Альфира Хамидуллина
Экологический проект «Птицы родникового края»
▼ Скачать
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира - от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого – ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Публикация «Экологический проект „Птицы родникового края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родник. Все о родниках для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Цель: Закрепить представления воспитанников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать. Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи:
• Расширить представление воспитанников о птицах нашего Удмуртского родникового края.
• Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за поводками птиц.
• Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
• Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование сознательного отношения к миру.
• Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.
• Научить детей правильно их подкармливать.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Актуальность проекта.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
В собственной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Участники проекта :
• Дети дошкольного возраста.
• Родители, законные представители наших воспитанников.
• Педагоги ДОУ.
• Население нашего микрорайона.
Срок реализации проекта : сентябрь 2012 года – май 2013 года.
Тип проекта : информационно - практико – ориентированный.
Этапы проведения проекта :
1 этап: подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта :
• Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями;
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
• Подбор познавательной, художественной литературы;
• Отгадывание загадки, чтение стихотворений про птиц;
• Проведение бесед по проекту;
• Оформление консультаций;
• Приготовить презентации «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы»;
• Изготовление дидактических игр;
• Оформление дидактических игр;
• Выставка рисунков «Птичье кафе»;
• совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.
2 этап: Основной (практический) этап:
• Оформление описательных рассказов о птицах;
• Изучение корма для подкормки птиц;
• Выставка кормушек;
• Выбор места для кормушек;
• Наблюдение за птицами;
• В течение всего проекта кормление птиц;
• Оформление агитационных плакатов «Покормите птиц зимой»;
• Оформление буклетов, памяток;
• Наблюдение за поведением птиц на кормушках;
• Создание дневника наблюдений;
• Ежедневное заполнение дневника наблюдений;
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап: Заключительный
• Подведение итогов реализации проекта;
• Награждение активных участников проекта;
• Организация фотовыставок: «Птичья столовая», «Такие разные кормушки» итд.
• Презентация проекта (освещение опыта работы);
• Освещение опыта работы в СМИ;
• Выступление агитбригады.
Фотоматериалы по проекту :
Ожидаемые результаты:
- воспитанник, имеющий представление о птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающим, каким кормом подкармливать птиц. Умеющий наблюдатель и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать и делать выводы;
- родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам;
- создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц;
- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в любое время года, в особенности в зимний период времени (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
- активное участие родителей в реализации проекта;
- повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;
- гармоничное формирование разных видов отношения к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
- различать птиц своего края, знать о пользе птиц в природе;
- пополнение методической копилки и предметно - развивающей среды ДОУ по экологическому воспитанию.
Мы уверенны, что всех участников заставит задуматься о том, что необходимо охранять и спасать природу, и начинать нужно с себя!
Если каждый из нас осознает, что рвать цветы нет необходимости, то насколько ярче и красивее станет наша Земля!
КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ПТИЦЫ РОДНИКОВОГО КРАЯ»
сентябрь: «Месяц стай»
1. Непосредственно образовательная деятельность «О тех, кто умеет летать»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах, их характерных признаках, особенностях. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
2. Досуг «Вечер загадок» (старший дошкольный возраст).
3. Рассматривание иллюстраций «Птицы родникового края».
4. беседа Международный день наблюдения осеннего отлета птиц – 23.09
5. Наблюдение за птицами :
- какие птицы прилетают на участок (воробей, ворона, голубь,.)
- какие звуки издают птицы?
- сколько ног у птиц и как они ходят?
6. Чтение
** Е. Благинина «Стрижи»
** Г. Снегирев «Птицы наших лесов»
** Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилось»
** Ю. Тувин «Птичье радио»
** Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»
** А. Толстой «Сорока».
** С. Вахринцева «Птицы»
** Г. Х. Адерсен «Дикие лебеди»
** В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
7. «Сказочная птица» - рисование по мотивам гжельских мастеров.
*** «Птичье семейство» изображение рисунка «Заботливые родители» - старшая группа
*** «Птицы других стран» - «Страус - самая крупная птица на земле - подготовительная группа
8. Подвижные игры - «Птички в гнездышках» и «Гуси» - младший дошкольный возраст
- «Сокол и наседка» и «Сова» - старший дошкольный возраст
9. Придумывание Придумай чистоговорку связанные с птицами на различные звуки с детьми старшего дошкольного возраста.
10. Пальчиковая игра «Птички» - первая и вторая младшая группы
11. Разучивание Разучивание скороговорок
12. Игровые упражнения «Покажи птичку» (воробья, ворону итд).
13. Драматизация «Русские народные потешки о птицах».
14. Дидактические игры «Кто где живет?», «Летает, плавает, бежит».
15. Сюжетно - ролевая игра «Больница для птиц».
16. Слушание Слушание в аудио записи «Голоса птиц»
17*** Оформление папки «Птицепраздник» (сценарии и развлечения)
*** Оформление папки «С птицами во все времена года» (конспекты непосредственно образовательной деятельности)
*** Консультация «Интеграция образовательных областей, как средство развития детей дошкольного возраста»
*** Книжки – малышки «Птицы нашего края» (формат А5) - загадки, стихи, рассказ о птицах.
Экскурсия Экскурсия в библиотеку с детьми старшего дошкольного возраста
Так расписана вся работа по проекту на все месяца.