Татьяна Азарова
Экологический проект «Грибное царство» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки,
И хорошие грибы,
Соберем в корзинки.
Территория Одинцовского района располагает богатыми природными ресурсами. Леса, представляя огромную ценность, являются в то же время питомниками и хранителями растительного мира. Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. В сентябре появляется огромное количество съедобных грибов - как говорится, хоть косой коси. Собирай лесное богатство, да заготавливай его впрок на зиму. А чтоб не оскудели леса, соблюдай простые правила - не разрушай лесную подстилку, где живут грибы. Помни, что грибы природой созданы не только для нашего стола, они нужны и многим другим организмам. Запасы съедобных грибов в округе до сих пор никто не оценивал. Они велики, и здесь встречаются все или почти все традиционно используемые в России виды грибов.
Публикация «Экологический проект „Грибное царство“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Грибы. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Грибы - это особенный мир! Но как, же мало знают наши дети об этом чудесном, богатом, разнообразном мире.
Цель проекта : сформировать знания о мире грибов : их названиях, свойствах, разновидностях, способах их применения и правилах сбора.
Задачи проекта :
Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о грибах, как особых растениях;
Научить узнавать, различать и сравнивать грибы;
Создавать условия, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;
Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами «тихой охоты»;
Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах;
Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
Формировать бережное отношение к природе;
Вовлекать родителей в непосредственно образовательный процесс в качестве его участников.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Длительность: среднесрочный (01.09. – 30.10).
Участники проекта :
- дети группы «Солнышко»;
- воспитатели;
- родители детей.
Ожидаемый результат:
- знают и правильно называют грибы, их строение;
- различают съедобные и не съедобные грибы;
- знают, как правильно собирать грибы в лесу;
- знают разновидность грибов – плесень;
- могут самостоятельно решать экологические задачи и находить верное решение в сложившейся ситуации;
- родители заинтересованы и принимают активное участие в проекте.
Приоритетная область: познавательное развитие.
Задачи:
-расширять знания о съедобных и не съедобных грибах;
- познакомить с разновидностью грибов – плесенью;
- формировать навыки исследовательской деятельности и умение решать экологические задачи.
Образовательные области в интеграции:
Речевое развитие
Задачи:
- формировать умение составлять описательные рассказы о грибах, грамматически правильно строя предложения;
- активизировать и обогащать словарный запас.
Социально – коммуникативное развитие
Задачи:
- развивать навыки общения друг с другом;
- вызвать желание беречь и охранять природу.
Художественно – эстетическое развитие
Задачи:
- развивать навыки продуктивной деятельности, творческой самостоятельности;
- формировать положительный, эмоциональный отклик при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и художественной литературы.
Физическое развитие
Задачи:
- познакомить с новыми подвижными играми, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками;
- повышать физическое, психологическое, эмоциональное благополучие детей.
Предпосылки учебной деятельности:
Познавательные:
- формировать умение устанавливать причинно – следственные связи;
- формировать умение создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
- формировать умение выделять существенные признаки объектов.
Коммуникативные:
- формировать умение формулировать собственное мнение и позицию;
- формировать умение строить монологическое высказывание и диалогическую речь;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные:
- формировать умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Личностные:
- формировать умение учитывать чужую точку зрения;
- воспитывать нравственные ориентиры, способность к сопереживанию.
Этапы проекта :
1. Подготовительный.
2. Содержательный.
3. Заключительный.
1 этап подготовительный :
1. Постановка и обсуждение проблемы.
2. Определение уровня знаний детей о грибах.
3. Создание условий для реализации проекта.
4. Беседы с детьми, подбор энциклопедической и художественной литературы.
5. Подбор иллюстраций, картин, фотографий, видеоматериалов.
6. Подбор дидактических, подвижных игр.
7. Обогащение предметно – развивающей среды.
2 этап содержательный:
Виды деятельности
Содержание
Познавательно-развивающая
1. Беседы на экологические темы :
«Грибное царство»;
«Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем?»;
«Почему грибы так полюбились людям. Какие грибы любят животные»;
«Осторожно ядовитые грибы»;
«Что можно приготовить из грибов».
2. Чтение художественной и научной литературы:
В. Даль: «Война грибов с ягодами»;
В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»);
В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»);
В. Сутеева «Под грибом».
3. Отгадывание загадок о грибах.
4. Знакомство и объяснение пословицы, поговорок, примет по тематике проекта.
5. Просмотр презентаций.
6. Составление рассказов по тематическим картинкам.
7. Просмотр мультфильмов:
Советский мультфильм. "Как грибы с Горохом воевали" (сказка деткам);
Сказки Сутеева – Грибок-Теремок;
Советские мультфильмы Грибной дождик 1985 года;
Крот и грибы;
Мудрые сказки тётушки Совы. Про грибы.
Продуктивная
Лепка: «Грибы», «Грибное лукошко», «Рыжики-лисички».
Рисование: «Мухоморы», «Опята», «Грибная полянка».
Аппликация: «Царь грибов-белый гриб» ( из круп: рис, гречка).
Оригами: «Мухомор».
Игровая
Дидактические игры:
«Собери грибы в корзину»;
«Найди лишний»;
«Отыщи и назови гриб»;
«Скажи по-другому»;
«Угадай, где гриб растёт»;
«Лесные дары»;
«Узнай по описанию»;
«Сравни грибы»;
«Чей гриб?»;
«Лабиринт: помоги ежу найти грибы»;
«Отыщи грибы на картинке»;
«Съедобные – несъедобные»;
«Собери картинку с грибами» (пазлы).
Подвижные игры:
«Грибники»;
«Поймай грибок»;
«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»;
«За грибами»;
«Охотники и грибы».
Взаимодействие с семьей
Оформление родительского уголка «На прогулку в лес с детьми».
Консультация для родителей: «Что должен знать ребенок о грибах».
Подбор и оформление папки: «Блюда из грибов».
Семейный поход вместе с детьми за грибами.
Рисуем и делаем поделки вместе с детьми.
Экскурсия в лес: «Ищем грибы» (наблюдение).
3 этап заключительный:
1. Выставка поделок «Грибная поляна».
2. Оформление альбома «Съедобные и не съедобные грибы нашего леса».
3. Оформление папки: «Блюда из грибов».
4. Экскурсия в лес: «Ищем грибы»(наблюдение).
Формы и методы реализации проекта : «Грибное царство».
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
Виды детской деятельности:
Беседы на экологические темы :
«Грибное царство»;
«Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем?»;
«Почему грибы так полюбились людям. Какие грибы любят животные»;
«Осторожно ядовитые грибы»;
«Что можно приготовить из грибов».
Рассматривание плаката «Грибы нашего леса».
Просмотр презентации «Грибное царство».
Отгадывание загадок о грибах.
Экскурсия в лес с родителями: «Ищем грибы» (наблюдение).
2. Речевое развитие.
Виды детской деятельности:
Чтение художественной и научной литературы:
В. Даль: «Война грибов с ягодами»;
В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»);
В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»);
В. Сутеева «Под грибом».
Знакомство и объяснение пословицы, поговорок, примет по тематике проекта.
Игра «Доскажи словечко».
Игра «Продолжи рассказ».
Игра «Исправь ошибку».
3. Художественно – эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:
Лепка: «Грибы», «Грибное лукошко», «Рыжики-лисички».
Рисование: «Мухоморы», «Опята», «Грибная полянка».
Аппликация: «Царь грибов-белый гриб» ( из круп: рис, гречка).
Оригами: «Мухомор».
Рассматривание картины Н. Нищевой «За грибами».
Музыкальная игра «На грибной поляне».
4. Социально – коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности:
Дидактические игры:
«Собери грибы в корзину»;
«Найди лишний»;
«Отыщи и назови гриб»;
«Скажи по-другому»;
«Угадай, где гриб растёт»;
«Лесные дары»;
«Узнай по описанию»;
«Сравни грибы»;
«Чей гриб?»;
«Лабиринт: помоги ежу найти грибы»;
«Отыщи грибы на картинке»;
«Съедобные – несъедобные»;
«Собери картинку с грибами» (пазлы).
5. Физическое развитие.
Виды детской деятельности:
Подвижные игры:
«Грибники»;
«Поймай грибок»;
«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»;
«За грибами»;
«Охотники и грибы».
Пальчиковая гимнастика: «По грибы», «Мы грибочки соберем», «Этот пальчик в лес пошел», «Пять грибов».
Физкультминутки «Большой – маленький», «За грибами», «Мы идем в осенний лес».
Результаты проектной деятельности :
В результате проектной деятельности дошкольники в полном объёме познакомились с миром грибов нашей местности, их многообразием и полезными свойствами. Благодаря оформлению тематического уголка группы, использованию различных наглядных и дидактических пособий, подбору видеоматериалов, методической и художественной литературы, у детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей. На занятиях дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, устанавливали причинно-следственные связи и учились правильно делать выводы. На прогулках и экскурсии у детей развивалась наблюдательность и любознательность, пробуждалось стремление бережно относиться к грибам. Так же, одним из важных результатов нашего проекта стало и приобщение родителей к непосредственно образовательному процессу.
Взрослые с большим удовольствием водили своих детей за грибами, в домашних условиях совместно изготавливали интересные поделки к нашему проекту. Всё это непосредственно повысила педагогическую культуру родителей. Наша работа по данному проекту не только обогатила знания детей, но и повысила уровень их экологической культуры.
Литература:
1. Васнецова А. Грибное царство. – М. : ООО «Издательство «Настя и Никита», 2016.
2. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
5. Шишкина В. А. Прогулки в природу: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2003.
6. Шорыгина Т. А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.
7. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. – М. : ТЦ Сфера, 2006.