуме;
Познавательное развитие
появится опыт поведения в отношении к природе, как к источнику материальных ценностей и культуры духовного общения с природой;
Речевое развитие
расширится словарный запас по теме проекта;
при инсценировке сказок отношение к героям будет эмоциональноярко окрашено появится тяга к ритмически организованному складу речи;
Художественно-эстетическое развитие
при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности произойдет развитие творческих интересов художественно-эстетической направленности, способствующих развитию самоопределения с помощью различных видов искусства;
Физическое развитие
повысится эмоциональное, психологическое, физическое здоровье через подвижные игры, целевые прогулки;
16. Характеристика деятельности участников в рамках проекта :
Изобразительная деятельность, беседы, целевые прогулки, наблюдения, исследование.
Технологии:
Здоровьесберегающая
Личностно-ориентированного обучения.
Сказкотерапия
Исследовательской деятельность
Методические приё мы:
Наглядные
Словесные
Игровые
Практические
Наблюдение
Рассматривание картин
Рассматривание фотографий
Обобщающая беседа.
17. Предполагаемые итоговые продукты проекта
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период у детей средней группы «Пчелки», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей улучшилось развитие мелкой моторики рук, умение мыслить, фантазировать.
18. Продукт проектной деятельности
• для детей: игра - инсценировка.
для воспитателя: организация выставки детских работ, подборка игр на развитие двигательных способностей.
для родителей: помощь в организации выставки детских работ, создание пособия «Пословицы и поговорки об осени», «Осенние загадки», «Стихи про осень»
19. Итоговое мероприятие:
Выставка картин из природного материала «Осенний серпантин», праздник «Здравствуй, осень золотая!
Познавательное развитие:
Тематические беседы с детьми:
Почему желтеют листья»
«Для чего улетают птицы»
«То, что растет живое»
«Сколько красок у осени?».
Наблюдения за осенними явлениями природы на прогулке (дождь, ветер, листопад и т. д.)
Рассматривание иллюстраций осени известных художников.
Загадки на тему осени.
Экспериментальная деятельность с осенними листьями;
Рассматривание иллюстраций, картинок. рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
Е. Волков «Октябрь»,
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы.
Чтение сказки «Царица осень и ее любимые туфельки» Д. Н. Мамин-Сибиряк
П. Молчанов «Последний лист»
Т. Домаренок «Осенняя сказка»
Н. Абрамцева «Осенняя сказка»;
«Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А. Лопатина
«Осень» Т. Скребицкий
М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»
О. Иваненко «Спокойной ночи»
И. Соколов – Микитов «Листопадничек»
Г. Снигерев «Как птицы и звери к зиме готовятся»
Чтение стихотворений
Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
Пословицы, загадки, поговорки.
Заучивание стихотворений об осени наизусть.
Творческое рассказывание детей по теме «Что я видел на прогулке».
Рассматривание сюжетных картин и составление рассказов по ним.
Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование: «На яблоне поспели яблоки»,
НОД «Разноцветный лес» (штампование листьями);
Лепка: «Яблоки», «Большие и маленькие грибочки»
Аппликация: «Дары осени», «Рябинка»
Конструктивно-модельная деятельность (строительный материал, лего) :
Двор осенью»
«Огород»
Музыкальная деятельность:
Заучивание песен и танцев для концерта «Листопад»
Прослушивание песенок об осени
прослушивание музыкальных произведений:
П. Чайковский «Времена года»,
Кабалевский «Грустный дождик»
Т. Попатенко «Листопад»
Пение - «Осень» муз. Ю. Чичкова,
«Осень» муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной
Разучивание танцевальных движений: «Танец с осенними листьями» муз. А. Филиппенко.
Игра с пением «Огородная-хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой.
Физическое развитие:
Ежедневные прогулки
«Огород»,
«Урожай»
«Посади и собери картошку»
«Листопад»,
«Птички и дождик»
»Солнышко и дождик»,
«Перелет птиц»,
Игра малой подвижности:
«Огород у нас в порядке»
«Огородник»
Хороводные игры:
Эстафета:
«Не урони картошку»
«Соберем осенний букет»
Пальчиковая гимнастика
«Овощи»
«Фруктовая ладошка»
«Осень»
«Капуста»
«Листья»
Дыхательная гимнастика
«Листопад»
«Дует ветерок»
Социально – коммуникативное развитие:
Игра – драматизация сказки «Репка».
Сюжетно-ролевая игра:
«Магазин овощей и фруктов».
«На прогулке в осеннем лесу»,
«На даче»;
Настольные игры:
Домино «Овощи-фрукты».
«Огород»
«Листья»
Лото «Овощи и фрукты»
Дидактические игры:
«Что в корзину мы берем?»
«Вершки и корешки»
«Угадай, что в мешке?»
«Доскажи словечко»
«Что лишнее»
«Найди тень. Осень»
«Овощи и фрукты»
Взаимодействие с родителями.
Консультация для родителей: «Воспитание у детей любви к родной природе»
Конкурс на лучшую осеннюю поделку из природного материала
Конкурс на лучшую поделку из овощей «Овощной базар»
Участие родителей в выставке рисунков «Разноцветная осень»
1 этап- подготовительный:
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, поиск иллюстративного материала по теме «Осень»; знакомство с литературными музыкальными произведениями; разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок, словотворчество детей; прослушивание аудиозаписей шум леса, шорох листвы.
2 этап- основной (практический)
В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, широко использовала игру. Старалась раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.
Для меня было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу построила по следующей системе.
Познавательное развитие:
Беседы об осени.
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам и приметам. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.
Как звери готовятся к зиме.
Программное содержание:
Формировать представления о лесе, как среде обитания диких животных, и об экологической пирамиде; закрепить понятия: дикие животные, травоядные животные, хищные животные; где живут дикие животные, чем питаются, как готовятся к зиме; развивать умение составлять рассказы на тему «Как животные готовятся к зиме», воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям, составление экологической пирамиды.
Животным не просто пережить зиму. Лесные звери чаще всего готовятся к холодам заранее — делают припасы, наедаются и находят укрытие. Расскажем, как проходит зимовка у разных зверей.
Упражнение «Пересчитай листья».
Воспитатель прикрепляет на доску листочки дуба, рябины, клена. Дети называют листья. (Дубовый, рябиновый, кленовый.)
Вопросы:
– Какой лист первый? Второй? Третий?
Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»
Цель:
Обучающие: Формировать представления о природе как едином целом, учить находить взаимосвязи в природе осенью;
расширять знания об объектах живой и неживой природы;
формировать навыки учебно-познавательной и практической природоохранной деятельности;
Развивающая:развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;
познакомить детей с правилами поведения в природе; укрепление физического здоровья, душевного равновесия;
Воспитывающая: воспитывать эстетические чувства, вкусы, бережное отношение к природе.
Рассматривание иллюстраций, картинок. рассматривание репродукций картин
Задачи:
Обучающие: Формировать представления детей о пейзажной живописи; Формировать умение выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения выразительных средств, в содержании.
Развивающая: Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.
Конспект для средней группы по опытно – экспериментальной деятельности «Почему осенью желтеют и опадают листья?»
Цель:
Обучающие: Формирование умения детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
расширение знаний детей о листьях, их значении для деревьев;
Развивающая: совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе и отвечать на вопросы; развитие внимания, мелкой моторики руки;
Воспитывающая: воспитание любознательности, интереса к природе.
Речевое развитие:
Творческое рассказывание детей по теме «Что я видел на прогулке».
Обучающие: учить передавать свои наблюдения и впечатления;
Развивающая: развивать память, речь, мышление, познавательные способности, наблюдательность;
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Составление рассказа по серии картинок на тему «Осень золотая в гости к нам пришла»
1. Развивать связную речь.
2. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;
3. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
4. Закреплять умение составлять рассказ по серии картинок.
5. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
6. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
7. Развивать грамматический строй речи.
«Шкатулка с загадками, пословицами, поговорками на тему осень»
Обучающие: познакомить детей с загадками, пословицами, поговорками об осени. Учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивающая: Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.
Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к родной природе.
Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворений об осени. Чтение сказки «Царица осень и ее любимые туфельки» Д. Н. Мамин-Сибиряк «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев. и др.
Художественно – эстетическое развитие
Тема: «На яблоне поспели яблоки»
Цель: продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Разноцветный лес»
Цель: закрепить с детьми признаки осени.
Обучающие:
Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы листьев, большие, маленькие;
передавать образ объекта окружающего мира: характерные признаки явлений осени (листья желтые и красные, потому что осень).
Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). Правильно располагать сюжет на бумаге.
Развивающая: Развивать умения доброжелательно и конструктивно анализировать и оценивать продукты деятельности других.
Развивать у детей эстетическое восприятие,
Воспитывающая: воспитание любознательности, интереса к природе.
Конспект НОД «Дары осени» по аппликации для детей средней группы
Цели непосредственно-образовательной деятельности :
Обучающие:закрепить знания детей о фруктах;
провести сенсорное обследование плодов;
принимать личное участие в элементарных трудовых процессах;
Развивающая: учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство композиции; различать предмет по его форме;
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность в выполнении задания;
воспитывать интерес к отображению представлений о природе в изобразительной деятельности.
Салфеточная аппликация «Веточка рябины»
Цель:
Обучающие: Учить детей скатывать кусочек салфетки в шарик и с помощью клея приклеивать на лист бумаги.
Формировать умение у детей аккуратно наклеивать детали аппликации. Развивающая: Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, творческую инициативу детей, самостоятельность.
Воспитывающая: Воспитывать интерес к занятию художественным творчеством.
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за листопадом»
Цель: уточнить и расширить знания детей о листопаде.
Конспект занятия по лепке в средней группе
Тема: «Яблоки»
Цель: закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, разной величины, используя освоенные приемы лепки.
(«Художественное творчество»);
развивать умение передавать в лепке впечатления от окружающего.
Конспект НОД по лепке в средней группе «Грибы»
Программное содержание:
Обучающие: Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание пластилина прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.
Развивающая: Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, творческую инициативу детей, самостоятельность.
Воспитывающая: Воспитывать интерес к занятию художественным творчеством.
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин».
Цель:
Обучающие: закрепить знания детей об обобщающем понятии "магазин", а также знания об овощах и фруктах.
Развивающая: Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
Воспитывающая:Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Игра – драматизация сказки «Репка».
Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору. Развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации. Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок. Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи, умение договариваться при организации игрового пространства.
Труд «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке.
Цель: закрепить знания детей о деревьях, листьях, семенах. Показать, как с помощью семян, листьев, палочек можно изготовить разные поделки. Продолжать учить собирать природный материал, засушивать для использования в дальнейшей работе.
Дидактические игры
«Что в корзину мы берем?»
«Вершки и корешки»
«Угадай, что в мешке?»
«С какой ветки детки»
«Когда это бывает?»
«Что бывает осенью?»
«Что изменилось (да или нет)»
«Доскажи словечко»
«Что лишнее»
«Найди тень. Осень»
«Овощи и фрукты»
Физическое развитие.
Подвижные игры
«Огород»,
«Урожай»
«Посади и собери картошку»
«Листопад»,
«Птички и дождик»
»Солнышко и дождик»,
«Перелет птиц»,
Игра малой подвижности:
«Огород у нас в порядке»
«Огородник»
Хороводные игры:
«Огородная хороводная»
«Что нам осень принесла»
«Осень в гости к нам пришла»
«Репка»
Эстафета:
«Не урони картошку»
«Соберем осенний букет»
Пальчиковая гимнастика
«Овощи»
«Фруктовая ладошка»
«Осень»
«капуста»
«Листья»
Дыхательная гимнастика
«Листопад»
«Дует ветерок»
3 этап-заключительный, обобщающий этап.
Выводы:
Проведя исследования мы выяснили:
Осенняя раскраска листьев наблюдается далеко не у всех деревьев. Продолжительность сбрасывания листьев у различных деревьев, так же как и период пожелтения листвы, бывает крайне различно. Из деревьев средней полосы сбрасывания листьев наиболее длителен у березы: он продолжается около двух месяцев, в то время как липа успевает сбросить свою листву в две недели. Установить сроки сбрасывания листьев бывает не так легко, так как у различных деревьев одного и того же вида он начинается и заканчивается не одновременно. Интересно при этом отметить, что причина этого явления далеко не всегда лежит во внешних условиях. Нередко два дерева, растущие по соседству, на целую неделю различаются, по времени пожелтения и опадения своих листьев.
Заключение Наша гипотеза не подтвердилась. Листья опадают с деревьев не потому, что им холодно и они постарели. Настоящие причины, почему осенью листья меняют свой цвет и так легко опадают, в следующем: 1. Недостаток солнечного света
2. Недостаток влаги
3. Избыток минеральных веществ
Таким образом, ходе реализации проекта «Разноцветная осень» с детьми использовались разнообразные методы обучения : наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно характера. В уголке природы были помещены дары осени - овощи, фрукты и ягоды (муляжи, осенние букеты из листьев, поделки из природного материала «Осенние деревья».
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: за ветром, за дождём, за листопадом. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом.
Эти наблюдения подтолкнули к необходимости создания в группе папки-передвижки «Времена года». Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает в октябре; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Во время прогулок проводили беседы об осени и организовывали разнообразные дидактические и подвижные игры, упражнения с природными материалами – «Листопад», «Найди пару», «Найди листок, как на дереве».