Ботунова Ольга Станиславовна
Экологический проект по выгонке луковичных растений «Цветок для мамочки»
Экологический проект по выгонке луковичных растений
«Цветок для мамочки»
Данная работа является подведением итогов деятельности по внедрению экологического проекта «Цветок для мамочки» в мероприятия ДОО.
Экологический проект содержит теоретический и практический материал по выгонке луковичных растений и отражает целостную систему работы по данной теме.
Введение
Публикация «Экологический проект по выгонке луковичных растений „Цветок для мамочки“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лук, лучок, чеснок
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Дарите женщинам цветы,
Чтоб жизнь ещё светлей казалась.
Чтоб будни были не пусты,
Дарите женщинам цветы.
Как много значит эта малость!
Андрей Дементьев
Что дарят папы на 8 марта мамам? «Конечно же, цветы», - ответят дети. «А где они их берут?» - спросили мы у детей. «В цветочном магазине», - ответили нам дети.
Мы предложили нашим детям стать маленькими волшебниками и вырастить к празднику весны цветок для любимой мамочки. В чём же заключается волшебство, спросите вы? Волшебство состоит в том, что за несколько зимних холодных месяцев маленькая луковица превращается в яркий нежный солнечный первоцвет. Волшебником может стать каждый.
Экологический проект по выгонке луковичных растений «Цветок для мамочки»
Тип проекта : информационный, практико-ориентированный.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей - участников : 5 - 6 лет.
Участники: педагоги, дети и родители группы.
Актуальность. Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не может существовать без растений. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять и, конечно же, знать строение цветка, его внешний вид, особенности, способы посадки.
Цель: выращивание тюльпанов способом выгонки.
Задачи:
1. Познакомить детей с техникой выгонки луковичных растений, методами ухода (рыхление, полив и т. д.).
2. Формировать экологическую культуру, развивать экологическое сознание и социально-экологическую активность, умение видеть красоту природы в выращенных цветах.
3. Воспитывать желание совершать добрые поступки по отношению к близким людям.
Методы проекта :
• исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• самостоятельное наблюдение;
• коллективное наблюдение;
• технология моделирования.
Формы организации проекта :
• непосредственная образовательная деятельность;
• совместная деятельность;
• экскурсии;
• дидактические игры;
• трудовая деятельность;
• экологические викторины.
Подготовительный этап
• Определение уровня знаний детей о луковичных растениях.
• Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
• Подбор необходимой литературы и материалов по данной теме.
Взаимодействие с детьми
• Экскурсия в цветочный магазин. Цель: расширение представления детей о цветах, способах их выращивания.
В цветочном магазине были приобретены луковицы тюльпанов, т. к. вырастить к 8 марта можно только луковичное растение. В ходе проекта мы применили технику выгонки, чтобы добиться от весенне-цветущих луковичных растений цветения раньше обычных для них сроков.
Для этого нам понадобились:
• контейнер (желательно прозрачный, чтобы можно было наблюдать за корневой системой и состоянием почвы, можно стаканчик 0.5 л.);
• картинка-метка, по которой ребёнок узнает свой горшочек;
• специально подготовленная луковица тюльпана, которая должна быть крупной, здоровой на вид и плотной на ощупь;
• почва для садовых цветов.
На подготовительном этапе в конце октября мы посадили луковицу в контейнер (верхушки луковицы не должны быть покрыты землёй) и поставили на два месяца в тёмное и прохладное место укореняться. Можно завернуть контейнер в черный полиэтиленовый мешок и держать его в сарае, погребе или гараже. Время от времени следует проверять, не пересохла ли почва в контейнерах и не появились ли побеги.
Основной этап
Взаимодействие с детьми
В конце января стаканчики с луковицами выставляют в природный уголок, где тепло, светло и солнечно. Начинаются дни наблюдений и ожиданий…. Луковицы начнут активно выбрасывать листья, а через 1-2 недели появятся бутоны.
Тюльпаны можно вырастить не только в почве, но и в воде. В нижнюю часть контейнера наливают воду, а в верхнюю часть помещают луковицу, чтобы она касалась воды только донцем. Затем применяют технику выгонки для луковиц, посаженных в почву. Это прекрасный метод показать дошкольникам ускоренение и рост луковичных растений.
За месяц росток превратится в молодое растение, на котором завяжется бутон. Дальше следует ухаживать за «выгоночными» луковичными растениями так же, как и за комнатными цветами, но поливать цветок нужно умеренно, чтобы вода не попадала на луковицу и не застаивалась внизу контейнера (луковица может загнить и перестать расти). Время от времени поворачивайте контейнер, чтобы растения росли ровно. Высоким растениям может потребоваться опора. Не держите цветы под прямыми солнечными лучами, на сквозняках и вблизи отопительных приборов.
Содержание работы в процессе реализации проекта
Взаимодействие с детьми
• Беседа «Что ты знаешь о луковичных растениях?»
• НОД «Рассматривание выгонки тюльпанов».
Конструирование из бросового материала «Цветок в горшочке».
• Дидактические игры «Цветы», «Каких цветов зимой не увидишь».
• Чтение художественной литературы: А. К. Толстой «Колокольчики», А. Плещеев «Весёлое лето», Е. Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Незабудки», Е. Благинина «Одуванчик», Т. А. Шорыгина «Украшение земли», Т. А. Шорыгина «Ромашки-близняшки», Т. А. Шорыгина. «Пёстрый веер луга», Т. А. Шорыгина «Василёк» и др.
• Рассматривание изображений цветов на иллюстрациях в книгах и журналах.
• Отгадывание загадок о цветах.
• НОД рисование «Комнатное растение в горшке с натуры».
• Ведение дневника наблюдений за выгонкой цветов (ежедневно).
• Труд в природном уголке (рыхление и полив растений, поворачивание горшочков) ежедневно.
Взаимодействие с родителями. Цель: привлечение внимания к разнообразию цветов, их ценности и значимости для жизни человека, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
• Подборка литературы (книги, журналы) о цветах в уголок книг.
• Оформление альбома «Дарите женщинам цветы».
• Оформление картотеки загадок, стихов о цветах.
Заключительный этап. Презентация продуктов деятельности.
Взаимодействие с родителями
• Организация фотовыставки: «Маленькие волшебники» или «… И зимой цветы цветут».
Взаимодействие с детьми
• Праздник «Цветок для мамочки».
К празднику 8 марта в руках у малыша будет самый замечательный подарок для мамочки – настоящий цветочек! После цветения, когда завянут листья, луковицы нужно вынуть из земли, просушить, удалить отмершие листья и хранить в прохладном сухом месте. Эти луковицы непригодны для повторной выгонки. Осенью их следует высадить в сад, и цветы порадуют нас на клумбах будущей весной.
Ожидаемый результат
• у детей сформирована система знаний о выгонки луковичных растений;
• созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о выгонки луковичных растений;
• у детей появилось желание совершать добрые поступки по отношению к близким людям.
Трансляция проекта
• Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.
• Выступление с сообщением из опыта работы на сайте ДОУ.
Перспективы проекта : в дальнейшем планируется разработать проект по посадке рассады цветов для обустройства участка детского сада «Цвети мой двор!».
Список используемых источников
1. Викулин Ю. С. «Тюльпаны» «Практическое руководство по выращиванию и выгонке»М. : Изд-во агентства «Яхтсмен», 1996 год.
2. Данилевская О. Н. Тюльпаны. Ленинград, Лениниздат, 1969.
3. Джонсон С., Иванс Ч. Вырастим сад. - М. : Изд-во «Махаон», 1998.
4. Демидова М. Ю. Естественно – научные проекты. - М. : Школьная пресса, 2005.
5. Киселев П. С. «Цветы, Удовольствие, Польза». г. Истра, сайт www.Gardenia.ru.
6. Лятина И. А. Зимние тюльпаны. Ж- л. Приусадебное хозяйство, 1999, №3.
7. По материалам книги Н. Маловой «Тюльпаны» - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-96с. И по книге «МОИ 6 соток: Цветы луковичные и клубнелуковычные» В. М. Жулева, Л. Г. Черенок.