Светлана Трефилова
Экологический проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной к школе группы.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце ест
И для птиц тепло.
А. Яшин
Светлана Владимировна Трефилова
Публикация «Экологический проект „Покормите птиц зимой“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологический проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной к школе группы
Подготовила и реализовала : Трефилова Светлана Вдадимировна
Вид проекта : информационно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта : Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.
Если мы поможем им в это время, весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением подарят нам радость и хорошее настроение.
Практическая значимость проекта.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в станице и её окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет, и какие факторы влияют на его увеличение. В дальнейшем мы планируем провести исследование, которое поможет ответить на вопросы, вызвавшие у нас интерес.
Цель проекта : Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.
Задачи проекта :
-расширить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой;
-расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц;
- пополнять развивающую среду по теме проекта;
- познакомить с материалами, из которых можно сделать кормушки для птиц и со способами, которыми можно воспользоваться для их изготовления;
- познакомить с кормами для птиц и с предпочтениями разных птиц в том или ином корме;
- организовать регулярную подкормку птиц;
- развивать интерес к родной природе в процессе экологического воспитания и умения отражать это в художественной деятельности;
- развивать детское творчество и активность при рисовании, лепке и аппликации;
- воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : подкормка птиц зимой, изготовление кормушек;
-активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
-привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом;
-формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
•Активное участие родителей в реализации проекта.
• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Этапы проведения проекта :
1 этап – подготовительный.
Создание благоприятных условий для реализации проекта.
1. Определение цели и задачи проекта.
2. Составление плана реализации проекта.
3. Беседа с детьми о том, что бы они хотели узнать о жизни зимующих птиц.
4. Подготовка презентации о зимующих птицах.
5. Подборка книг и познавательной литературы о птицах.
6. Подборка настольно-печатных игр по теме.
7. Познакомить родителей с целью и задачами проекта.
8. Подготовить и разместить в родительском уголке консультацию о видах кормушек, способах их изготовления и материалах, из которых можно их сделать.
2 этап – практический (основной).
Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.
Мероприятия, проведённые с детьми.
- Рассматривание предметных картинок и сюжетных картин с изображением птиц, альбома «Зимующие птицы».
- Беседы: «Что вы знаете о зимующих птицах?», «Как птицы приспособились к зиме?», «Как человек может помочь птицам в холодное время года?»
-Стенгазета «Покормите птиц зимой».
- Рассказ воспитателя «Интересное - рядом».
- Знакомство детей с пословицами и поговорками о птицах.
Видно птицу по полету.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поет.
Всякая птица своим клювом сыта.
Немного синица ест, пьет, да весело живет.
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Соловей берет пением, а человек — умением.
-Отгадывание загадок
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик!
(сорока)
Днём молчит,
Ночью кричит.
(филин, сова)
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится. (синица).
Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки.
(воробей)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее? (синичка)
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
(дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
(сорока)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает.
(сова)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(ворона)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют :
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
(снегирь)
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут.
(дятел)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым.
(снегирем).
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки!
(свиристели)
- Настольно-печатные игры: «Парочки», «Зоолото», «Мозаика», «Пазлы».
-Просмотр мультфильма «Серая шейка».
-Заучивание стихотворения Александр Яшин «Покормите птиц».
Чтение художественной литературы.
Г. Серебрицкий «Берегите птиц», И. Поленков «Синичкина кладовая», Ю. Никонова «Зимние гости», Пришвин «Кладовая солнца», «Синичкин календарь», А. Барков «Голоса леса», В. Бианки «Лесные домишки», и «Чей нос лучше?», Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
Художественно-эстетическая развитие:
-Пение песни «Воробей», муз. Ветлина.
-Слушание аудиозаписи с голосами птиц.
-Рисование «Синички и снегири на кормушке».
-Лепка объёмная «Птицы на кормушке».
-Коллективная аппликация "Зимующие птицы".
-Раскрашивание силуэтов птиц.
Социально-коммуникативное развитие:
-Наблюдение за поведением птиц во время кормления, повадки птиц, сходства и различия.
-Кормление птиц (труд в природе).
-Мастер-класс по изготовление кормушек (ручной труд).
-Изготовление шапочек зимующих птиц.
Игровая деятельность:
1. Сюжетно-ролевые игры «Птицы в лесу», «Юные натуралисты».
2. Дидактические игры и упражнения: «Кто, как голос подаёт?», «Кто, чем питается?», «Угадай, чья тень», «4-й лишний», «Разрезные картинки», «Кто, где сидит?», «Найди по контуру» (наложение, «Соедини по точкам», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Сосчитай птиц», «Один-много», «Кого чем угостить?», «Скажи какая? Какой?», «Чей? Чья? Чьи?», «Сравни и расскажи», «Назови детёнышей», «Отгадай загадку», «Назови детёнышей», «Что можно, а что – нельзя»,«Накорми птиц», «Верю – не верю».
Дидактическая игра «Накорми птиц».
Задачи: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.
Ход игры: Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос : какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.
Дидактическая игра «Верю – не верю» .
Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.
• Клесты выводят птенцов зимой.
• У синицы желтая грудка.
• У воробья большой сильный клюв. (Не верим) А у кого такой клюв?
• У сороки длинный черный хвост.
• У свиристеля на голове хохолок.
• Снегирь любит сало. (Не верим) Какая птица любит сало?
• Ворона питается остатками пищи.
• Клесты любят семена шишек.
Дидактическая игра «Один – много».
Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.
Одна ворона – много ворон, один воробей – много воробьев и т. д.
Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей я умею чирикать.
Дидактическая игра «Сосчитай птиц».
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.
Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Чёрное крыло – чёрненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Цель : учить составлять описательный рассказ.
Дети оставляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка.
Дидактическая игра «Чьё это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Крыло чьё? – голубиное, воробьиное и т. д.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Цель: закрепить знание детьми антонимов.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий
Физическое развитие:
- Подвижные игры «Перелёт птиц», «Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Вороны и воробьи», «Найди пару», «Собачка и воробьи».
-Физкультминутка «Воробушки и галка».
-Пальчиковая гимнастика.
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Цель : закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».
Скачет, скачет воробей (дети скачут).
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей ( повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! ( повторяют: «Чик-чирик!»)
Чик-чирик!
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла.
«Воробьи» разлетаются.
Подвижная игра «Совушка»
Цель: учить выполнять движения по сигналу ведущего.
«День наступает – все оживает»,
Ночь наступает – все замирает».
Физкультминутка
«Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком махнуть»,
А теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет
И взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».
Работа с родителями :
-Рекомендации «Как и из чего сделать кормушку для птиц,
-Рекомендации родителям по подбору художественной литературы для чтения детям.
-Оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».
-Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»
-Памятка - Как подкармливать птиц.
- Правила поведения возле кормушек.
- Заготовка корма для птиц.
Правила поведения возле кормушек.
1. Громко не кричать.
2. Не сорить.
3. Не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
4. Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.
Памятка «Как правильно подкармливать птиц».
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма : семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. 7. Нельзя давать чёрный хлеб!
3 этап - заключительный:
Цель : подвести итоги работы по проекту.
-Викторина «Кто больше знает о птицах?»
-Выставка детских работ.
-Развешивание кормушек.
-Спектакль-инсценировка «Спор птиц» для родителей.
Во время работы над проектом дети проявляли повышенный интерес и любознательность. Испытывали яркие и положительные эмоции, что способствовало формированию чувства ответственности и бережному отношению к природе.
Родители тоже активно принимали участие в работе, что помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.
После реализации проекта у детей :
-сформированы и систематизированы элементарные представления о зимующих птицах;
-развит интерес к наблюдениям за объектами природы, желание помогать птицам в трудный для них период жизни;
-сформированы представления о правилах кормления птиц.
Родители:
- Проводят совместные наблюдения с детьми в природе.
- Привлекают детей к подкормке птиц в дикой природе.
Если начал птиц кормить
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
«Мы вас любим! Прилетайте к нам ещё!»