Танасейчук Ольга
Экологический проект «Интересная жизнь насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Интересная жизнь насекомых»
Аннотация проекта
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать. Мною был разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по насекомым, а также занятия с продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация) и развлечения. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, а наоборот позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их максимально интересными и полезными.
Публикация «Экологический проект „Интересная жизнь насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Разработанный проект по экологическому воспитанию познакомит дошкольников с жизнью насекомых.
Для ознакомления и освоения правильного отношения дошкольников с природой и был разработан проект, содержащий цикл занятий.
У детей с детства и на протяжении всей жизни накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. Именно поэтому необходимо развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. В этом, как нельзя лучше, немаловажным помощником является живая природа родного края.
Актуальность
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу основных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
В нашем детском саду, как и в каждом детском саду нашей необъятной Родины, организована работа по формированию экологической культуры детей. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее отдача. Налицо в тесной взаимосвязи выступают все формы и виды деятельности детей. Чем можно объяснить, почему дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных, а тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, поэтому им помогут взрослые.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Большинство современных детей, крайне редко общаются с природой. Ни для кого не секрет, что экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день, когда можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Немаловажную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их необходимо в процессе проектно-исследовательской деятельности, поскольку так ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Также детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе.
В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами. Но опыление — самая малая часть полезных, добрых дел для человека, которые совершают насекомые.
Они помогают очищать нашу землю от останков умерших растений и животных. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и, как следствие, пополняется необходимыми для роста и жизни зелёных растений, питательными веществами.
Так кто же они - друзья или враги?
Нам доподлинно известно, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней.
Но не смотря ни на что, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь.
Идея проекта : формирование навыков правильного отношения детей к живой природе.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие и уникальность каждого насекомого.
Цель проекта : формирование у детей представлений о жизни насекомых,
гуманное отношение к окружающей среде и живой природе.
Задачи проекта :
- расширить знания детей о жизни насекомых.
- воспитывать у детей интерес и бережное отношение к живой природе.
- развивать познавательный интерес к насекомым;
- развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость детей.
Тип проекта :
- метод: познавательно-исследовательский,
- характер содержания, триада: ребенок-семья-природа;
- количество участников: групповой;
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Участники проекта : дети 5 -6 лет, воспитатель, родители воспитанников,
Предполагаемый результат:
- появление ярко выраженного интереса к объектам природы – насекомым;
- привлечение родителей к проектной деятельности, помощи в экологическом воспитании детей.
Материально-техническая база:
- экологический центр в группе;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картинки и раскраски;
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- шапочки-маски для подвижных игр;
- театрализация.
Методическое обеспечение:
- методическая и художественная литература.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап: подбор материала по теме проекта. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных игр по теме. Использование настольных игр (разрезные картинки, раскраски). Проведение занятий и бесед о насекомых.
Основной этап:
Работа с детьми: проведение занятий по теме «Насекомые». Чтение и разучивание сказок, рассказов, стихотворений, песенок, пальчиковых игр, гимнастики пробуждения, загадок.
Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке.
Создание условий для изобразительной деятельности детей. Изготовление поделок.
Работа с родителями: консультация на тему: «Воспитание любви к живой природе у детей старшего дошкольного возраста».
Заключительный этап: оформление выставки, проведение олимпиады для детей: «Насекомые нашего края», фото-отчё т: «Интересная жизнь насекомых».
Формы и методы реализации проекта :
- работа на занятиях;
- наблюдения, целевые прогулки;
- индивидуальная работа с детьми;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
- чтение художественной литературы;
- утренние беседы;
- взаимодействие с семьей.
Предварительная работа:
- подбор иллюстративного материала по теме «Насекомые Саратовской области»;
- знакомство с литературными произведениями детских авторов.
Продукт проектной деятельности :
Творческая выставка, проведение олимпиады для детей: «Насекомые мои друзья», совместный творческий коллаж: «Интересная жизнь насекомых», консультация для родителей.
Анализ эффективности работы над проектом :
В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать
свои впечатления через разные виды деятельности.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе,
появилось желание получить больше информации о насекомых.
У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию
насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили
словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4
названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной
деятельности у детей развивалось воображение, мышление,
сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в
рисунках и детских поделках.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для
реализации творческих и познавательных способностей у детей, в
организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по
охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
- познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
- дети готовы охранять и защищать насекомых;
- у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные
отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы над экологическим проектом : «Интересная жизнь насекомых» следует сделать вывод:
- для достижения поставленной цели целесообразно использовать
разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную,
познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно-
эстетическую.
- работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести
используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и
обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность,
развлечения и др.
ВЫВОД: экологически ориентированная активность позволяет
дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети
накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт
их деятельности гуманный характер.
Список литературы
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование
и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М.
Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
3. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и
педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320
с.
4. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение»,
1983