Альбина Плотникова
Экологический проект «Покормите птиц зимой» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Введение
Птицам трудно приходится зимой. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Особенно страдают синицы (из десяти синиц зиму переживает только одна.). Если зимой погибнет только одна самка синицы, то летом не появится на свет около полутора десятка птенцов. Много других зимующих птиц тоже нуждается в нашей помощи. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге.
Публикация «Экологический проект „Покормите птиц зимой“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы считаем, что в настоящее время совершенно необходима зимняя подкормка птиц. Это занятие имеет большое воспитательное значение, так как учит и детей, и взрослых заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Ведь самое страшное – это равнодушие. Самый доступный и распространенный вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в старшей группе проекта «Кормушка для пичужки» можно считать уникальной возможностью по формированию основ экологического мировоззрения у детей. Тема проекта «Кормушка для пичужки» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Мы призываем всех, кому не безразлична судьба нашей Планеты, к участию в ежегодной акции, призываем заботиться о птицах, беречь природу и ее богатства, чтобы наша планета была огромным цветущим садом!
Паспорт проекта
Название проекта : «Кормушка для пичужки».
Тип проекта :
По доминирующей деятельности: практически-ориентированный По содержанию: естественно – научный.
По числу участников проекта : групповой.
По времени проведения: среднесрочный с 11.11.2019г. - 31.03.2020г. Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Возраст детей : 6-7 лет.
Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.
Объект проекта – зимующие птицы.
Предмет проекта - образ жизни птиц зимой. Предполагаемый продукт проекта :
1. Буклеты «Протяни руку птице», «Кормушка для пичужки».
2. Анкеты для родителей
3. Листовка для родителей «Поможем птицам вместе».
4. Листовки для жителей микрорайона «Будь с нами».
5. Выставки творческих работ дошкольников.
6. Кормушки, скворечники, изготовленные родителями совместно с детьми.
7. Кафе для птиц.
8. Детский мастер-класс «Зимний пирог для птиц».
9. Тест–презентация «Что я знаю о птицах».
10. Видеозарисовки проекта.
11. Книжки-малышки о пернатых.
12. Лэпбук «Зимующие и перелетные птицы».
13. Экологическая газета «Птицы на кормушке».
14. Мини-музей «Пернатые соседи».
15. Картотека экологических игр.
Ресурсное обеспечение проекта : участок детского сада, помещение группы, районная библиотека, территория микрорайона.
Актуальность:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, 7—9 из 10 птиц, остающихся в городе на зиму, гибнут вовремя морозов и снегопадов из-за недостатка еды. Зимой и ранней весной подкормка птиц – самый эффективный способ помочь пичужкам. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Необходимо, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
Таким образом, возникшее противоречие: важность и необходимость ознакомления детей с зимующим птицами, трудностями условий их обитания и выживания в холодное время. Формирование у детей заботливого, гуманного отношения к птицам, а с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Проект способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Привлечение родителей к участию способствует укреплению связей между педагогами – детьми – родителями. Поэтому, проект «Кормушка для пичужки» можно считать своевременным и актуальным.
Новизна проекта : использование современных форм и методов в работе с детьми, родителями, жителями микрорайона.
Проблема проекта :
• Почему некоторые птицы улетают зимой?
• Какие птицы остаются зимовать?
• Как помочь птицам выжить в зимних условиях?
• Какова роль человека в жизни птиц зимой?
• Что может сделать человек для зимующих птиц?
Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, постоянно подкармливать зимующих птиц то :
• возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега и сохранить их численность.
• станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу.
Если мы реализуем проект, то:
• повысится уровень знаний детей о птицах родного края;
• будут формироваться основы экологической культуры;
• у дошкольников будет развиваться чувство эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность;
• укрепятся связи родители – дети – педагоги.
Цель проекта : формирование основ экологической культуры старших дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, а также повысить уровень экологической активности населения.
Задачи проекта :
1. Расширять и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, их приспособленности к среде обитания в разные времена года.
2. Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма. 3. Продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение.
4. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме проекта.
5. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
6. Учить сравнивать, анализировать и устанавливать причинноследственные связи между природными явлениями, делать обобщения.
7. Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.
8. Продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о птицах, работая с информационными ресурсами.
9. Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал воспитателя.
В рамках экологического проекта мы подобрали методы и приёмы, обеспечивающие активную позицию ребенка и взрослого, вызывающие развитие эмоций и чувств у них, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
Ожидаемый результат:
Дети:
1. У детей сформируется ответственность и забота о пернатых друзьях и их охране.
2. Будут знать, называть большое количество зимующих птиц.
3. Научатся отличать и сравнивать птиц.
4. Научатся совместно с родителями изготавливать кормушку.
5. Будут знать, какими кормами, и как подкармливать.
6. Научатся наблюдать и анализировать собственную деятельность.
7. Научатся различать птичьи следы.
8. Будут уметь сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Родители:
1. Появится интерес и заинтересованность участвовать в проекте.
2. Примут активное участие в изготовлении кормушек и скворечников для птиц.
3. Возникнет желание подкармливать птиц не только на участке детского сада, но и рядом со своим домом.
4. Будут способствовать развитию творчества, знаний и умений у детей, желания общаться с природой.
5. Будут принимать активное участие вместе с детьми в мероприятиях в рамках проекта.
6. Повысится уровень экологической культуры и информированности.
Педагоги:
1. Обогатят экологическую среду группы стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
2. Соберут и систематизируют весь материал по теме проекта.
3. Получат удовлетворение от проведенной работы и результатов проекта.
4. Повысят социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
5. Повысят экологическую грамотность всех субъектов экологообразовательного пространства.
6. Воспитатели заявят себя активными сторонниками проектной деятельности, готовыми к поиску новых, нестандартных решений.
2. Алгоритм реализации проекта :
1. Наблюдение за жизнью птиц в осенне-зимний период года, подкормка.
2. Наблюдение за погодой, обсуждение проблем животных и птиц.
3. Чтение художественной литературы.
4. Изготовление и презентация детьми собственных книжек-малышек «Пернатые соседи».
5. Листовки членам семьи детей от их имени с просьбой о помощи «Поможем птицам вместе».
6. Рассматривание и развешивание на территории учреждения изготовленных родителями и детьми кормушек для птиц, фотографирование работ, видеосъемка.
10. Организация детского мастер-класса «Зимний пирог для птиц».
11. Организация кафе для птиц.
12. Ежедневное, совместно с детьми, пополнение кормушек кормом для птиц.
13. Обсуждение с детьми результатов наблюдений за птицами у кормушек, какие виды птиц прилетают, какие корма любят, как ведут себя.
14. Рассматривание слайдов с фотографиями кормушек, скворечников и птиц, мультфильмов.
15. Организация выставок творческих работ детей.
16. Изготовление лэпбука «Перелётные и зимующие птицы».
17. Проведение праздника «День птиц».
18. Изготовление скворечников.
3. Содержание проекта
3.1 Этапы проведения и реализации проекта
Подготовительный этап: с 11 ноября по 30 ноября
Цель: поиск эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников, родителей, жителей поселка о зимующих птицах и помощи им.
Деятельность педагогов
План мероприятий
№ Название мероприятий Срок Ответственный
1 Составление алгоритма проекта. 11 ноября Воспитатели, ст. воспитатель
2 Обсуждение цели и задач с детьми, родителями. 11 ноября Воспитатели
3 Создание эколого-развивающей среды для реализации проекта. Ноябрь Воспитатели
4 Разработка тематических бесед, наблюдений на прогулке, рассматривание иллюстраций, подбор презентаций о зимующих и перелетных птицах, дидактических игр. ноябрь Воспитатели
5 Выпуск буклетов и листовок для родителей и жителей поселка 14 ноября Воспитатели
6 Создание экологической библиотеки в группе. Ноябрь Воспитатели
7 Сбор информации о том, какие птицы остаются у нас зимовать, что страшнее для них голод или холод. Ноябрь Воспитатели
8 Заготовка корма для птиц. Ноябрь Воспитатели
9 Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями. 11-19 ноября Воспитатели
10 Выставка книг для домашнего чтения 28 ноября Воспитатели, библиотекарь
Деятельность с родителями
План мероприятий
№ Название Срок Ответственные
1 Анкетирование с целью выявления отношения родителей к реальному 11 ноября Воспитатели
осуществлению экологического проекта в семье.
2 Распространение буклетов среди родителей по теме экологического проекта "Кормушка для пичужки", «Протяни руку птице», листовок «Поможем птицам вместе». 15 – 26 ноября Воспитатели
3 Распространение листовок среди жителей поселка «Будь с нами» и буклетов «Протяни руку птице». 15 – 26 ноября Воспитатели
4 Консультация "Дорогою добра". 28 декабря Воспитатели
5 Изготовление кормушек. 14-30 ноября Воспитатели
В ходе подготовительного этапа педагогами были разработаны буклеты экологический проект «Кормушка для пичужки» и «Протяни руку птице». В первом буклете отражена структура проводимого нами проекта, его цель и призыв стать активным участником проектной деятельности. Второй буклет содержит информацию о зимующих птицах, способах изготовления кормушек, меню для птиц. Для того, чтобы сделать буклет более информативным и привлекающим внимание, мы поместили в него небольшой кроссворд. У людей не возникнет желания сразу выбросить его и они, несомненно, ознакомятся с содержанием всего буклета.
Воспитатели исследовали информацию о возможных кормах для птиц и оформили меню для птичьего кафе. Теперь каждая семья знает, какие корма предпочитают те, или иные птицы. Взрослые и дети приносили угощение для птиц, используя рекомендованное меню.
Совместно с детьми педагоги разработали текст листовок «Поможем птицам вместе» для родителей и «Будь с нами» для жителей микрорайона.
Дети с большим энтузиазмом вручали буклеты и листовки родителям.
Многие жители нашего поселка подкармливают птиц на тропе здоровья, но большинство из них не уделяют этой проблеме должного внимания. Привлечение жителей к нашей акции «Протяни руку птице» ново для нас, в этом году мы решили рассказать им, что мы делаем для того, чтобы спасти птиц от голода и, что смогут они, став друзьями птиц. Покормить птиц — несложный способ проявить человечность и стать добрее. Но надо заметить, что если уж взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых. Принимайте участие в акции «Протяни руку птице» : повесьте у своего дома кормушку и наблюдайте за пернатыми гостями. Не пожалеете!
Дошкольники вместе с педагогами расклеивали и раздавали жителям микрорайона листовки и буклеты, агитируя их подкармливать зимующих птиц.
Распространение листовок Дети и родители смастерили кормушки. Они получились разными. Ктото использовал бросовый материал, а кто-то выполнил кормушку из деревянных материалов, была и съедобная кормушка из арахиса.
Основной (практический) этап с 1 декабря по 31 марта
По исследованиям орнитологов выявлено, что в сильные морозы погибает до 90% синичек, из десяти к весне выживают одна-две синички. И погибают они не от холода, а от голода.
В это трудное время люди должны прийти им на помощь. Нужно помнить, что подкормка должна быть регулярной, так как птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью до часов. Помочь птицам можно не только повесив кормушку, но и скворечник или дуплянку – многие наши птицы охотно ночуют в них, спасаясь от ночной стужи.
Цель основного этапа: организация взаимодействия между всеми участниками проекта, постоянное обсуждение полученных в ходе проекта результатов.
Запланированные мероприятия помогут организовать помощь птицам в зимнее время, у участников акции развивать наблюдательность и внимание, гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране; формировать ответственность за состоянием окружающей среды.
План мероприятий.
№ Название Срок Ответстве нные
1 Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме проекта. Декабрь -март Воспитате ли
2 Развесить кормушки на территории детского сада и микрорайона, просмотр мультимедийной презентации «Моя кормушка». декабрь Воспитате ли, дети.
3 Детский мастер-класс «Зимний пирог для птиц». Открытие кафе для птиц. декабрь Воспитате ли, дети, родители.
4 Создание экологической газеты в совместной деятельности воспитателя и детей «Птицы на кормушке». январь Воспитате ли, дети.
5 Фиксирование результатов ежедневных наблюдений в дневнике «Репортажи с кормушки». Декабрь -март Воспитате ли, дети.
6 Презентация экологической библиотеки в группе «Про птиц». Декабрь
– 1 неделя Воспитате ли.
10 Оформить лэпбук «Перелетные и зимующие птицы». декабрь Воспитате ли, дети, родители.
12 Создание тематических альбомов
«Перелетные птицы», «Зимующие птицы» с зарисовками. январь Воспитате ли
13 Создание коллективных коллажей «Друзья птиц». январь Воспитате ли
14 Выставка детских творческих работ. 1 раз в
неделю Воспитате ли
17 Смастерить скворечники. март Воспитате ли, дети, родители
Деятельность педагогов
Организованная образовательная деятельность с детьми План работы
Мероприятие Содержание Срок
Ознакомление с природой "Пернатые друзья", "Покормим птиц".
Экскурсия в зоопарк. Мир птиц.
Экологический урок «Соседи по планете» по рассказам нижегородского писателя и
художника Сергея Шустова ноябрь декабрь январь февраль
Развитие речи Чтение В. Танасийчук «Птичий город на деревьях»
«Что мы знаем о птицах»
Рассказывание по картине Саврасова «Грачи прилетели». декабрь
март апрель
Аппликация «Совы и воробьи»
«Разговор синицы и снегиря»
«Снегири»
«Птицы на ветке» декабрь январь февраль март
Лепка «Моя любимая птица».
«Птицы – наши друзья» декабрь январь
Рисование «Снегирь и синичка», «Зимующие птицы».
Рисование пластилином «Синички и совы» «Как мы кормили птиц» «Перелетные птицы». декабрь декабрь январь февраль февраль
Прикладное творчество «Голуби»
Маски для сюжетно-ролевых игр.
Птички-невелички декабрь январь февраль
Просмотр мультимедийных презентаций «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Трудно птицам зимовать», «Чем накормим птиц зимой?», «Что хорошо, что плохо?». декабрьянварь
Интерактивные игры «Что мы знаем о птицах?», «Угадай кто?», «Летает – не летает?», «Кто что ест». Декабрьмарт
Экспериментир ование - Экспериментирование с кормами на кормушке;
- «Исследование птичьего пера» - научить обследовать предмет, закрепить знания о птицах;
- «Могучая скорлупа»;
- «Научи яйцо плавать». декабрьфевраль
январь
февраль март
Дидактические игры
«Зимующие птицы», «Покормим птиц»,
«Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу", "Чья тень", "Чей голосок",
"Домашние и дикие птицы", "Угадай, кого не стало", «Летает, не летает». «Воробей и автомобиль», «Кто в домике живет?», «Узнай по описанию», «Знаешь ли ты?», «Что за птица?», «Птицы», «Подбери признак», «Загадки – отгадки» «Счет птиц», «Кто как голос подает».
декабрьмарт
Подвижные игры.
"Воробушки и автомобили", "Кот и воробьи", "Гуси-гуси", «Птички и кошка», «Воробушки и кот» :«Воробьи и кошка»,
«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках» декабрьмарт
Наблюдения на прогулках, из окна за птицами, прилетающими на участок. Осень: за птицами, которые перебираются поближе к жилью человека.
Зима: за птицами, прилетающими на кормушку. Рассматривание птичьих следов»
Весна: за прилетом птиц. В течение проекта
Тематические
беседы
"Птицы и мы", "Какую пользу приносят птицы", "Повадки птиц", «Что ты знаешь о птицах?», «Почему птиц стало меньше?»,
«Приучите птиц зимой к кормушке» «Почему мы считаем птиц своими
друзьями»,
«Зачем поют птицы?» В течение проекта
Чтение художественно й литературы.
Н. Рубцова «Воробей»
В. Звягина «Воробушки»
Л. Н. Толстой «Воробей на часах»
С. Есенин «Поет зима, аукает»
Т. Евдошенко «Зимние гости»
Л. Воронкова «Птичьи кормушки» В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»
О. Григорьева «Синица»
А. Яшин «Покормите зимой птиц»
Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»
В. Бианки «Птичий год: зима»
М. Н. Богданова «Домашний воробей»
С. Шустов «Соседи по планете»
С. Грибицкий, В. Чаплин «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости» Н. Сладков «Кусок хлеба» Декабрь- март
В. Бианки «Лесные домишки»
«Синичкин календарь»
А. Горький «Воробьишка»
И. Поленов «Синичкины кладовки»
Г. Скребицкий «Берегите птиц» Т. Шорыгина «Птицы. Какие они?», Энциклопедия «Зимующие птицы».
Заучивание стихотворений:
А. Прокофьев «Снегири»
Н. Рубцов «Воробей»
А. Яшина «Покормите птиц зимой» и др.
Экскурсия в библиотеку По страницам «Красной книги»
Тематическая выставка "Наши пернатые друзья" ноябрь
февраль
Игра - инсценировка
по рассказам В. Бианки «Птичьи разговоры» :
«Разговор птиц в конце лета»;
«Зимний разговор через форточку»
«Разговор птиц весной»;
“Узнай птицу!”
ноябрь Январь март
Конкурс чтецов «Знакомые незнакомцы» январь
Экологическая газета «Птицы на кормушке»
декабрь
Рассматривани е иллюстраций о птицах. В экологической библиотеке «Пернатые соседи» Декабрьмарт
Выставки детских творческих работ. «Моя любимая птица»
«Птицы на кормушке»
«Зимние гости» Декабрь
Январь Февраль март
Трудовые поручения: подкармлива- ние птиц. Очистка и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах. Декабрьмарт
Деятельность родителей.
1. Консультация «Дорогою добра».
2. Эка-флешмоб «Птицы в городе» - оставить комментарии и фотографии кормушек в социальных сетях.
3. Детский мастер-класс «Зимний пирог для птиц».
4. Приготовить угощение для птиц и развесить во дворе своего дома.
5. Изготовить книжки-малышки о пернатых.
6. Сбор фото и видео материалов для фоторепортажа.
7. Активная помощь детям в участии в интернет - конкурсах, викторинах.