Анастасия Хомякова
Экологический проект «Большой мир маленьких насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Актуальность: Насекомые! Мир их так обширен, что энтомология — наука о насекомых — еще не познала его полностью. Роль насекомых в природе велика. Вообразите на мгновение: вдруг эти существа исчезли… Знаете, что произошло бы? Катастрофа для всей планеты.
Публикация «Экологический проект „Большой мир маленьких насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Впервые человек встречается с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит его дальнейшее отношение к “мелким тварям” – будет ли он испытывать страх и отвращение к разным ползающим и летающим букашкам, или же откроет для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо. Данный проект позволит расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания о насекомых. У детей активизируются процесс познания, мыслительные процессы, познавательная активность, творческие способности.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (3 недели)
Участники проекта :
дети младшего дошкольного возраста
воспитатель
родители
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Ознакомление детей с разнообразием мира насекомых и со значением их в жизни человека, животных и растений.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представления о значении насекомых в жизни человека, растений и птиц.
Познакомить с разнообразием мира насекомых, строением их тела, способами передвижения, характерными особенностями.
Активизировать словарь детей названиями насекомых.
Развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, умение наблюдать и делать простейшие выводы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым.
Планируемые результаты по проекту :
• дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, гусеница, паук, кузнечик, пчела, комар, муха);
• иметь представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, пищит);
• иметь представления, где и как зимуют насекомые;
• знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• будут самостоятельно наблюдать за насекомыми, бережно обращаться с ним, использовать свои знания и умения в самостоятельной деятельности.
Работа с родителями
1 этап
Познакомить родителей с целью и задачами проекта
Привлечь родителей к участию в проекте
Вызвать интерес к образовательному процессу, развитию познавательных процессов у детей.
2 этап
Консультация «Оказание первой помощи при укусах насекомых».
Наблюдение за насекомыми вместе с родителями.
Заучивание стихов о насекомых
3 этап
Фотовыставка «Этот мир насекомых»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Продукт проекта
Дидактическая игра «Найди пару»
Коллекция масок насекомых
Картотека сказок о насекомых.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Выбор темы.
Определение целей и задач.
Изучение методической, познавательной и художественной литературы.
Разработка планов мероприятий проекта.
Подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр, конспектов занятий, пособий, иллюстраций.
Оформление информационного уголка для родителей
Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта
2. Основной этап. Работа с детьми
1 неделя
Беседа на тему : «Насекомые»
Цель: выявить у детей имеющиеся знания о насекомых.
Занятие по ФЦКМ «Знакомство с насекомыми»
П. З. формировать представление детей о насекомых, их характерных признаках, обогащать словарный запас названиями насекомых.
Чтение загадок о насекомых. Цель: учить понимать смысл загадок, отгадывать насекомых по характерным признакам.
Рассматривание иллюстраций на тему : «Насекомые». Цель: продолжать расширять знания детей об особенностях внешнего вида насекомых.
Занятие по рисованию «Божья коровка». П. З. учить рисовать яркие, выразительные образы насекомых.
П/и «Насекомые и ветер». Цель: учить выполнять движения по тексту, передавать в движениях образы насекомых.
2 неделя
Беседа с детьми на тему: «Насекомое Бабочка» Цель: познакомить с насекомым бабочкой, рассказать какую пользу приносят, познакомить с разнообразием бабочек.
Занятие по развитию речи: заучивание потешки «Божья коровка». П. З. вспомнить насекомое божья коровка, особенности окраски, способы передвижения, помочь запомнить потешку, вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем.
Занятие по ФЦКМ «Знакомство с бабочкой». П. З. продолжать расширять знания детей о насекомых и их характерных признаках, формировать представление о развитии насекомого бабочки, обогащать словарный запас, развивать зрительное восприятие.
Чтение сказки В. Берестова «Честное гусеничное». Цель: познакомить с произведением, формировать интерес к жизни насекомых, учить слушать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по прочитанному.
Занятие по аппликации «Гусеничка». П. З. учить детей составлять изображение насекомого из нескольких одинаковых кругов, закреплять умение аккуратно работать с клеем.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Насекомые». Учить согласовывать движения рук с текстом, развивать мелкую моторику.
3 неделя
Беседа на тему: «Как вести себя с насекомыми». Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в природе.
Д/и «Кто улетел?». Цель: развивать внимание, память, закреплять в речи детей названия насекомых.
Занятие по развитию речи «В стране насекомии». П. З. учить составлять предложения о насекомых по предметным картинкам, отгадывать загадки, учить образовывать форму множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательную форму существительных, уточнить и пополнить глагольный словарь, воспитывать доброе отношение к живым существам насекомым.
Наблюдения за насекомыми. Цель: формировать реалистические представления о живой природе.
Д/и «Насекомое или животное». Цель: учить детей дифференцировать понятия, закрепить в речи детей обобщающее понятие «Насекомые»
П/и с мячом «Летает или ползает». Цель: Закрепить у детей знания о способах передвижения насекомых.
Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Цель: познакомить с разнообразием мира насекомых, с особенностями передвижения.
4 неделя
Занятие по развитию речи: «Знакомство с насекомым пчела». П. З. Активизировать и обогащать словарь детей за счет слов: насекомое, улей, хоботок, нектар, пыльца, соты, мед. Поупражнять в звукоподражании пчеле, произносить звук «ж»
Занятие по ФЦКМ «Муравьи». П. З. сформировать знания о жизни муравьев, развивать образное мышление, речь, умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
Д/и «Найди пару». Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, познакомить с разнообразием бабочек в природе.
Занятие по лепке «На деревьях я живу листья сочные жую». П. З. совершенствовать умение раскатывать ком пластилина в шар, слегка расплющивать его соединять несколько деталей, дополнять образ отдельными деталями, прививать интерес к лепке.
П/и «Комары-жуки». Цель: учить детей действовать по сигналу, развивать слуховое восприятие, упражнять в произношении звуков (ж, (з, учить передавать в движениях образ насекомых.
Наблюдение за муравьями на прогулке. Цель: прививать интерес к окружающему миру, учить наблюдать за насекомыми.
3. Заключительный этап.
Оформление дидактической игры и папки по проекту
Оформление презентации по проекту
Отчёт по проекту
Выводы по проекту :
В ходе проекта предполагаемые результаты были достигнуты.
У детей сформировались знания о значении насекомых в жизни человека, растений и птиц. Дети знают названия насекомых, способы их передвижения, строение тела, их характерные особенности. У детей появился познавательный интерес, умение наблюдать и делать простейшие выводы. Они научились бережно относиться к насекомым. Родители так же являлись активными участниками проекта.