Приложение МААМ

Экологический проект «Комнатные растения — мои друзья»

Гафурова Татьяна Владимировна
Экологический проект «Комнатные растения — мои друзья»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологический проект

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31 «Ивушка» г. Ершова Саратовской области»

___

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством создания эко зоны

Экологический проект «Комнатные растения – мои друзья»

Гафурова Татьяна Владимировна,

МДОУ «Детский сад № 31 «Ивушка»

г. Ершова Саратовской области,

воспитатель

Публикация «Экологический проект „Комнатные растения — мои друзья“» размещена в разделах

Ершов 2021г.

Аналитическая записка

«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством создания эко зоны».

Экологический проект «Комнатные растения – мои друзья»

Актуальность. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Существующий сегодня экологический кризис представляется фило-софско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, сознанием, от уровня развития, которых зависит понимание личностью ценности самой природы, принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.

Справедливо утверждение С. Н. Глазачева о том, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования.

В связи с этим социальные экологи такие как : Э. В. Гирусов, А. В. Лосев, Н. М. Мамедов, Г. Г. Провадкин и др., ученые-педагоги, занимающиеся социально-экологическими проблемами обращают внимание на тот факт, что социально-экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования, и большое значение при этом отводится дошкольному образованию, которое закладывает фундамент социально-экологического развития личности [6].

Что же такое социально-экологическое развитие личности?

Социально-экологическое развитие личности это процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений личности, происходящих в экологическом сознании ребенка в соответствии с возрастом и под влиянием социоприродной среды, который заключается в согласованности между экологическими представлениями, гуманно-ценностным отношением к природе, социокультурным поведением в природной среде, позволяющих ребенку гармонично взаимодействовать в системе «человек – природа» и разворачивать доступные ему природоохранные виды деятельности [5].

В дошкольной педагогике пока нет единого мнения по поводу целевых ориентиров и терминологии экологического образования. Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического образования дошкольников:

- «воспитание начал экологической культуры» (А. М. Федотова,

- «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н. А. Соломонова,

- воспитание ответственного отношения к природе (А. В. Королева,

- воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н. Е. Орлихина,

- «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). [4].

С. Н. Николаева считает, что под экологическим образованием детей дошкольного возраста следует понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций [5].

На современном этапе отмечается определённое противоречие между естественной потребностью детей в общении с природой и отчуждением их от природы, что играет негативную роль с точки зрения их развития и воспитания. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством всесторонней экологизации развивающей предметной среды ДОУ.

Для экологического образования в дошкольном учреждении используется определённая зона. Эта зона – уголок природы.

Возможность наглядно показать детям дошкольного возраста зависимости, существующие в мире растений, связь организма и окружающей среды дает ознакомление с комнатными растениями.

Вместе с тем, остается не исследованным вопрос о целостном процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с комнатными растениями. Наблюдается противоречие между объективно возросшими требованиями общества к экологическому образованию детей дошкольного возраста и недостаточным использованием комнатных растений в эколого-педагогической работе дошкольных учреждений [2].

Таким образом, актуальность и важность проблемы обусловили выбор темы проекта «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством создания эко зоны комнатных растений».

С учетом этого была определена проблема исследования: при каких условиях возможно экологическое образование детей старшего дошкольного возраста? Решение данной проблемы составило цель исследования.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить уровень экологических знаний о комнатных растениях и особенности отношения к ним детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать доступную систему знаний для детей старшего дошкольного возраста о комнатных растениях.

3. Определить и экспериментально обосновать условия экологического образования в процессе ознакомления с комнатными растениями.

Уровень знаний детей о комнатных растениях определялся по следующим критериям:

- знания названий комнатных растений;

- знания о росте и размножении комнатных растений;

- знания о сезонных изменениях в жизни комнатных растений;

- навыки ухода за комнатными растениями.

Ребенку необходимо назвать и показать пять комнатных растений и ответить на ряд вопросов:

1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями7

3. Для чего людям нужны комнатные растения?

4. Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

5. какие из растений требуют частого полива?

6. Какие из растений любят свет и тепло?

7. Какие из растений красиво цветут, а какие не цветут вовсе?

- Покажи, как правильно поливать растения, как нудно рыхлить растения.

Оценка результатов определяется по трехбалльной системе.

- Высокий уровень (3 балла) - ребенок самостоятельно называет все предложенные комнатные растения; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; рассказывает и показывает, как правильно ухаживать за ними; проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям;

- Средний уровень (2 балла) – ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии комнатных растений; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

- Низкий уровень (1 балл) – ребенок затрудняется называть и показывать комнатные растения; затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями; практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Работа по выявлению уровня знаний о комнатных растениях у детей проходила в форме индивидуальной работы с каждым участником эксперимента.

Согласно результатам диагностики высокие результаты в ходе обследования получили 20% детей, средний результат показали 50% детей низкий результат был выявлен у 30% детей.

После проведения анализа показателей диагностики было выдвинуто предположение о том, что недостаточное содержание уголка природы в группе значительно влияет на уровень знаний и умений детей. Вследствие чего, было принято решение организовать эко зону в процессе реализации проекта «Комнатные растения – мои друзья».

Цель проекта : создание благоприятных условий через благоустройство территории для экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с комнатными растениями.

Участники проекта :

Воспитанники старшей группы ДОУ,

Воспитатели группы,

Родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

- формирование углублённых знаний детей о комнатных растениях, их жизни и условиях роста;

- формирование навыков ухода за комнатными растениями;

- воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Экологическая зона расположена в правом крыле, третьего этажа здания детского сада. На этом этаже находятся дети старшей и подготовительной к школе групп.

Эко зона создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической зоны действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день в группе.

Эко зона или как мы ее называем «зеленая зона» подразделяется на ряд функциональных зон.

Часть зоны у окон хорошо освещена, и поэтому она отдана под зону обучения. Здесь размещаются небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.

За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка.

В зоне коллекции представлены рисунки детей, фотографии, камушки, гербарии.

В зоне релаксации расположен красиво оформленный аквариумом с декоративными рыбками. Он предназначен для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за обитателями аквариума.

Зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания (экологические журналы).

Исследовательская зона создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят создают у них положительный образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке. Исследовательская зона разделена на два вида: научная лаборатория где находятся стеллажи (полки) для оборудования и материалов, а также стол с бортиками для исследовательской деятельности и зона наблюдения, где расположены объекты для наблюдений (ящики с рассадой, луком, веточки вербы и т. п.). Часто в нашей зоне проходят выставки детских работ экологической тематики. Не забыли мы и про родителей. Для них выделено место для информационного стенда.

Но главные герои нашей эко зоны, конечно, являются комнатные растения.

Ознакомление с комнатными растениями – это один из этапов в общей работе по формированию экологической культуры дошкольников.

Еще до начала работы с комнатными растениями, я часто замечала какое-то равнодушие у детей к зеленым обитателям на подоконнике в нашей группе.

Практически все дети с легкостью ответят на вопросы – что будет, если исчезнет вода, животные, растения? Все они знают, что растение, например, погибнет, если его не поливать, если за ним не ухаживать. Но вместе с тем, поливают его чаще всего именно тогда, когда об этом напомнит или попросит воспитатель. Начиная работу с дошкольниками по проекту «Комнатные растения – мои друзья», я задалась вопросом, как сделать так, чтобы дошкольники активно стремились к общению с природой и самостоятельно проявляли заботу об обитателях живого уголка.

С этой целью были созданы и показаны детям несколько презентаций под общим названием «Комнатные растения – мои друзья», во время просмотра которых мы вместе с ребятами искали ответ на вопрос – Зачем человеку комнатные растения? С удивлением они узнали, что в нашей эко зоне живут растения из разных стран и даже континентов. Были подготовлены дидактические игры о комнатных растениях, такие как «Что перепутал художник», «Лабиринт», «Цветочное лото», разрезные картинки и др.

Вместе с детьми были оформлены дневники наблюдений, картотеки комнатных растений, алгоритмы ухода за растениями.

На конец учебного года была проведена диагностика, целью которой было определение эффективности проделанной работы. Диагностика уровня развития знаний о комнатных растениях проводилась по той же методике, что и на первом этапе. Полученные результаты показывают, что дети показали значительное улучшение уровня знаний: высокий результат показали 60% детей, средний 40% детей, низкий результат обнаружен не был.

Подводя итоги всей работы можно сделать следующие выводы:

У дошкольников появился интерес к комнатным растениям. При получении новых знаний, дети охотно ухаживали за растениями, дошкольники стали проявлять не только интерес и любознательность по отношению к комнатным растениям, но и активно участвовали в образовательном процессе, задавали вопросы : Как? Почему? Как узнать? Что делать?

Конечно, работы еще много, ведь формирование экологической культуры – это постоянный, не прекращающийся процесс. И достигая одной цели, решая одну задачу, появляются другие.

Положительные результаты всей проделанной работы, позволяют определить практическую значимость данного опыта. И в первую очередь он будет полезен для тех педагогов, где комнатные растения являются только предметом интерьера. Именно для того, чтобы комнатные растения активно использовались в образовательном процессе, как средство воспитания и формирования экологической культуры дошкольников необходимо создать для них эко среду, место для этого всегда найдется, если есть желание и поставлена цель.

Используемая литература:

1. Гилберт Р. Комнатные растения. Практическое руководство. – М. : Дорлинг Киндерсли, 1997

2. Значение уголка природы в детском саду [Электронный ресурс] // snauka.ru. – Режим доступа : https://snauka.ru/wobrazovanie/znachenie-ugolka-prirody-v-detskom-sadu/

3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : Издат. центр «Академия», 2002

4. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2007.

5. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2011

6. Интернет ресурсы:

https://multiurok.ru/files/rol-komnatnykh-rastenii-v-rabote-s-detmi.html

https://portalobrazovaniya.ru/

https://www.maam.ru/detskijsad/rol

Публикации по теме:

Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возрастаИндивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД по познанию в средней группе «Мои зеленые друзья. Комнатные растения»Конспект НОД по познанию в средней группе «Мои зеленые друзья. Комнатные растения» Задачи: • продолжать формировать у детей интерес к растительному миру; • подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые,.

«Мои друзья — зеленые растения». Домашнее занятие в период самоизоляции по теме «Комнатные растения»«Мои друзья — зеленые растения». Домашнее занятие в период самоизоляции по теме «Комнатные растения» Период самоизоляции - время, которое нужно провести с пользой, получить новый опыт общения, обучения и воспитания всем участникам образовательного.

Проект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группеПроект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группе Проект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группе Пажбекова Юлия Владимировна Актуальность Проблема экологического воспитания – одна из.

Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего видаПроект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Вид проекта: познавательно-исследовательский,творческо-информационный.

Экологический проект «Лягушки — наши друзья»Экологический проект «Лягушки — наши друзья» Актуальность проекта. Лягушки полезные существа, не приносящие вреда человеку, очень даже симпатичные. И если рассказать о них интересно.

Проект «Наши друзья — комнатные растения» Доброе время суток, дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию проект "Наши друзья - комнатные растения" Актуальность Актуальность нашего.

Проект по экологии «Наши друзья — комнатные растения» Проект "Наши друзья - комнатные растения" Актуальность Актуальность нашего проекта заключается в формировании у детей системы элементарных.

Экологический проект «Лекарственные растения»Экологический проект «Лекарственные растения» Паспорт проекта Тема: «Лекарственные растения» Вид проекта: групповой Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Участники: дети.

Экологический проект «Птицы — наши друзья»Экологический проект «Птицы — наши друзья» Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Комнатные растения — мои друзья»
Опубликовано: 24 мая 2021 в 13:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Комнатные растения — мои друзья»» (включая файлы) размещена пользователем Гафурова Татьяна Владимировна (УИ 1678340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД