Марина Харламова
Экологический проект по кубановедению «Весна на Кубани» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт экологического проекта по кубановедению «Весна на Кубани».
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий;
Тип проекта : групповой;
Сроки реализации: 3 месяца (март 2018г - май 2018г)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект по кубановедению „Весна на Кубани“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Кубань
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
Весна - самый яркий, самый динамичный сезон, именно поэтому мы выбрали данное время года, когда наблюдениям и экскурсиям следует уделить большое внимание. Дети дошкольного возраста не способны к продолжительным наблюдениям, однако в течение весны, по мере нарастания сезонных явлений, воспитатель привлекает внимание детей к ярким изменениям в неживой природе, в жизни растений и животных родного края. На этой основе и формируется любовь и интерес детей к Малой Родине (родному краю, к природе, к эстетической стороне окружающей действительности, к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.
Пусть ребенок пяти-шести лет не в состоянии еще испытать на себе во всей полноте обаяние раскрывающейся перед ним красоты природы родного края, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся оттенки неба, освещенного последними лучами заката. Пусть его привлекают иногда всякие мелочи - всюду разлитая жизнь, весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем след, который если не сейчас, то в будущем послужит материалом для глубоких, чистых переживаний. Так вместе с воспоминанием чувства красоты родной природы и близости с ней, воспитывается с самой ранней поры жизни никогда уже потом не исчезающее чувство любви к родным местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и превращается в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине.
Цель проекта : формирование умений замечать изменения в живой и неживой природе родного края в весенний период через комплекс основных видов детской деятельности.
Задачи:
1. Вызывать положительнее эмоции, чувство восхищения природой родного края. Формировать интерес к сезонным изменениям в природе; красоте окружающего мира, умение видеть прекрасное в разное время года; формировать позитивное отношение ребенка к творчеству, исследовательской деятельности, самостоятельности; воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Прививать любовь к малой родине, бережное отношение к природным ресурсам Краснодарского края. Формировать умение устанавливать доброжелательные отношения с товарищами в процессе совместной деятельности.
2. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира; любознательность, воображение, мышление и художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности; развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечая их изменения в начале, середине и в конце весенней поры. Развивать логическое мышление через сравнение и обобщение объектов окружающего мира. Развивать связную речь при рассуждениях о природе и составлении описательных рассказов об изменениях в живой и неживой природе весной. Развивать умение переносить свои творческие фантазии в реальность с помощью различных видов деятельности.
3. Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе на Кубани в весенний период. Формировать собственный познавательный опыт через наблюдения за объектами живой и неживой природы. Разнообразить досуговую деятельность детей, обогатить их познавательно- речевую и художественно- нравственную сферы.
4. Формировать навыки собственной безопасности посредством соблюдения правил поведения в природе и обращения с природными объектами во время наблюдений, экскурсий, экспериментирования.
Формы реализации проекта :
-чтение и заучивание художественной литературы по теме;
-рассматривание и обсуждение по теме;
-продуктивные виды деятельности;
-игровая деятельность: подвижные и спортивные, строительные и конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, творческие игры и упражнения;
-беседы и ООД с детьми;
-игровые и проблемные ситуации;
-культурно-досуговая деятельность;
-целевые прогулки и наблюдения;
-оздоровительные мероприятия по теме;
-работа со схемами и планами;
-речевое творчество;
-совместные виды деятельности детей и родителей;
-самостоятельная деятельность детей;
-работа с родителями: консультации, анкетирование, беседа-обсуждение, памятки, задания для родителей;
-консультация для воспитателей.
Ресурсное обеспечение проекта :
-предметно-пространственная развивающая среда;
-методическая литература;
-художественная литература;
-средства ИКТ.
Реализации проекта :
Этапы,
сроки Мероприятия,
виды деятельности
I Подготовительный
(01.03.18-15.03.18)
-вызвать познавательный интерес и активность детей и родителей к теме проекта через тематические выставки
-изучение литературы и передового опыта по теме
-уточнение формулировок проблемы, цели и задач
-информация для родителей через папки-передвижки
-подбор и изготовление наглядно-дидактических пособий
-оформление и периодическое пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе
-разработка и создание картотек по теме: «Загадки и стихи кубанских писателей», «Опыты и эксперименты весной», «Экологические природоведческие игры», «Кубанские подвижные игры».
-пошив кубанских костюмов для мальчиков и девочек
II Практический
(16.03.17-15.05.18)
Совместная деятельность воспитателей и детей :
1. Беседы с детьми: «К нам пришла весна!», «Птицы прилетели!», «Наш весенний лес», «Первоцветы», «Весенняя прогулка»
2. Наблюдения и целевые прогулки за изменениями живой и неживой природы весной в сравнении
3. Познавательно-речевые ООД: «Прошла зима холодная…», «Весну выручаем», «Труд кубанцев весной», «Весна на Кубани», «Водоемы Кубани», «Кладовые земли», «Красная книга Кубани», «Прогулка в весенний лес»
4. Продуктивные виды деятельности:
Аппликация «Ветка мимозы», «Соловей», «На зеленой кочке выросли цветочки»
Лепка «Ветка вербы», «Кто под дождиком промок?»
Рисование «Весенняя капель», «Встречаем жаворонка», «Ветка вербы», «Сирень в вазе», «Родные просторы», «Цветущие кубанские сады», «Наш цветущий луг», «Весеннее путешествие»
Рисование-эксперимент «Солнечный цвет»
Прикладное творчество «Подснежник»(из одноразовых ложек)
5. Загадывание загадок о весенней природе.
6. Чтение и заучивание стихотворений, примет кубанских писателей.
7. Заучивание пословиц и поговорок о любви к родной земле, к природе родного края.
8. Рассказывание легенд и преданий о растениях и животных.
9. Опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы весной.
Самостоятельная деятельность детей :
10. Рассматривание книг, иллюстраций и картинок по теме.
11. Самостоятельная художественная деятельность, раскраски.
12. Самостоятельная игровая деятельность:
настольные игры, развивающие, дидактические, экологические, подвижные.
Игровая деятельность:
13. Подвижные игры и упражнения:
«Хлибчик», «Удочка», «Ручеек», «Просо», «Роман, Роман…», «Стадо», «Тополек», «Подсолнухи»
14. Экологические природоведческие игры:
«Выбери нужное», «С какой ветки детки?», «Прилетели птицы», «Угадай, что где растет?», «Четвертый лишний», «Узнай и назови», «Летает, плавает, бегает», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Береги природу», «Живое – неживое», «Я знаю», «Воздух, земля, вода».
Развлечения:
15. Экологический досуг «Берегите родные просторы»
16. Инсценировка «Цветочная поляна»
17. Викторина «Встречаем птиц»
18. Вечерний досуг «Поможем природе нашего края»
19. Спортивный досуг «Как казаки весну встречали»
20. Познавательный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий «Весна на Кубани»
Работа с родителями:
21. Памятки: «Укусы комаров и мошек. Что делать?», «Безопасная весна в нашем крае»
22. Практическое занятие «Прогулка в весеннем парке»
23. Мастер-класс для детей и родителей «Подснежник» (оригами)
Задания для родителей:
Участие в пополнении предметно-пространственной развивающей среды
Подбор раскрасок и картинок о весенней природе
Оформление фотоальбома «Весенняя прогулка»
Творческая работа «Кубанская весна»
III Заключительный
(16.05.18-25.05.18) -итоговое развлечение «Весна шагает по Кубани» с участием детей, родителей и кубанского детского казачьего хора
-участие в детей и родителей в ежегодной природоохранной акции-Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна»
-высадка саженца березы на площадке
-анализ результатов проекта
IV Презентационный
(28.05.18-31.05.18)
-создание портфолио
-создание презентации
Ожидаемые результаты:
Дети:
- расширят кругозор и представления о признаках весны, о первых цветах, особенностях жизни диких животных и птиц в Краснодарском крае в весенний период.
- развита активность, самостоятельность, познавательная активность; творческие способности;
- обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Пробуждение весны», «Весна на Кубани», «Жизнь растений и животных нашего края весной», «Труд кубанцев в весенний период».
- позитивные изменения в речи детей : задают вопросы, рассуждают о том, какие изменения произошли в природе, высказывают своё отношение к миру природы, составляют описательные рассказы;
- систематизированы представления о водных и природных ресурсах Краснодарского края, о различных видах растений, животных, птиц, рыб нашего края;
- у детей появится желание «общаться» с природой родного края и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Родители:
- повышение заинтересованности родителей в проблеме ознакомления детей с природой родного края;
- активизация совместной деятельности детского сада и семьи в вопросах экологического воспитания;
- активное участие в совместной деятельности детей и родителей.
Педагоги:
-наладят тесный контакт с воспитанниками и родителями;
-вызовут интерес к участию в проектной деятельности.
Продукты проекта :
1. Тематический альбом «Весна в нашем крае»;
2. Тематическая папка-передвижка для родителей;
3. Творческие работы по теме;
4. Календарь и альбом наблюдений за объектами живой и неживой природы;
5. Фотоальбом «Весенняя прогулка»
Анализ работы над проектом
В результате проведенной работы дошкольники пополнили и расширили знания о первых весенних цветах и перелетных птицах, о жизни диких зверей Краснодарского края в весенний период; о сезонных изменениях в живой и неживой природе на Кубани в разные периоды весны.
У детей сформировано бережное отношение к природным ресурсам Краснодарского края; умение видеть прекрасное в разное время года.
У родителей повысился уровень ответственности за формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам; к экологическому воспитанию дошкольников.
Выводы:
В весеннем парке дети и родители приняли активное участие в совместном итоговом мероприятии «Весна шагает по Кубани» : играли, пели, танцевали, читали стихи, слушали народные песни и получили массу положительных эмоций. На организованном педагогами мастер-классе дети и родители создали своими руками букет подснежников в стиле оригами и получили большое удовольствие от совместной продуктивной деятельности. С большим желанием и энтузиазмом папы, мамы и дети собрались в выходной день в детском саду и приняли участие в ежегодной природоохранной акции-Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна-2018». Дети с помощью родителей высадили на площадке саженец березки-народного символа России.