Ольга Явна
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Экологический проект "Покормите птиц зимой"
подготовительной группы № 10 «Дюймовочка»
Воспитатель: Явна Ольга Юлиановна
Цель проекта :
Привлечение детей к практической природоохранной деятельности, зимний период ", оказание помощи "зимующие птицы".сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Задачи проекта :
-расширить представления детей о зимующих птицах.
Публикация «Экологический проект „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
-развитие интереса к живой природе, и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
-провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
-организовать регулярную подкормку птиц.
-практическое выполнение кормушек;
-воспитывать экологическую культуру, бережного отношения ко всему живому.
- сделать анализ и обобщить результат.
Актуальность
Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Практическая значимость проекта
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.
Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в станице и её окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет, и какие факторы влияют на его увеличение. В дальнейшем мы планируем провести исследование, которое поможет ответить на вопросы, вызвавшие у нас интерес.
После завершения проекта дети смогут :
-закрепят умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;
-научатся различать птиц по внешнему виду;
-смогут узнавать и называть зимующих птиц; будут знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;
-у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий.
Ожидаемый результат:
-дети, имеющий представление о зимующих птицах; умеющий совместно с родителями изготовить кормушку; знающий каким кормом и как подкармливать птиц; зимой регулярно подкармливающий птиц; умеющий наблюдать, анализировать собственную деятельность и делать выводы.
Участники проекта : дети подготовительной группы № 10 «Дюймовочка», родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный этап.
Срок проведения - декабрь.
- Основной (практический) этап.
Срок проведения – февраль.
- Заключительный этап.
Срок проведения - март - апрель.
План реализации проекта
-Наблюдение за зимующими птицами; фотографирование и рассматривание иллюстрации с изображением жизни птиц в зимнее время.
-Разучивание стихотворений, песен, пословиц о птицах.
-Чтение сказок и рассказов о жизни птиц.
-Составление связанного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой", а также проба самим написать мини-рассказы о птицах.
-Проведение выставки кормушек, сделанных своими руками.
-Фотовыставку "Птицы зимой".
-Просмотр призентации о зимующих и перелетных птицах нашего края.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
-Как тебе живется, птица?
Проблемные вопросы
-Остаются ли птицы зимовать?
-Будут ли птицы пользоваться помощью человека?
Развивающие вопросы
-Чем птицы питаются, если нет кормушек?
-Из чего можно сделать кормушку?
-Как правильно наблюдать за птицами у кормушки?
-Зависит ли внешний вид птицы (клюв, лапы) от способа питания?
-Почему снегирь и синица зимой прилетают ближе к жилью человека?
-Какие птицы зимуют в нашей местности?
Методы и приё мы:
1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.
Этапы работы:
1. Теоретический
Задачи:
-расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях городской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания
-обсуждение цели и задач с детьми и родителями
-создание необходимых условий для реализации проекта.
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Водоёмы покрыты льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам. Многие птички погибают.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса.
Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Вывод: зимующим птицам нужно помогать.
2. Практический.
Проведение природоохранной акции:
- экскурсии по экологической тропе;
- изготовление совместно с родителями кормушек;
- выставка кормушек;
- размещение кормушек;
- уход за кормушками;
- заготовка корма для птиц;
- подкормка и наблюдение за птицами
- тематические выставки (фотовыставка, выставка книг);
- выставка детских работ (рисунки; аппликации; рисунки-раскраски с математическими примерами; фигурки птиц, сделанных из пластилина, поделки);
Развитие речи:
- составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой", а также сочинить мини-рассказы о птицах;
Ознакомление с художественной литературой:
- В. Бианки «Сова», И. Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.
Дидактические игры:
- «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».
Подвижные игры:
- «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц» и т. д.
3. Зключительный этап.
- Обработка результатов по реализации проекта;
- Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось с тем, что было задумано;
- Оценка воспитанниками, педагогом и родителями своего участия в проекте;
- Оценить пользы проведенного творческого дела (наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам).
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце ест И для птиц тепло.
А. Яшин
Зима – трудное время для птиц. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. Орнитологи утверждают: если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживут только две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.
Если мы, школьники, поможем им в это время, весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением подарят нам радость и хорошее настроение.
Реализация проекта
Проект "Зимующие птицы" был заведен нами в декабре. Во время прогулок, наблюдая за птицами, воспитанники детского подготовительной группы №10 «Дюймовочка» отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили: птицам надо помогать! Затем мы обратились к родителям, вместе с ними обсудили, как можно помочь птицам. Совместно с родителями решили организовать работу в проекте «Зимующие птицы». В группе мы обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности, определили средства.
Для того чтобы успешно реализовать проект, мы с родителями собрали в группе библиотечку познавательной и художественной литературы. Дети в группе под руководством воспитателя и самостоятельно изучали эту литературу. Дома с родителями ребята изучали информацию в интернете о птицах, населяющий нашу местность, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширила кругозор родителей и воспитанников, способствовала организации природоохранной деятельности. Дети с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи, сказки и рассказы.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми проводятся занятия по познавательному развитию «Кто такие птицы?», «Как зимой помочь птицам?», «Где зимуют птицы?», на которых дети расширили свои представления о птицах, об их образе жизни. С детьми организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизируют знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Мы с детьми обсуждаем, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.
Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, оформлены дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу" и др. В играх дети систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.
В это время для родителей оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц". "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц", чтобы они тоже приняли активное участие в проекте и оказали помощь детям в природоохранной деятельности.
Воспитанники с родителями дома изготовили кормушки из разного материала. Во время занятий мы с детьми обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья. Мы с воспитанниками тщательно изучили территорию ДС и решили закрепить кормушки на дереве на своем участке и одну повесели на территории детского сада.
В ходе реализации проекта появятся активные участники, которые каждый день из дома приносили различный корм для птиц. Некоторые воспитанники свои кормушки развесили в своем дворе, они с родителями подкармливают птиц, наблюдают за их поведением и рассказывали всем, какие птицы прилетали в кормушки.
Заключение
Таким образом, я уверена, что у моих воспитанников успешно формируется гуманно-ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширяют и систематизируют свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнают, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Они также учатся организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и радоваться результатам своего труда.
Так как это становится для них важным они уже не останавливаются на достигнутом, а определяют перспективы: птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку птиц мы будем продолжать до тех пор, пока не появятся насекомые.
Теоретические основы проекта
По нашим наблюдениям, в городе можно увидеть следующих птиц : голубя, воробья, сороку, снегиря, ворону, синицу, поползень, свиристель … .
В подкормке особенно нуждаются синицы, воробьи, снегири, голуби.
Консультация для родителей
Изготовление и размещение кормушек
Материалы для строительства
Часто делают кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант. Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают. Эффективны кормушки-сетки, потому что позволяют кормить лесных птиц, которые имеют обыкновение захватывать зерна и семена на лету. В зависимости от типа корма и количества птиц можно выбрать разные типы кормушек-сеток. Но по нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому лучше всего запастись деревянными рейками и фанерой.
Для строительства кормушки хорошо подходит обычная березовая фанера толщиной от 3 до 6 мм. Запаситесь гвоздями и шурупами, проследите, чтобы они подходили к вашей фанере и рейкам, не были слишком мелкими (тогда они не будут удерживать материалы вместе) или крупными (фанера и рейки могут растрескаться). Металл использовать для кормушек нельзя. Это "холодный" материал, птицам он не понравится. Даже для крыши кормушки – и то не стоит его применять: птицы ведь наверняка будут использовать крышу в качестве "аэродрома".
Виды кормушек
Для подкормки птиц делают простые кормушки или кормовые столики из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т. д. Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Помните, что стенки и углы кормушек не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и то же время, а еще лучше - 2-3 раза в день.
Можно сделать деревянный поднос размером 30 на 45 см, предусмотрительно просверлив отверстия для дренажа. Крыша над ним защитит корм от дождя и снега. Не беда, если часть корма птицы сбросят на землю, некоторые виды предпочитают кормиться с земли.
Следует вывешивать разные типы кормушек, в которых бы могли столоваться разные виды птиц. Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле. Много птиц привлекают капитальной конструкции кормушки, которые выставлены на высоте.
Семена, кусочки фруктов, птичий корм и обрезки сала следует поместить в кормушку в виде подноса, которая защищена от снега.
В подвесные кормушки можно положить орехи и семена подсолнечника. Эти два типа кормушек должны располагаться на открытых местах, чтобы в них не могли залезть кошки и другие хищники.
Часть корма просто рассыпают на земле.
Все кормушки следует регулярно чистить во избежание распространения инфекции (ведь за кормом слетаются и больные птицы и те, которые внешне выглядят здоровыми, но на деле являются переносчиками инфекции). Кормушки следует чинить перед началом зимы (в щели может застрять птичья лапка, да и мало ли что).
В подносе для корма следует проделать дренажные отверстия.
Рекомендуется передвигать кормушки на небольшие расстояния, чтобы освободить землю от мусора, который образуется естественным образом вокруг кормушки – упавший корм, испражнения птиц.
Когда вывешивать кормушку
Кормушку можно вывесить в любое время, однако в разное время года к ней будет слетаться разное количество птиц, причем виды их также будут варьироваться. Одни птицы питаются зерном, другие – насекомыми, третьи – фруктами. Кормушки для зимнего кормления птиц следует вывешивать уже в середине октября. В это время к ним начинают присматриваться те виды птиц, которые остаются на зиму.
Также вы подкармливаете мигрирующих птиц, которые очень нуждаются в корме во время многодневных перелетов. Сначала число посещающих птиц будет невелико, затем, с наступлением первых заморозков – резко возрастет, но только при условии, что вы регулярно наполняете ее кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно. Поскольку птицы за день облетают свой участок и заглядывают в несколько мест, где может находиться корм, они, безусловно, его найдут в другом месте, если ваша кормушка останется пустой.
Во время непогоды: снега, мороза, когда количество кормных мест резко сокращается, значение кормушек резко возрастает. Именно в это время надо следить за тем, чтобы они не оставались без корма. Даже в самый суровый мороз пернатые могут выжить, но при условии, что у них будет достаточно корма.
Другое время, когда птицам необходима подкормка, это конец зимы – начало весны, когда у птиц сокращаются источники корма. Рекомендуется, чтобы зимняя столовая продолжала работать до мая, когда подходит первая зелень.
Летом к обычному рациону птиц добавляют фрукты (нарезанные червивые яблоки, также сахарную воду. Избегайте выкладывать в кормушки испорченный корм. Кормушку расположите в месте, закрытом от ветра и недоступном для хищников (в первую очередь котов). Пусть она будет на расстоянии от окна, иначе птицы будут сталкиваться со стеклами. 97 миллионов птиц разбивается о стекла ежегодно.
Часто они натыкаются на стекла с испугу. Пусть кормушка будет выставлена на открытом месте в 4-5 метрах от дерева или кустов. На таком расстоянии птицы заметят приближающегося хищника.
Подкормка для птиц
Постарайтесь, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлечет к нему самые разные виды птиц. У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные подсолнечные семечки, поэтому они должны составлять большую часть корма. Они высококалорийны и являются важным энергетическим источником для мелких птиц.
Второй вид корма – белое просо. Небольшая часть кукурузных зерен также должна присутствовать по возможности в кормушке. Хорошим кормом будут семена арбуза, тыквы, дыни, семена сорняков: лебеды, крапивы, чертополоха, репейника, ягоды рябины. Неплохо давать и орехи. Весь корм должен быть свежим и неиспорченным. Избегайте старых семечек с дырками в кожуре, там завелись насекомые. Не рекомендуются прошлогодние семена сорняков: срок их годности всего несколько месяцев.
Зимой и ранней весной птицам нужна калорийная пища: несоленое сало и маргарин. Несоленое сало охотно клюют синицы и воробьи. Животный жир можно давать в чистом виде, если он твердый, а если мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый "пирог для птиц". Его вывешивают в сетках из-под овощей. Вешайте его среди густых тонких ветвей в кустах, чтобы не добрались вороны и галки.
Предлагается следующее меню для птичьей столовой:
50 процентов семян подсолнечника;
35 процентов проса;
Некоторые орнитологи предлагают 75 процентов корма составлять из семян подсолнечника. Наилучшее меню вы составите сами, наблюдая за пищевыми пристрастиями птиц, посещающими вашу кормушку.
Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен черный хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсинов и лимонов, кожуру бананов, пряные продукты.
Консультация для родителей
на тему: «Воспитание любви к природе»
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с животными существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием не ребят в семье.
Правильное отношение детей к природе начинается в семье.
Животные в доме, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи. Животный мир очень привлекателен для малышей. И это не случайно!
Птицы не выносят грязной воды, не выдерживают голода. Эти птицы хорошо приживаются, быстро привыкают к людям. За ними нужно ухаживать, относиться осторожно и бережно. Ребенок должен постепенно научиться ухаживать за пернатыми друзьями.
Взрослые вместе с детьми могут ухаживать и за хомячком, и за черепахой, и за морской свинкой, и за кошкой, и за собакой.
Приобщать ребенка к природе нужно в любом случае. В зимнее время – это подкормка птиц. Как хорошо смастерить для этого кормушку! Здесь можно не только подкармливать птиц, но и наблюдать за ними, за их поведением, повадками, внешнем виде. Весной – вешают скворечники. Можно одновременно и выучить стихи, загадки о растительном и животном мире.
Игра тоже помогает воспитывать интерес детей к природе. Если родители приобщают их к природе через наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т. д., то заинтересованность ребенка непосредственно отразится в играх. Сюжетно – ролевые, дидактические игры развивают восприятие, речь, умение анализировать и описывать. Ценным также считается изготовление поделок из природного материала.
Кормления птиц на участке детского сада.
«Наши гости, поползень, синичка, воробьи, сорока, серый снегирь».
В районе тракторного завода провели акцию
«Покормите птиц зимой»
Дети подарили прохожим поделки, сделанные своими руками.
В районе тракторного завода мы увидели кормушку и насыпали корм.
Возвращаясь в детский сад, нас встретили радостно голуби, где мы их тоже покормили.
От такой экскурсии все остались довольные дети, птицы и прохожие.
«Наша коллективная поделка «Птичья столовая»
Вот за какими птицами мы наблюдали этой зимой
(Поползень, орлан, снегири, синички, свиристель, голуби, воробьи, сорока, Неизвестная птичка).
Поползень.
"Серые снегири» в районе тракторного завода.
Орлан с. Калиновка
«Серый скворец»
"Свиристель"
Дети сделали вывод как трудно птицам зимой добывать себе пищу и решили в своём дворе развешать кормушки и подкармливать птиц.
Сколько радости у Маши от кормления городских голубей
Создали музей «Помощь зимующим птицам».
Изготовили Альбом «Твори Добро»